19 мая «АиФ в Дагестане» сообщил на своем сайте и в Телеграм-канале о том, что мэр Махачкалы Салман Дадаев выступит 26 мая с отчетом перед депутатами Народного собрания Дагестана. Эту информацию широко растиражировали в сети независимые СМИ Дагестана, озвучив свои предположения о целях и характере предстоящего мероприятия.
«Муниципальный час» может превратиться в «час суда» над Салманом Дадаевым, к примеру, сообщил своим читателям еженедельник «Новое дело», подчеркнув, что за итоговый документ будут голосовать депутаты, из которых более половины не только проживают в Махачкале и знают ситуацию в столице, но и имеют в городе свои бизнес-объекты.
Сообщалось также, что намеченный региональными депутатами «Муниципальный час», в рамках которого они планируют заслушать доклад столичного мэра, будет посвящен эффективности решения в Махачкале проблемных вопросов жизнеобеспечения, градостроительства, ЖКХ, распоряжения муниципальной собственностью.
В качестве то ли содокладчиков, то ли оппонентов мэра были обозначены первый вице-премьер Дагестана Руслан Алиев, председатель комитета НС РД по законодательству, законности, государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Артур Исрапилов и председатель Счетной палаты Дагестана Билал Джахбаров.
Что за час такой?
Стоит отметить, что Дадаев будет выступать в таком формате не первым. 31 марта депутаты Народного собрания Дагестана уже заслушали доклад главы Избербаша Магомеда Исакова. Его оппонентами выступили аудитор Счётной палаты Дагестана Бейдуллах Мирзоев и председатель Комитета НС РД по промышленности, ЖКХ, транспорту и дорожному хозяйству Юсуп Умавов.
Исакову задали ряд острых вопросов. В частности, о целесообразности строительства в городе новой канализации, цена которой составит более полумиллиарда рублей. Ответив на вопрос, Исаков попросил депутатов поддержать этот проект, однако председатель НС РД Заур Аскендеров в ответ заявил, что тот «не должен перекладывать проблемы на других».
Характер ответа спикера может говорить о том, что общение депутатов с главой Махачкалы также будет нести обвинительный характер. Однако нужно помнить, что избранные местными депутатами главы муниципалитетов отнюдь не обязаны отчитываться перед региональными парламентариями. Поэтому такие встречи и проходят в формате «Муниципального часа».
Озвученная дагестанским спикером позиция вызывает вопросы о целесообразности проведения подобных встреч вообще, ведь понятно, что небольшой городок не в состоянии в одиночку вытянуть финансирование масштабного инфраструктурного проекта, начало которого население ждет уже долгие годы. И, наверное, депутаты на то и нужны, чтобы помогать избирателям.
К примеру, подобные встречи ежеквартально проводятся Заксобранием Санкт-Петербурга для того, чтобы входящие в этот город федерального значения муниципалитеты имели возможность донести до представительской власти региона суть предлагаемых ими проектов региональных нормативно-правовых актов, заручившись таким образом поддержкой депутатов.
Кесарю кесарево?
Возглавляющему с января 2019 года дагестанскую столицу Салману Дадаеву есть чем поделиться с региональными депутатами. Неизменно подчеркивающий наличие у него опыта работы в московских структурах власти, махачкалинский мэр в своих выступлениях систематически делает акцент на том, что все функции власти имеют строго структурированную иерархию распределения.
К примеру, функции обороны страны принадлежат исключительно федеральной власти и не могут быть делегированы органам власти иного уровня. В свою очередь, по-прежнему остро стоящие в Дагестане вопросы обращения с ТКО в 2019 году переданы от муниципалитетов на региональный уровень, однако выполняют их уже полтора года муниципальные предприятия.
Всякий раз подчеркивая, что главные проблемы Махачкалы заключаются в ненадлежащем исполнении своего круга обязанностей органами региональной и даже федеральной власти, Дадаев наверняка озвучит эти вопросы и перед депутатами Народного Собрания Дагестана, в число полномочий которых, напомним, входит и контрольная функция.
К примеру, градоначальник вновь, вероятно, озвучит претензии к работе регионального Управления ФНС России, о низком качестве которой уже говорил в январе этого года в ходе встречи с журналистами. Отсутствие у муниципалитета действенных рычагов воздействия на эту структуру, по его словам, не позволяет Махачкале преодолеть дефицитность бюджета.
В беседе с представителями СМИ Дадаев подчеркивал, что дагестанские налоговики, структурно являясь подразделением федерального ведомства, делают упор на сборе лишь тех налогов, поступления от которых идут в федеральный бюджет. Относительно сносно собираются платежи регионального значения. И крайне плохо те, что идут на пополнение бюджетов муниципалитетов.
Предсказуемо депутатам может быть озвучен и вопрос о недостаточности финансирования мероприятий по предупреждению увеличения поголовья бродячих собак, которые республика в 2017 году делегировала с регионального на муниципальный уровень. Задержки и скудность финансирования влечет рост поголовья, что чревато жертвами среди населения.
По данным МУП «Питомец», к началу 2021 года в Махачкале насчитывалось порядка 10 тысяч бродячих собак. Администрация города запрашивала субвенции для единовременного охвата всех 10 000 особей, однако региональным Комитетом по ветеринарии были выделены средства опять лишь на 2200 особей. Естественно, это привело к дальнейшему росту поголовья.
Проблемой Махачкалы, как и многих других муниципалитетов республики, стали и построенные ГВСУ №4 детские сады. Недоукомплектованные, а порою возведенные и с нарушением строительных норм, детсады приняты региональным Минстроем у подрядчика, но город не вправе брать их на свой баланс до устранения выявленных недочетов.
Отдельной бедой во вновь построенных новых детсадах и школах стал вопрос отсутствия финансирования работы в них медиков. Минздрав РД отказывает в создании дополнительных штатов в медучреждениях, ссылаясь на то, что муниципалитеты вправе открывать их в самих учебных учреждениях. Но исполнение этой региональной функции республика тоже должна субсидировать.
Отметим, что Дадаеву уже удалось вернуть в правовое поле энергетиков, которые сегодня уже не перекладывают на муниципалитет исполнение своих прямых обязанностей. Однако недопонимание сохраняется с региональным Минфином и Минэкономики, которые пока так и не начали своевременно оформлять документы и перечислять муниципалитету средства.
От качества «бумажной работы» чиновников напрямую зависят сроки и качество исполнения работ, запланированных по республиканским программам. Когда муниципалитет получает средства лишь во втором полугодии, уложиться с проведением работ до конца года, сумев проконтролировать их качество и устранение недостатков, практически невозможно.
В чем же смысл встречи?
Результат запланированной в парламенте республики встречи во-многом зависит от того, насколько Дадаев сумеет своими доводами убедить депутатов, переломив предположительно обвинительный характер повестки. Однако, будет ли готов поддержать предложения махачкалинского градоначальника тот же Заур Аскендеров?
По имеющейся у нас информации, депутатскую экзекуцию в традициях «товарищеского суда» советской эпохи якобы решили провести над Дадаевым из-за его категорического несогласия с неофициально предложенной ему схемой перераспределения 260 гектаров земель "Лазурного берега", которые мэрия сегодня в суде возвращает в муниципальную собственность.
Проявленная Дадаевым несговорчивость предположительно и спровоцировала решение подвергнуть его коллегиальной обструкции, чтобы затем преподнести федеральному центру независящие от городской мэрии проблемы в развитии Махачкалы в виде негативной оценки работы мэра, объективно вынесенной депутатами, выражающими в парламенте мнение всех дагестанцев.