Дагестан в этом году ожидает 1,5 млн туристов, заявил на проходящем в эти дни Петербургском международном экономическом форуме глава Дагестана Сергей Меликов. При этом, по его словам, регион готов принять и до 2 млн туристов.
Вместе с тем ранее и сам Сергей Меликов, и эксперты в области туризма, и представители отрасли отмечали, что стремительный рост турпотока продемонстрировал недостаточные возможности инфраструктуры. О недостатке объектов размещения и общепита мы писали здесь и здесь.
Но имеется еще одна проблема – качество дорожной инфраструктуры. Вызывает вопросы безопасность дорог в горных районах республики, куда чаще всего и едут туристы. На этой неделе в селе Митлиуриб в Шамильском районе автомобиль Volkswagen Tiguan с туристами упал в обрыв: 41-летняя женщина погибла, 11-летний мальчик попал в больницу. Аналогичная трагедия произошла в апреле прошлого года в Гунибском районе.
А как оценивают качество автодорог к туристическим объектам в Дагестане представители отрасли, выяснил корреспондент «МК в Дагестане».
Ездить по Москве не то же самое, что по горам Дагестана
«Дороги республиканского значения в центральном Дагестане, которые ведут к основным локациям, конечно, хорошие. Даже туристы отмечают, что эти дороги лучше, чем в Махачкале, – рассказывает организатор туров и экскурсий по республике (компания WelcomeDagestan) Эльдар Расулов. – Но в Дагестане есть примета: если мы съезжаем с асфальта, значит мы свернули к какой-то достопримечательности».
Так обстоят дела с барханом Сарыкум, куда дорога периодически превращается, как выразился Расулов, «в стиральную доску», а после дождя туда и вовсе опасно заезжать – можно увязнуть в огромных лужах.
Другой пример – дорога к смотровой площадке над Сулакским каньоном в поселке Дубки. Доехать до одной из главных достопримечательностей республики на больших микроавтобусах невозможно, и часть пути туристам приходится преодолевать пешком. Власти не первый год обещают заасфальтировать эти 500 метров, но все никак.
«Дорогу в Гоор уже два года асфальтируют, идут подготовительные работы, но в этом году она стала гораздо хуже, чем раньше, и пока это хороший бизнес для местных ребят на «Буханках». В Гамсутле с прошлого года перестали запускать в село на своем авто. Хотите подняться – оставьте машину на стоянке, далее пешком или часть пути на УАЗиках за 100 рублей с человека. Небольшие деньги, зато безопасно. Там очень узкие дороги, и только местные мастерски разъезжаются со встречными авто», – рассказывает Расулов.
Организатор туров призывает помнить: дороги в горах не везде хорошие, и для таких поездок нужно обладать мастерством вождения. Не менее важен и выбор автомобиля.
«Ваши 20 лет вождения по Москве – это ничто, если вам не знакомо вождение по горным дорогам. Приезжие берут седаны в аренду, спускаются в Зубутли по очень плохой дороге, рвут днище, царапают встречные машины на узкой дороге. Желательно, конечно, брать хотя бы кроссовер с задним приводом, но желание сэкономить пару тысяч рублей бывает сильнее. Трагедия в селе Митлиуриб как раз и говорит о том, что не стоит лезть в воду, не зная броду», – говорит Расулов.
Вместе с тем собеседник отмечает, что работы по улучшению дорожного полотна в республике ведутся. Например, начали расширять трассу Махачкала – Буйнакск, проложили асфальт до Салтинского водопада и к древнему аулу Корода, реконструируют дорогу в аул златокузнецов – Кубачи.
«Конечно, дорожная инфраструктура – это один из главных импульсов развития туризма. Надеюсь, что дагестанские дороги станут абсолютно безопасными для любого водителя, но ездить все-таки лучше с местными», – напомнил Расулов напоследок.
Нужны более широкие, качественные и прямые дороги
«Автодороги – это очень щепетильная тема для туризма, так как развитие этой отрасли в регионе напрямую зависит от доступности посещения туристических мест и времени в логистике туристов. А в Дагестане есть много недочетов в их состоянии, качестве и доступности», – говорит маркетолог туристической компании «Даг Тур» Юрий Александров.
По его словам, зачастую из-за состояния дорог по горным маршрутам невозможно перевозить туристов на больших автобусах.
«Районные дороги, уходящие в горы, к сожалению, оставляют желать лучшего. Хотелось бы пустить большие автобусы на маршруты, но сделать это невозможно, – признается Александров. – Хочется, чтобы дороги в горных районах были более широкие, качественные и прямые».
Среди самых проблемных маркетолог назвал дороги в аул Гамсутль, село Салта, села Кахиб и Гоор, а также дорогу на бархан Сарыкум.
Между тем в министерстве транспорта и дорожного хозяйства Дагестана сообщили, что в текущем году на строительство и реконструкцию дорог к туристическим объектам региона направят 1,8 млрд рублей. Работы проводятся в 21 муниципальном районе на 28 участках дорог в направлениях 24 туристических объектов.