Общественный транспорт в Дагестане: саботировать нельзя помогать

Общественный транспорт в Дагестане: саботировать нельзя помогать
Фото: Руслан Алибеков

В жаркие дни августа в Махачкале участились обмороки у пассажиров маршрутных такси. Нехватка на городских линиях не только комфортных, но и просто обычных автобусов приводит к невероятной давке. Подолгу ожидающие нужную маршрутку пассажиры набиваются в салон до отказа, что и ведет к обмороку тех, кто слабее здоровьем.

О том, что система общественного транспорта в Махачкале нуждается в скорейших кардинальных преобразованиях говорят не первый год, но изменений нет. Как объясняют сами муниципальные чиновники, у них нет для этого и законодательных рычагов. Федеральный закон №220-ФЗ дал частным извозчикам слишком много прав.

В беседе о том, какой выход можно найти из сложившейся ситуации представители муниципального Управления транспорта, связи и дорожного хозяйства однозначно сказали, что единственный путь развития – создание муниципального предприятия, которое воссоздаст в Махачкале систему общественного транспорта.

Увы, лежащие на поверхности решения даже таких застарелых проблем по непонятным причинам в Дагестане оказываются фактически проигнорированы. Вместо того, чтобы прилагать все усилия для участия в федеральных проектах, республика относится порой к возможности получить дополнительные средства на развитие безучастно.

Именно так случилось с федеральным проектом «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях», который в рамках федерального приоритетного проекта «Безопасные качественные дороги» реализуется в 38 городских агломерациях в различных регионах России. В том числе в Махачкале.

В 2021 году в рамках этого проекта 13 регионов страны получили более 400 новых автобусов и троллейбусов, на что из федерального бюджета было выделено 3,5 млрд руб. Однако нашей республики в число счастливчиков не оказалось. То ли новые автобусы Дагестану не нужны, то ли нужны только столице. Поэтому и нет интереса у региона?

Три года мэрия Махачкалы попыталась принять участие в данном проекте. 28 января 2020 года ими была направлена первая заявка на участие №51.01-51-13-433/20. Приложение со всеми необходимыми документами заняло 1226 листов. Однако из 60 поданных регионами заявок дагестанская заняла в тот год 22 место и не получила финансирование.

В 2021 году Махачкала также направила в Минтранс РД заявку №51.01-51-13-3102/20. Но заявке Дагестана было присвоено 17 место и столица республики вновь не попала в число получателей господдержки, которая позволила бы приобрести 50 автобусов и 40 троллейбусов на условиях льготного лизинга.

В 2022 году заявки подали 41 агломерация, а с учетом того, что количество победителей было расширено до 21 агломерации, Дагестан должен был войти в число получателей поддержки. Нужно было лишь направить компетентного специалиста, который смог бы представленную заявку обосновать и защитить перед конкурсной комиссией.

Самостоятельно принимать участие в конкурсе столичные транспортники не могли. Согласно условиям конкурса заявки, подают региональные власти. Однако на региональном уровне, очевидно, не оказалось должной политической воли поддержать заявку, подарив жителям столицы новые, комфортабельные автобусы и троллейбусы. Заявку на более чем 200 страницах оказалось некому поддержать. Личные амбиции и здесь оказались выше интересов простых горожан?

Но бывает и по-другому. Вот, к примеру, что пишет у себя на странице глава Башкирии Радий Хабиров: «Когда мы три года назад начинали транспортную реформу, именно НефАЗ подставил нам плечи и вне очереди принял у республики первый заказ на автобусы. И мы смогли начать убирать с наших улиц ушастые «пазики».

За это время мы купили 943 автобуса большого, среднего и малого классов. Из них 201 по заказу республики выпустил НефАЗ. Сейчас на заводе заканчивают сборку ещё 63 автобусов большой вместимости для наших жителей – красивых, удобных, безопасных. Работать они будут на газомоторном топливе – это очень важно с точки зрения экологии.

Отправим мы эти автобусы на самые востребованные маршруты в Уфе и уфимской агломерации, я уже поручил проанализировать просьбы наших жителей. В частности, они будут обслуживать уфимские Затон, Дему, Инорс, Сипайлово, где сейчас бывают напряженные моменты. Часть из них заменят автобусы среднего класса».

Новые автобусы, полученные в 2020 году в рамках этого проекта Татарстаном, встречали и в Казани. Глава региона Рустам Минниханов лично передал символический ключ от нового общественного транспорта мэру Казани Ильсуру Метшину. «Неужели и такое бывает?», - наверное воскликнули бы махачкалинцы. Именно так и бывает, отметим мы.

«Нет никакого сомнения, что эти автобусы – современные и экологичные и что житель столицы будет доволен. Ильсур Раисович, от всей души мы желаем, чтобы столица процветала, но общественный транспорт – это очень серьезный момент. Поэтому мы и дальше будем работать по дорогам и по транспортной схеме», – сказал Минниханов.

Но и это не все. Казань (как и Уфа) вошла в Комплексную программу развития общественного транспорта, инициатором которой стал ВЭБ.РФ с правом на льготный лизинг. И все потому, что Татарстан и Башкирия на региональном уровне приняли программы комплексного развития своих транспортных систем.

Программу, которая обошлась в 200 млн рублей, для Казани разработало московское ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта». Целью ее разработки было создание условий для устойчивого функционирования транспортной системы городского округ». А реализация предполагается за счет бюджетов всех уровней.

Можете себе это представить? Казань (с бюджетом 33,7 млрд рублей) получает помощь как в разработке программы, так и в ее реализации. Зато Махачкалу со сходим числом населения, но с бюджетом в 11,5 млрд (в три раза меньше!) фактически принуждают самостоятельно выкручиваться из ситуации.

И ведь развитием транспортных систем на региональном уровне занимаются не только в Татарстане и Башкирии. В начале 2022 года еще 34 новых автобуса доставили в Брянск (население порядка 400 тыс.). Общая стоимость транспорта составила около 300 млн рублей. Ключи от автобусов водителям вручил лично губернатор Александр Богомаз.

И подобных примеров масса, ведь так в регионах работают повсеместно. Курск, Омск, Мурманск, всюду мы видим, что главы регионов торжественно передают транспорт мэрам этих городов. Как вы думаете - почему? Потому что именно регионы получали эти автобусы, предварительно отобрав заявки городов.

Однако везде, где губернаторы вручают мэрам городов ключи от новых автобусов, именно регионы и занимаются работой по формирования транспортной политики. Потому что так и строится работа, когда власть нацелена на решение проблем жителей всего региона, а не на реализацию личных амбиций в отдельных муниципалитетах.

Еще одним путем развития общественного транспорта является лизинг, однако и этот путь предусмотрен для региональных властей. Ну не хотят лизингодатели возиться с каждым городом или поселком. Им удобнее и спокойнее работать с регионами, которые берут на себя ответственность за выплату муниципалитетами лизинговых платежей.

Что по программе БКД, что по льготному лизингу, только регион может и должен выступать контрагентом федеральных игроков. Самостоятельные действия в данном случае для муниципалитетов законодательно не предусмотрены. Поэтому в одних регионах столицы транспортом обеспечены, а в других нет.

Практически ни один из регионов не пытается свалить решение всех проблем на одну лишь муниципальную власть? И мы заметили, что повсеместно регионы выступают в роли доноров, одаривающих свои муниципалитеты теми благами, доступ к которым у них по самому их статусу закрыт. Так может и у нас этим путем пойдут? Хотя бы ради пиара.

Между тем, развитие транспортных систем продолжается. Минтранс РФ разрабатывает новую масштабную программу по развитию общественного транспорта и транспортной инфраструктуры в регионах. Проект продлен аж до 2030 года, кроме того, государство планирует выделить 100 млрд рублей на внедрение и обновление электротранспорта.

Увы, пока складывается впечатление, что любые проекты, способные улучшить жизнь махачкалинцев, будут встречать не помощь и содействие со стороны региона, но только противодействие, а местами даже саботаж. Однако тактику войны с махачкалинским мэром «до последнего махачкалинца» нельзя назвать ни честной, ни благородной.

Ранее на эту тему мы уже также писали: https://mkala.mk.ru/economics/2022/06/29/inertnost-vlastey-dagestana-ostavila-makhachkalu-bez-avtobusov.html

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру