Как туризм превращается в главную проблему Дагестана

Как туризм превращается в главную проблему Дагестана
Сергей Меликов на встрече с туристическим бизнес-сообществом Дагестана. Фото: пресс-служба главы РД

О туризме в Дагестане говорят давно. Но начать его профессионально развивать попытался лишь Рамазан Абдулатипов, при котором была разработана региональная программа развития туризма. Во-многом эта программа осталась на бумаге, но она хотя бы была. Сегодня республиканская власть также говорит о важности развития туристической сферы, но все предыдущие подходы называет неправильными. При этом, заявив еще в сентябре 2021 года о скорой разработке новых подходов, региональные власти пока заняты лишь «пожаротушением».

«Буквально в июле поставил задачу, чтобы мы сделали концепцию развития туризма в Республике Дагестан. В ней должно быть увязано строительство гостиничного комплекса, развитие дорожной сети, снятие инфраструктурных ограничений и так далее. <…> Примерно в конце месяца мы ее презентуем», — заявил в сентябре минувшего года Сергей Меликов, добавив, что в разработке принимает участие целый ряд министерств и ведомств республики. С той поры скоро год, но про новую концепцию уже никто не вспоминает.

Разница в подходах

Говоря о туризме, глава Дагестана Сергей Меликов 30 июня раскритиковал главу Гунибского района Мудунгаджи Кадырова в своем телеграм-канале. Поводом для критики стало неудовлетворительное состояние расположенных в этом районе популярных туристических локаций — заброшенного аула Гамсутль и подземного водопада в окрестностях селения Салта, уроженцами которого являются как сам Кадыров, так и депутат Госдумы РФ Хизри Абакаров. Уже один этот факт наводит на мысль о том, что «здесь не все так однозначно».

Сославшись на письмо некой туристки Ольги Ванчиковой, глава Дагестана выразил негодование тем, что достопримечательности оказались не подготовлен надлежащим образом к туристическому сезону. На исправление ситуации глава региона дал Кадырову десять дней и на водопаде экстренно благоустроили тропинку. Но затем Меликов и вовсе предложил ему написать заявление об отставке в связи с антисанитарией в ауле-призраке Гамсутль. Мудунгаджи Кадыров после этого ушел на больничный, однако вопрос об его отставке все еще на повестке.

Правда, тема туризма 22 июля негативно прозвучала и в Хунзахском районе республики, где произошла настоящая трагедия. В не огороженный обрыв Цолотлинского каньона скатился автомобиль с туристами из Оренбуржья. Погибли находившиеся в машине родители и двое детей, а новость об этом облетела новостные ленты. Органами прокуратуры по данному факту незамедлительно был поставлен вопрос о халатности муниципальных чиновников, однако решительных требований от главы республики по необъяснимым причинам в этот раз не прозвучало.

Мы попытались разобраться в причинах не вполне объективного отношения к главам Хунзахского района (где допустили прозвучавшую на всю страну трагедию, избежав при этом какого-либо наказания) и Гунибского района (поводом для требования об отставки которого стало письмо туристки). По данным нашего источника, интерес к туризму в Гунибском районе проявляет его уроженец Абусупьян Хархаров, предположительно лоббирующий на пост районного главы своего земляка – владельца торговой сети «Зеленое яблоко» Зиявудина Абдурахманова.

Интересно и то, что республиканская власть продолжает активно «тушить пожары», уже традиционно перекладывая на муниципалитеты всю ответственность теперь и за туристические объекты. Но, что делается, чтобы подобные трагедии не повторялись, а туристические локации цвели? Ведь создано и успешно получает зарплаты Минтуризма РД, которое в обоих вышеописанных ситуациях осталось словно незамеченным. Создается ощущение, что данное ведомство необходимо лишь для торжественных приемов главы Ростуризма Зарины Догузовой.

Бесхозяйный туризм

Популярные у туристов локации должны быть ухожены, но кто за ними должен присматривать? Да и кому они вообще принадлежат? Выяснилось, что до боли знакомое дагестанцам словосочетание «бесхозяйный объект», к которому дагестанцев приучили энергетики, плотно входит в обиход теперь уже и в туристической сфере. Пытаясь выяснить в республиканских ведомствах кому принадлежат вышеназванные туристические объекты, и кто несет за них ответственность, внятного ответа получить мы не смогли.

Мы открыли «Перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения подлежащих государственной охране по территории Республики Дагестан», размещенный на сайте Дагнаследия. В нем 4514 объектов. В Гунибском районе таких 183, а в Гамсутле всего два. Это «Дом-башня на северной окр. сел., кон. XVII — нач. XVIII вв.» и «Башня на южной окр. сел., кон. XVII - нач. XVIII вв. » (Постановление Правительства РД № 11 от 28.01.1997 г.). Ни одного объекта культурного наследия местного значения там нет.

Но хоть обе башни в селе Гамсутль признаны региональными объектами культурного наследия, но не являются ни частной собственностью, ни районной. Это бесхозяйные объекты, следить за сохранностью которых должно Дагнаследие, но не спешит это делать в виду отсутствия средств. Бесхозяйным является и весь Гамсутль, который теперь поручили благоустраивать районному главе, но не объяснили откуда изыскивать средства на содержание этих живописных частных «заброшек», принадлежность которых не установлена.

В свою очередь, Салтинская теснина, где и расположен единственный в Дагестане подземный водопад, является памятником природы регионального значения №0510011. И если глава республики требует привести региональные объекты в порядок, а глава района это требование исполняет, то на какие деньги? Пошел на не целевое использование средств районного бюджета? Ответить на этот вопрос могла бы сама республиканская власть, если бы имела стратегическое видение того, как должна развиваться республика. В том числе, развивая и туризм.

В статье 3.2. Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» указано, что к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по созданию благоприятных условий для развития туризма в субъектах РФ в том числе  относится «создание и обеспечение благоприятных условий для беспрепятственного доступа туристов (экскурсантов) к туристским ресурсам, находящимся на территориях субъектов РФ, и средствам связи, а также получения медицинской, правовой и иных видов неотложной помощи».

В свою очередь статья 3.3. этого закона прописывает, что правом органов местного самоуправления по созданию благоприятных условий для развития туризма в том числе является «содействие созданию благоприятных условий для беспрепятственного доступа туристов (экскурсантов) к туристским ресурсам, находящимся на территориях муниципальных образований, и средствам связи, а также получения медицинской, правовой и иных видов неотложной помощи».

Как видно из самого содержания профильного федерального закона, регламентирующего отношения в сфере туризма, создание и обеспечение благоприятных условий для беспрепятственного доступа к туристским ресурсам является для субъекта РФ полномочием, а для муниципалитета лишь правом. Муниципалы в праве проявлять инициативу и проводить соответствующие работы при наличии средств, но в отличие от субъекта не обязаны этого делать. Поэтому и требования Меликова по обеспечению доступа к Салтинскому водопаду он должен был адресовать к региональному Минтуризма. 

Выходом могло бы стать принятое на региональном уровне решение о разработке целевой программы сохранения объектов культурного наследия, в рамках которой заложить финансирование. В совокупности с региональной Концепцией развития туризма (которой, как мы уже написали выше тоже нет) эта программа могла бы стать еще одним действенным инструментом для комплексного и всестороннего развития туризма в республике. Однако вопроса об этом никто также не ставит, а туризм продолжает развиваться хаотично, по «адлерской модели».

Игра в одни ворота?

Углубляясь в нюансы туристической сферы, невольно приходишь к мысли, что и в этой области у региональных властей «тактика на стратегию пошла». Ведь, если бы власти республики мыслили стратегически, то понимали бы, что базисом для развития территорий является повсеместное создание развитой и современной инфраструктуры. Которая предполагает не только проброшенную на скорую руку тропинку к Салтинскому водопаду, но и все аспекты жизни той или иной территории в разрезе объективно складывающихся обстоятельств.

Ведь кто как не республиканская власть который год трубит через подконтрольные СМИ о ежегодном и стремительном приросте туристического потока? Но, что было сделано в то же самое время для того, чтобы этот поток «обуздать» и направить в правильное русло, заранее это самое русло для него и проложив? Разрекламированная сегодня как «туристическая» республика даже не имеет никакого базисного документа, отталкиваясь от которого можно было бы выстраивать последовательную, комплексную работу в этом направлении.

Такой документ, с конкретными стратегическими целями и четко прописанными индикаторами достижения тех или иных показателей, должен был стать дорожной картой для всех ветвей власти в республике, координация работы которых происходила бы не в лихорадочном режиме по мере поступления «писем туристок» от заинтересованных коммерсантов, но в виде ежедневной, плановой работы, с регулярным заслушиванием отчетов и оперативной корректировкой этой деятельности соотносительно вновь выявляемых обстоятельств.

Но вместо плановой работы по развитию во всех отраслях, республика мчится к инфраструктурной катастрофе. Количество туристов во многих горных селах сегодня в высокий сезон превышает число местных жителей. И продолжит дальше расти. Рассчитывать, что справляться с турпотоком можно будет лишь путем периодических окриков на ставших вдруг неудобными глав районов в корне неверно. Равно как и неправильно развивать туризм в регионе по «главрыбной» модели, отдавая на откуп активным и щедрым коммерсантам целые муниципалитеты.

В схожей ситуации оказался не только Мудунгаджи Кадыров, но и возглавляющий Казбековский район Гаджимурад Мусаев, в апреле этого года потребовавший от владельцев ресторана «Главрыба» платить налоги по месту своего нахождения в Казбековском районе и делать это в полном объеме. В свою очередь владельцы ресторана апеллировали к поддержке республиканских властей, которую им публично оказали. 1 июня посетив ресторан, Сергей Меликов объявил его владельцев «якорными» инвесторами в развитие туризма в Сулакском каньоне.

Слова Меликова были расценены дагестанскими независимыми СМИ как давление на главу Казбековского района, в отношении которого вскоре инициировали обыски. Сохранить свой пост и свободу Мусаеву тогда удалось, однако, по данным наших источников, позднее из Махачкалы была инициирована юридическая работа по передаче всей территории туристически привлекательного Сулакского каньона из состава Казбековского в состав Кизилюртовского района, главу которого Рустама Татарханова называют родственником владельцев «Главрыбы».

И здесь хочется напомнить региональным властям, что сразу после своего избрания Президентом в 2000-м году, Владимир Путин начал последовательно отделять бизнес от власти. Работа по недопущению сращивания капитала и власти ведется под его контролем до сих пор, но только не в Дагестане? А как иначе объяснить то, что стремящиеся заработать на туристах крупные коммерсанты словно в лихие 90-годы начинают брать под контроль в Дагестане целые муниципалитеты. В республике начал расцветать «бизнес-феодализм»?

Забытые горы

Говоря о развитии туризма, дагестанским чиновникам нужно понимать, что туристы – это не цифры в отчетности, и даже не самопередвигающиеся кошельки с деньгами. В первую очередь, туристы – это люди, которые нуждаются ровно в тех же первоочередных удобствах, что и жители самой республики. Удобства создаются путем развития инфраструктуры. Этот термин подразумевает не только отели у моря или туалеты на популярных туристических маршрутах, а комплексную систему организации жизни. И не только вокруг отдельно взятых частных объектов турбизнеса.

Говоря о развитии собственно туристической инфраструктуры, необходимо понимать куда и зачем приезжает турист в Дагестан. Известно, что каждый приезжий мечтает увидеть живописные горные пейзажи и, по возможности, пожить на их фоне хотя бы пару деньков. Соответственно, и главный упор нужно делать на развитие инфраструктуры в горах. Этим и должно по сути своей работы заниматься Минтуризма, координируя деятельность всех структур и уровней власти в ходе реализации так и не выработанной Концепции развития туризма.

Чтобы что-либо развивать, нужно иметь не только Концепцию, но и деньги. Для этого туризм нужно с самых первых дней делать прибыльным для тех органов власти, которые и отвечают на местах за его развитие. Глупо требовать от муниципалитетов какие-либо результаты, не создав сперва условий для их достижения. Если тот же ресторан «Главрыба», эксплуатируя природу Сулакского каньона платит налоги в Кизилюртовском районе, то на какие средства и зачем прилегающую к нему территорию должен благоустраивать Казбековский район?

С чего начинать?

Критикуя Мудунгаджи Кадырова за антисанитарию в Гамсутле, Сергей Меликов фактически сам себе «наступил на мозоль». Наше издание писало про антисанитарию в дагестанских горах еще в апреле этого года, пытаясь обратить внимание республиканских чиновников на заваленные мусором поймы горных рек. В материале под заголовком «Дагестан: что покажем летом туристу?» мы подробно писали не только о самой проблеме, но и о путях ее решения, предусмотренных законодательством.

Региональные власти наш материал тогда прочли, но среагировали как и всегда традиционно. Вместо ускорения организационных процедур по созданию современной и надежной системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), с последующим началом очистки водоемов мусора, были проведены несколько субботников. Подобный подход безусловно удобен, ведь позволяет сразу и отчитаться о как бы проведенной какой-то работе, и денег практически никаких не требует, однако результатов методом субботников не добиться.

С приходом Меликова в Дагестане отказались не только от прежней Концепции развития туризма, но и от ранее существовавшей Территориальной схемы обращения с ТКО. Новую схему и новую компанию – регионального оператора, который будет эту схему реализовывать, дагестанцам обещают с января 2021 года, когда республику накрыл мусорный коллапс. Однако за все это время руководитель вновь созданного ООО «Республиканский экологический оператор» Игорь Гетманов успел лишь купить себе служебный автомобиль германского производителя.

Командовавшего до ухода в отставку Северо-Кавказским округом войск Росгвардии Гетманова назвать специалистом в сфере обращения с ТКО, наверное, можно лишь от слова «никак». Однако его вполне заслуженно можно назвать сослуживцем и, видимо, единомышленником Сергея Меликова, по инициативе которого он и возглавил столь важную для развития республики компанию. Возможно, что опыт командования в данном случае важнее опыта профильного, но где результаты? Никаких заметных подвижек в работе созданной под него компании не видно.

Неискоренимые проблемы

20 января этого года санкт-петербургская компания «Гидрокор» выиграла объявленный компанией Гетманова конкурс, получив 400 млн рублей на комплекс работ по разработке проектной и рабочей документации для создания мусоросортировочных комплексов в городах Хасавюрте, Дербенте, Махачкале и полигонов захоронения непригодных для переработки ТКО в Дербенте, Хасавюрте и в селе Новая Урада Кумторкалинского района. Однако представить разработанную документацию компания должна лишь 19 января 2023 года.

При этом, как видно из самого технического задания, даже в рамках вновь разрабатываемой схемы все лицензированные мусорные полигоны будут расположены лишь в окрестностях крупных городов на равнине. Ни одного из них в горах не предусмотрено, а это значит, что в туристически привлекательных горных территориях республики так и не появится полигон, где региональный оператор смог бы цивилизованно складировать собираемый в здешних муниципалитетах мусор. Понятно, что гонять мусоровозы из того же Гунибского района на равнину никто не будет.

Вновь разрабатываемая схема говорит о том, что в ближайшие годы в горах продолжат столь же традиционно для Дагестана сваливать мусор в ближайший овраг, в расчете на то, что дождями его смоет в реку, которая унесет его подальше от населенного пункта. Традиция думать о чистоте лишь в собственном доме присуща всем народам Востока, однако при разработке новой схемы всякий обладающий стратегическим мышлением руководитель должен был учесть, что в горах растет количество туристов. Ведь он сам постоянно говорит о приросте туристов.

К сожалению, постоянно говоря о развитии туризма, региональные власти не предусмотрели в горах Дагестана не только систему вывоза мусора, который туристы как привозят с собой, так и производят на месте, покупая еду и напитки. Многие муниципалитеты до сих пор не газифицированы, что делает там малодоступными такие удобства как полноценное отопление и горячая вода. Нет в ряде мест качественных и безопасных автодорог, практически нигде нет системы канализации и очистки стоков, далеко не везде имеется даже централизованное водоснабжение.

В совокупности эти инфраструктурные проблемы приведут в итоге к тому, что приезжающие в Дагестан туристы будут вынуждены любоваться не красотами гор, а одним только мусором, который продолжает накапливаться в горных реках. С учетом того, что большинство дорог в горах исторически прокладывалось в ущельях именно вдоль рек, избежать встречи с такими «прекрасными пейзажами» не удастся никому. Однако винить в этом нужно будет отнюдь не глав муниципалитетов, а «прозорливость» региональных властей.

Постскриптум

Несмотря на то, что в республике нет Концепции развития туризма, в 2019 году тогда еще премьер-министр Артем Здунов подписал республиканскую государственную программу «Развитие туристско-рекреационного комплекса и народных художественных промыслов в Республике Дагестан», предполагающую комплекс мероприятий по развитию туризма в 2019-2025 годах. Только на текущий год из республиканского бюджета на ее реализацию заложено 273,42 млн рублей. О том, как эти деньги осваиваются мы расскажем в следующем материале.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру