Дагестан: что покажем летом туристу?

Дагестан: что покажем летом туристу?
Фото автора

Одной из самых скандальных тем в новостной ленте Дагестана минувшим летом стало плачевное состояние горных рек. Посещавшие республику в туристических целях известные блогеры, выкладывали фотографии гектаров разнообразного мусора, заполонившего поймы горных рек. Реакция предсказуемо была самой разной.

Реагировать на вызываемый шокирующими пейзажами мощный негатив в информационной сфере пыталась и региональная власть. Однако исправить картину к новом туристическому сезону так и не удалось. К нам попали фотографии, сделанные на днях на берегах Андийского Койсу, картина на которых выглядит еще более удручающе, чем годом ранее.

 

Гектары мусорных островов

Особенно пугающе ситуация традиционно складывается в Унцукульском районе, где главные горные реки — Андийское и Аварское Койсу сливаются в знаменитый Сулак, за свои красоты известный далеко за пределами Дагестана. Ставший за последние годы главной туристической изюминкой республики, Сулак влечет гостей своими невероятными пейзажами, и завалы мусора, их, конечно, не красят.

Расползающаяся по руслу реки до самого горизонта бурую массу из ветоши и пластиковой тары, издали в вечернее время можно принять за возводимую в горах автостраду. Толщина слоя мусора местами достигает здесь нескольких метров, в результате чего воды просто не видно. Мусор продолжает прибывать ежедневно и, с треском двигаясь под собственным напором, уплотняется.

О том, что ситуация с мусором в горных реках приближается к состоянию экологической катастрофы в республике не сказал только ленивый. О необходимости срочных мер говорят и муниципальные и региональные власти. Поддерживают их в этом мнении и энергетики, обслуживающие каскад расположенных на этих реках гидроэлектростанций. Только воз и ныне там.

Энергетики совместно с муниципалами регулярно проводят экологические акции, после весеннего половодья пытаясь очистить от наносов мусора хотя бы берега местных рек, однако ситуацию лишь одними субботниками не исправить. Решить проблему можно лишь путем системного подхода, с привлечением крупных средств и специальной техники. Но ответственность за ее решение пока никто взять на себя не желает.

Мы решили выяснить, кто должен отвечать за чистоту рек в Дагестане и обнаружили, что это те же самые люди, которые должны отвечать в республике за чистоту в целом. Напомним, в письме «Об очистке водоемов от мусора» за номером №03-14-29/31164 от 10 декабря 2018 г. заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Сергей Ястребов дал четкие разъяснения по данному поводу.

Скриншот с сайта fzakon.ru

 

Согласно букве Закона

«В силу статьи 26 Водного кодекса РФ полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей (предотвращение истощения водных объектов, ликвидация загрязнения и засорения, увеличение пропускной способности русел рек, их расчистка), находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ, переданы органам государственной власти субъектов РФ», - указывает Ястребов.

Из первого же абзаца данного письма становится понятно, что отвечать за чистоту дагестанских рек должны республиканские власти. В данном случае, Министерство экологии природных ресурсов РД, которое является уполномоченным органом в данной сфере. В то же время, делает Ястребов и обязательную по закону оговорку:

«Реализация переданных РФ отдельных полномочий в области водных отношений органам государственной власти субъектов РФ осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, при этом уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ самостоятельно формирует перечень необходимых мероприятий и согласовывает его с главным распорядителем бюджетных средств в области водных отношений - Росводресурсами, подведомственными Минприроды России», - подчеркивает заместитель министра.

Как видим, Минприроды РФ от своей части ответственности не отказывается, подтверждая, что выполнение регионалами федеральной функции в сфере водных ресурсов должно быть подкреплено финансово. При этом, Ястребов прямо говорит о том, что Минприроды РД, вправе и даже должно самостоятельно вести эту работу без какой-либо оглядки на региональное руководство.

По сути, в данном письме, буквально в одном абзаце, прописана четкая последовательность действий, которыми должно руководствоваться Минприроды РД: конкретизировали проблему, обозначили ее в Москве, обосновали бюджет, отобрали подрядчика, выполнили необходимую работу. Вроде бы все вовсе несложно, но почему тогда проблема очистки мусора в дагестанских реках не решается годами? И здесь мы подходим к принципиально важным абзацам.

«Вместе с тем регулярная очистка акваторий водных объектов от бытового мусора, поступающего с прилегающих к водным объектам селитебных территорий, к таковым относиться не может… В этой связи регулярную очистку берегов и акватории водных объектов от мусора надлежит осуществлять органам местного самоуправления за счет собственных средств и средств лиц, виновных в нарушении водного законодательства», - резонно говорится в письме.

 

Кого штрафовать?

Вполне в духе письма Ястребова, ответственность за мусор в дагестанских реках сегодня возложена на муниципалитеты, по территории которых они протекают. В июне 2021 года пресс-служба Северо-Кавказского ТУ Росрыболовства сообщила о том, что более 20 муниципалитетов Дагестана привлечены к административной ответственности за несанкционированный сброс мусора в водоохранные зоны рек.

«Регулярно мусор сбрасывается в такие крупные реки как Самур, Аварское, Казикумухское, Андийское койсу. Только в Кайтагском районе с начала года несанкционированные свалки выявлены в 5 сельских поселениях, которые загрязняют реку Уллучай», – отмечено в сообщении. В ответ муниципалы также резонно заявили о том, что их полномочия необходимо подкреплять финансированием.

«Для организации полноценной работы необходимо, чтобы административные полномочия были подкреплены финансированием. Сегодня муниципалитетам фактически не выделяются средства на организацию сбора и вывоза мусора. Строительство мусорных полигонов и работа единого оператора идёт крайне медленно», – со ссылкой на муниципальных чиновников указывала газета «Черновик», что подводит нас к вопросу об обращении с ТКО.

Фото Руслана Алибекова

 

Вывозить или сбрасывать в реку?

Перечитав письмо Ястребова, как нам кажется, мы разобрались в том, кто и как должен решить проблему мусора в горных реках. Разгрести завалы мусора должно дагестанское Минприроды, подготовив соответствующий проект и запросив на его реализацию деньги в Росводресурсах. Однако, чтобы такая колоссальная работа не превратилась в мартышкин труд, до начала реализации этого проекта Минприроды РД должно совместно с руководством республики решить наконец вопрос с вывозом и утилизацией ТКО на территории Дагестана.

Решение вопросов, связанных с экологией и охраной окружающей среды, остается в Дагестане стратегической задачей. Об этом 31 марта сказал в своем выступлении с отчетом о работе регионального правительства перед депутатами Народного Собрания республики сам глава Дагестана Сергей Меликов, напомнивший о том, что в начале 2021 года республика столкнулась с мусорным коллапсом, оставшись без региональных операторов.

Чтобы выйти из ситуации, в те дни пришлось корректировать существовавшую Территориальную схему обращения с отходами, в результате чего созданы три территориальные зоны: Махачкала, Хасавюрт, Дербент. Однако далее продвинуться пока не удалось. К примеру, функции регионального оператора в центральной территориальной зоне, куда помимо Махачкалы относятся и горные районы, где протекают Сулак и его истоки, были возложены на МБУ «Махачкала-1», которое вынуждено работать по прежней схеме. Работа в таком режиме позволяет не допускать повторения мусорного коллапса, освобождая улицы населенных пунктов от производимого населением коммунального мусора, однако вопрос дальнейшей его утилизации так и висит в воздухе. И за минувший год ситуация с места не сдвинулась.

Скриншот с сайта газеты "Черновик"

 

Новая схема

В декабре 2021 года территориальную схему обращения с ТКО в Дагестане скорректировали. Теперь в республике три узла – в Махачкале, Хасавюрте и Дербенте. В каждом планируется создание своего мусоросортировочного комплекса и полигонов. Также должны появиться 36 перегрузочных станций. Однако и в новой схеме указано, что ТКО из всех муниципалитетов будут свозить на легальные свалки в Избербаш и Кизляр. Лишь к 2024 году должны появиться ещё три официальных полигона, куда последующие 6 лет будут направлять весь переработанный мусор.

В октябре 2021 года Сергей Меликов анонсировал, что вывозом мусора, формированием контейнерных площадок и созданием мусоросортировочных предприятий займется вновь созданное ООО «Республиканский экологический оператор» (РЭО). По заказу РЭО уже был проведен конкурс, по итогам которого компания «Гидрокор» обязалась за 400 млн рублей подготовить документацию для мусоросортировочных комплексов в Хасавюрте, Дербенте и Махачкале, а также для трех новых мусорных полигонов в Дербенте, Хасавюрте, и селе Новая Урада.

Учредителями компании РЭО выступают принадлежащие республике Корпорация развития Дагестана и Каспийское АТП, работа которой предположительно будет профинансирована федеральным центром. Размер финансирования уже заявлен на уровне 8 млрд рублей. Генеральным директором является Игорь Гетманов, который до мая 2021 года руководил Управлением Северо-Кавказского округа войск национальной гвардии, работая под руководством Сергея Меликова, являвшегося заместителем директора Нацгвардии РФ.

К сожалению, все это пока только в планах. Тем временем накопление мусора в горных ущельях идет ежедневно. Вскоре в горах начнутся весенние ливни, и все накопившиеся за зиму мусорные завалы по ползут с потоками воды в ближайшие реки. А это значит, что к лету, когда и начнется высокий туристический сезон, площадь островов мусора в любимых гостями республики живописных каньонах вновь значительно увеличится.

Всякий знает, что решить проблему невозможно пока не начнешь ее на самом деле решать. И как уже понятно, очистить дагестанские реки не удастся, пока мусор из местных населенных пунктов в полном объеме не начнет вывозиться на специальные полигоны, перерабатываться там и утилизироваться. Вопрос только в том, когда это в Дагестане наконец начнут делать?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру