«Пусть Умаханов вернет деньги, чтобы благотворительный фонд смог выполнять свои функции»

Совместная пресс-конференция обманутых вкладчиков банка АКБ «Экспресс» и Татфондбанка прошла 11 апреля в редакции газеты «МК» в Москве

   В пресс-центре редакции газеты «Московский комсомолец» в Москве прошла совместная пресс-конференция обманутых вкладчиков дагестанского и татарского банков.

Совместная пресс-конференция обманутых вкладчиков банка АКБ «Экспресс» и Татфондбанка прошла 11 апреля в редакции газеты «МК» в Москве

Банк «Экспресс»

21 января 2013 года Центробанк отозвал лицензию банка «Экспресс» на осуществление банковских операций, обосновав это тем, что тот представлял недостоверную отчетность о состоянии активов, противодействовал проведению инспекционной проверки, не исполнял требования предписаний надзорного органа об устранении нарушений.

На пресс-конференции выступили обманутые вкладчики дагестанского банка «Экспресс», которые на протяжении четырех лет пытаются восстановить справедливость и вернуть свои деньги. Основными докладчиками с дагестанской стороны были: руководитель инициативной группы обманутых вкладчиков Темирхан Гимбатгаджиев, председатель благотворительного фонда для онкобольных детей Магомед Абдуллаев и Махач Цахаев, которые рассказали журналистам, как именно выводились активы финансового учреждения.

Видимо, в конце декабря хозяева банка «Экспресс» владели инсайдерской информацией о том, что в январе он лишится лицензии и не сможет управлять деньгами клиентов. И 8 января 2013 года, когда вся страна отдыхала, сотрудники Росреестра переписывали задним числом недвижимость, находящуюся на балансе банка «Экспресс», на фирмы-однодневки и на подставные лица. Выводился кредитный портфель и залоговое имущество.

Фактическим хозяином банка являлся заместитель председателя Совета Федерации Ильяс Магомедсаламович Умаханов. В список учредителей входили родственники сенатора во главе с его сыном Магомедсаламом и племянником Зауром Магомедовым. Этот список был действителен на 1 октября 2012 года. Но буквально через месяц список был полностью изменен, и вместо родственников Ильяса Умаханова там оказались подставные люди, которые никакого отношения к банку не имели.

            Ликвидация банка

Темирхан Гимбатгаджиев рассказал, как в ноябре 2012 года по Дагестану прошел слух о том, что у банка «Экспресс» – одного из крупнейших банков республики, который обслуживал около 200 тысяч физических лиц, скоро отзовут лицензию. Все вкладчики побежали по банкоматам снимать деньги. «В эти дни руководство республики выступило с заявлениями, что эти слухи ложные, что банк устойчиво работает, однако через два месяца лицензию все-таки у банка отозвали. Когда в связи с этим банк начали проверять, оказалось, что ни денег на счету офисов и банкоматов, ни имущества у банка не осталось», – сказал Темирхан Гибматгаджиев.

Были переоформлены на другие предприятия и физические лица объекты недвижимости, принадлежавшие банку «Экспресс». Все его имущество выводилось в первых числах января 2013 года. В сговоре хозяева банка были с руководством Росреестра по Республике Дагестан. Здание банка на Абубакарова, 92, целиком вместе с первым этажом, где находился центральный офис банка, и с 16 квартирами на 2-м и 3-м этажах отошло к охранному предприятию ООО «Гард», а территория Медицинского центра имени Р. П. Аскерханова – некоему А. М. Гаджиеву. В течение очень короткого промежутка времени 54 объекта недвижимости нашли себе новых хозяев, наверняка являющихся подставными лицами. Кто будет в здравом уме и доброй памяти продавать лакомые куски земли и целые здания в центральных районах столицы Дагестана?

Ликвидные ценные бумаги были проданы буквально перед лишением банка лицензии. Банк имел акции ОАО «Казаньоргсинтез», ОАО «МК “Шатура”», ОАО «Холдинговая компания “Коломенский завод”», паев ОПИФ «Змей Горыныч», ЗПИФ «Рождественский», ООО «Регион Девелопмент», ПИФ «ЮГРА ипотечный фонд», ЗПИФ «Красногорье» и другие. Для того чтобы не возвращать деньги за продажу ценных бумаг в сумме 1 800 000 000 рублей, были куплены акции фирм-однодневок. И эти акции однодневок были возвращены в банк.

Все 12 офисов и 80 банкоматов банка «Экспресс» (12 офисов и 80 банкоматов) были выведены из банка на подставных лиц и сданы в аренду Сбербанку на кабальных условиях (только за офисы получали до 18 миллионов рублей в месяц). Такое стало возможным, потому что организаторы всей этой аферы – двоюродные братья: управляющий банка «Экспресс» Заур Магомедов и руководитель Ставропольского филиала «Сбербанк» Султан Умаханов являются родными племянниками сенатора Ильяса Умаханова.

            Накачка и вывод денег

Как оказалось, наше суровое законодательство имеет множество трещин и червоточин. А кое-где прямо-таки сверкают прорехи. «В банк якобы клались средства на депозит, которые банк оформлял в качестве кредитов фирмам-однодневкам, директора которых являются зиц-председателями Фунтами, и физическим лицам, в том числе рабочим кирпичных заводов, людям без определенного места жительства, просто на паспорта, без всякого обеспечения. Мы все знаем, что до этих событий без поручителя, без залога недвижимости стоимостью вдвое большей запрашиваемых денег получить кредит в банке «Экспресс» было невозможно», – продолжил обманутый вкладчик.  По данным Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ) объем фиктивных обязательств перед вкладчиками в банке «Экспресс» составил 7 миллиардов рублей. В банке настоящих вкладов оказалось всего на 3,5 млрд из 10 млрд рублей. Остальные «депозиты» были «размещены» в несуществующие кредиты, «положены» в отсутствующую кассу, «инвестированы» в вымышленные ценные бумаги, акции фиктивных предприятий – в каждом случае примерно по 2 млрд рублей. Таким образом, из банка АКБ «Экспресс» были украдены деньги клиентов – почти 16 тысяч физических или юридических лиц. Общий ущерб вкладчиков составил около 3,8 млрд рублей. И дополнительно были практически «из воздуха» в течение нескольких дней накачаны 7 миллиардов рублей.

Некоторым людям сотрудники банка заблаговременно сообщали о том, что у банка скоро отзовут лицензию и что нужно забирать свои деньги. Это высокопоставленные чиновники федерального и регионального масштаба и их родственники. Эти лица, по сути, являются участниками сговора, который можно квалифицировать по статье 35 УК РФ как совершение преступления группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией). Все эти средства со счетов снимались тоже 8 января 2013 года, когда вся банковская система страны не работала.

            По результатам проверки обстоятельств банкротства ОАО АКБ «Экспресс», проведенной АСВ, выявлены признаки его преднамеренного банкротства. Расследование продолжается четыре года, но ничего практически не сделано. «Многие люди потеряли все. Мой товарищ, например, погиб от нервов, – подчеркнул Темирхан Гимбатгаджиев. – Когда задаешь вопросы, почему следствие тянется, правоохранители показывают пальцем вверх. Типа, будет сверху команда – будут и результаты».

                                   «Доверие дороже денег»

Магомед Абдулаев рассказал собравшимся, что на счету банка «Экспресс» находились и средства его фонда, которые были предназначены на точечные операции для детей, больных онкологией.

Руководитель благотворительного фонда для онкобольных детей и преподаватель по совместительству Магомед Абдулаев рассказал о горе, постигшем его семью несколько лет назад. Сын Магомеда неожиданно заболел. На онкологическую операцию потребовалось около 12 миллионов рублей. Таких средств у семьи не было, и он обратился к дагестанцам, объявив сбор денег. Удалось собрать около 6 миллионов рублей, которые остались невостребованными, так как сын скончался, не дождавшись операции.

            Магомед Абдулаев открыл благотворительный фонд для помощи онкобольным детям, и деньги разместил в банке «Экспресс». «Когда начались слухи о его предстоящем банкротстве, по телевидению кто только не выступил в его поддержку: президент Дагестана Магомедсалам Магомедов, мэр Махачкалы Саид Амиров, руководитель Центробанка Сиражудин Ильясов. Зная, что хозяином банка является сенатор, заместитель Валентины Матвиенко Ильяс Умаханов, что акционерами являются его сын и племянники, я был более-менее спокоен, – рассказал Магомед Абдуллаев. – В январе 2013 года эти деньги, которые были предназначены для помощи больным детям, пропали. К кому мне обращаться? К тем, кто выступал по телевидению и клялся в устойчивости банка? Хочу обратиться к нашему сенатору Ильясу Умаханову, пусть он вернет эти деньги, чтобы благотворительный фонд смог выполнять свои функции».

            По словам Магомеда Абдулаева, те люди, которые ответственны за падение банка, находятся на свободе, отдыхают за границей. «На вопрос, почему следствие предъявляет претензии к рядовым исполнителям¸ чуть ли не к операционисткам банка, а не к реальным преступникам, я не получил внятного ответа. Они якобы не могут найти бывшее руководство банка. Я ответил: а где они ищут, если я их вижу в городе? Уже четвертая группа следователей поменялась», – подчеркнул Магомед Абдулаев.

            Один из обманутых вкладчиков банка «Экспресс» Махач Цахаев напомнил о лозунге, под которым банк работал: «Доверие дороже денег». Когда пошли первые сигналы о предстоящем банкротстве, сотрудники финансового учреждения утверждали, что в любом случае деньги вернут, в крайнем случае – через Агентство страхования вкладов. «Когда банк лопнул, выяснилось, что кроме нас, реальных вкладчиков, там множество фиктивных. Я встретился с управляющим банком Зауром Магомедовым, который дал обещание, что мы все получим свои деньги, что не надо волноваться, – рассказал Махач Цахаев. – Когда произошло банкротство, он исчез. Я его нашел только через три месяца, и Заур Магомедов сказал, что не имеет отношения к произошедшему, он якобы ни при чем. Банк считался самым надежным в Дагестане, и до сих пор простые люди надеются, что получат обратно свои сбережения, зарплаты, вклады».

            Магомед Абдулаев продолжил рассказ: «Я лично обращался в декабре 2013 года к тогдашнему руководителю администрации президента республики Рамазану Алиеву, он меня принял, ознакомился с делом и дал обещание организовать встречу с Рамазаном Гаджимурадовичем, но вопрос завис в воздухе. Я обращался и к представителю главы Алибеку Алиеву, он пообещал помочь, но позже начал избегать меня, отвечать на звонки раздраженно, потом перестал поднимать трубку. В республике сплошь и рядом перестали отвечать за свои слова, тут я Америку не открою. Прошли, видимо, те времена, когда, по Расулу Гамзатову, мужчина должен ответить за сказанное. Я говорю не о всех мужчинах, а о тех, кто работает только на свой клан, на свое благополучие, которым плевать на простых людей».

                                   Ситуация с татарским банком

3 марта 2017 года лицензии лишились несколько татарстанских банков: Татфондбанк, Интехбанк, Анкор Банк. Как сообщил Центробанк, это решение было принято на основании отчета временной администрации, где АСВ объясняет это низким качеством активов Татфондбанка, сделавшим невозможным процедуру финансового оздоровления «на разумных экономических условиях». Через месяц, 5 апреля 2017 года, Татагропромбанк также лишился лицензии.

Вкладчики Татфондбанка и банка «Интех», среди которых есть и юридические и физические лица, в общей сложности потеряли 40 млрд рублей. Совет директоров Татфондбанка, банка с государственным участием, возглавлял премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков. Поэтому большинство вкладчиков решили, что в татарстанском банковском кризисе виноваты местные власти, в том числе президент Республики Татарстан Рашид Минниханов. Протесты набирают обороты, обманутые вкладчики не собираются сдаваться, они пишут заявления в МВД, Следственный комитет РФ, Управление собственной безопасности ФСБ РФ, обращения и письма депутатам Госсовета РТ, Государственной думы, Совету Федерации и Президенту РФ с просьбами начать парламентское расследование.

За последние несколько месяцев были отозваны лицензии у 4 татарстанских банков, скоро начнутся процедуры банкротства. Желающих санировать татарстанские банки немного, и паника в банковском секторе негативно сказывается и на работающих банках. Поэтому большинство населения республики ждет отзыва еще двух лицензий: СПУРТ-банк и Ак Барс Банк могут стать следующими, что совсем разрушит региональный банковский сектор.

            Обманутые вкладчики крупнейших банков Дагестана и Татарстана подняли и другие вопросы: о ситуации с банковским сектором в регионах, о коррупции на уровне администрации республик, о проблеме с защитой интересов пострадавших клиентов лопнувших банков и возможных путях выхода из сложившейся ситуации.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру