После недавних сейсмических событий в Дагестане мы поговорили с директором Института геологии ДФИЦ РАН, доктором геолого-минералогических наук Василием Черкашиным о том, насколько они опасны, почему мелкие землетрясения — это даже хорошо, и о главной проблеме, которая волнует не только ученых, но жителей республики: о качестве застройки в республике.
— Василий Иванович, недавние землетрясения в Дагестане вызвали беспокойство у людей. Насколько они опасны и можно ли их было предсказать?
— Прогнозировать землетрясения ученые пока не научились. А то, что происходят сейсмические события в Дагестане, — это нормальное явление. Мы живем в сейсмоопасной зоне. Как бы это странно ни звучало, в последние годы событий сейсмических было очень мало. Когда происходят мелкие события, это хорошо, потому что снимается напряжение земной коры. Утром 26 августа произошло небольшое землетрясение в районе аэропорта (Карабудахкентский район), ночью, в 23:30, в Каспийском море произошло сейсмособытие магнитудой 5,9.
— То есть вы говорите, что землетрясения с небольшой магнитудой — это хорошо?
— Слава богу, что произошло такое землетрясение, магнитудой 5,9. Если бы в системе земной коры набралась большая напряженность и произошло бы землетрясение, не дай бог, магнитудой 7 — вот это было бы плохо. Вчера произошел сброс накопленной энергии. Это просто явление, мы живем в сейсмоопасной зоне.
— С чем вообще связана сейсмическая активность в нашем регионе?
— Через Дагестан в сторону Средней Азии проходит разлом генерирующий, который и формирует эти сейсмические события. Тут ничего сверхъестественного нет.
— После основного толчка всегда возможны афтершоки. Стоит ли их ждать?
— Если где-то есть еще напряженные участки, будут еще афтершоки от этого сейсмического события. А если нет, значит, не будет трясти. Вот такая вот ситуация.
— Глава Дагестана Сергей Меликов после происшествия обратился к недобросовестным застройщикам, предупредил их об ответственности за нелегальное строительство. Насколько остро стоит проблема сейсмостойкого строительства в республике?
— Вопрос строительства домов, способных устоять при землетрясении, — это большой и серьезный вопрос. Я принимал участие в первой комиссии по регистрации проблемных домов, тогда в республике было 150 домов. Сейчас уже говорят, в Дагестане настроено чуть ли не 600 таких домов. Цифры незаконно построенных домов разнятся, потому что контролировать сложно. Беспечность и безалаберность в сфере строительства в нашей республике процветает пышным цветом.
— В чем главная опасность таких зданий?
— Самое страшное другое — неизвестно, конструктивно как строили эти здания. Кроме этого, я не знаю, проводят ли застройщики микросейсморайонирование.
— А это обязательно?
— Насколько мне известно, сейсморайонирование не проводилась в городе почти 40 лет. А положено в сейсмоопасной зоне проводить его каждые 10 лет. Потому что грунты на территории Дагестана меняются: идет разрушение поверхностного слоя от сейсмических событий, меняется подземная гидросфера, подрусловые воды то появляются, то уходят. Каспий меняет свой уровень. Это все влияет на грунты.
— И что происходит в результате этих изменений?
— Ареалы сейсмичности территорий города меняются. То есть зоны в 6, 7, 8 баллов — их контуры меняются. Как они меняются, никто не знает. Может оказаться так, что вы по старым картам ориентировались и в 7-балльной зоне построили соответствующий дом. А за десятилетия эта зона стала 7,5, а может, и 8 или 8,5 баллов. Что будет, если произойдет сейсмическое событие с балльностью 8? Ваш дом может быть разрушен.
— Есть мнение, что все дома в Дагестане строятся с учетом 9 баллов. Это так?
— В свое время экс-министр Сулейманов говорил, что в Дагестане все дома строятся устойчивые к 9 баллам. Это не совсем правда, это очень дорого — строить 9-балльный дом. Там есть нюансы резонансной частоты, это целая теория. Надо строить дома в соответствии с нормативом, которое определит микросейсмическое районирование города.
— Может ли частный застройщик самостоятельно обезопасить свой объект?
— Застройщик может самостоятельно проводить сейсморайонирование на участке, где собирается построить дом. Но это очень дорогая процедура. У нас есть ООО, которая может проводить такую работу, но к нам пока что никто не обращался с этим предложением. Обращаются, обычно, когда что-то происходит.