Инертность властей Дагестана оставила Махачкалу без автобусов

Инертность властей Дагестана оставила Махачкалу без автобусов
Фото: Руслан Алибеков

Все стороны, участвующие и сопричастные к организации пассажирских перевозок в Махачкале, сегодня согласны, что сложившуюся ситуацию надо в корне менять. Стремительно растущий город остро нуждается в современном общественном транспорте. Но для самостоятельного решения проблемы денег у столицы и региона нет. Что же делать? Перенимать опыт передовых регионов.

К примеру, Дагестану давно пора по примеру других регионов участвовать в федеральном проекте «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях», который в рамках федерального приоритетного проекта «Безопасные качественные дороги» реализуется в 38 городских агломерациях в различных регионах России. Проект продлен до 2030 года, и Дагестан просто обязан принимать в нем участие.

В 2021 году 13 регионов страны получили более 400 новых автобусов и троллейбусов, на что из федерального бюджета было выделено 3,5 млрд руб. В 2022–2024 годах эта работа продолжится. Минтранс РФ уже приступил к разработке новой масштабной программы по развитию общественного транспорта и транспортной инфраструктуры в регионах. Кроме того, планируется выделить 100 млрд руб. на обновление электротранспорта.

С 2019 года, когда Махачкалу возглавил Салман Дадаев, столичная мэрия пытается принять участие в этом проекте, начав за счет его средств обновление парка подвижного состава городского пассажирского транспорта». Однако, по условиям проекта, представлять заявку на участие и выстраивать коммуникацию с его организаторами на федеральном уровне должны региональные власти. Напрямую мэрия это сделать не может.

В текущем 2022 году Администрацией Махачкалы была сделана последняя попытка принять участие в данном проекте, так как бюджет, который распределили между регионами, рассчитан на реализацию его мероприятий по 2024 год включительно. Увы, ни в текущем, ни в следующих двух годах новых автобусов улицы Махачкалы не увидят, и горожанам придется привычно толкаться в тесных и душных маршрутках.

История этого провала прозаична. Как нам прокомментировали в столичном Управлении промышленности, транспорта, связи и дорожного хозяйства, 28 января 2020 года ими была направлена первая заявка №51.01-51-13-433/20 на участие. Приложение со всеми необходимыми документами заняло 1226 листов. Однако из 60 поданных регионами заявок дагестанская заняла 22 место и не получила финансирование в тот год.

На 2021 год Махачкала заблаговременно направила заявку №51.01-51-13-3102/20, которая ушла в Минтранс республики еще 22 июня 2020 года. По итогам рассмотрения из 60 заявок агломераций, заявке Дагестана было присвоено 17 место. Столица республики вновь не попала в число получателей господдержки, благодаря которой планировалось приобрести 50 автобусов и 40 троллейбусов на условиях льготного лизинга.

В 2022 году заявки подали 41 агломерация, а с учетом того, что оргкомитетом было принято решение о расширении количества победителей до 21 агломерации, предыдущий опыт уже практически гарантировал, что Дагестан войдет в число получателей поддержки, наконец запустив на улицы свой столицы новые автобусы и троллейбусы. Однако в этом году вся процедура участия в конкурсе неожиданно пошла наперекосяк.

Дело в том, что согласно условиям проекта, муниципалитет готовит заявку совместно с профильным региональным министерством, а непосредственно на конкурс эту заявку подает высший орган исполнительной власти. К тому же, в проекте четко прописано, что этот самый орган исполнительной власти несет ответственность как за достоверность предоставленной информации, так и непосредственно за реализацию программы в регионе.

Однако на региональном уровне, видимо, не оказалось должной политической воли, чтобы поддержать заявку Дагестана, подарив жителям столицы новые, комфортабельные автобусы и троллейбусы. Складывается впечатление, что личные амбиции оказались в данном случае выше интересов простых горожан. Пролоббировать дагестанскую заявку в Москве оказалось вновь некому. Бумаги ушли наверх и затерялись.

По нашей информации, решение о том, какие регионы в этом году получат поддержку, принимались в кабинетах Правительства РФ на уровне вице-премьера Марата Хуснулина, который и озвучил позднее результаты этого конкурса. Увы, Дагестан оказался в роли той сироты, за которую в Москве просто некому было замолвить словечко. В региональном руководстве не нашлось человека, кто бы убедил федеральных чиновников в том, как эта заявка важна для республики.

«Направим в регионы 333 единицы техники. Это новые автобусы и троллейбусы. Мы стабильно развиваем дорожную систему в регионах. Но без развития общественного транспорта наши города, особенно крупные, через несколько лет могут просто встать в пробках. Поэтому важно создавать такие условия, чтобы поездки на общественном транспорте по комфорту не уступали личным автомобилям», ― сообщил в этом году Хуснуллин.

Чтобы Махачкала не встала в пробках, можно войти в систему лизинга пассажирского автотранспорта и без участия в госпрограммах, однако и этот путь тоже является прерогативой региональной власти, которая неизменно выступает гарантом выплаты лизинговых платежей перед компанией, самостоятельно распределяя полученные от нее автобусы между своими муниципалитетами. Но и в этом направлении в Дагестане пока без подвижек.

Спросив сегодня любого прохожего о том, нужны ли Махачкале, да и другим городам республики, новые автобусы и троллейбусы, мы наверняка получим лишь утвердительные ответы. Однако слышит ли население республики региональная власть? И если слышит, то почему нет никаких начинаний в важнейшей для сотен тысяч дагестанцев сфере пассажирских автоперевозок, качество которых пока оценивается жителями как неудовлетворительное.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру