Духовность и традиции против радикализма

10.12.2017 в 22:21, просмотров: 4848
Духовность и традиции против радикализма

Дагестан – уникальная российская республика, отличающаяся многообразием традиций и культур, которые складываются в общую духовную традицию, духовную культуру, вкупе с историческим наследием, веками позволяющими сохранять мирные и дружественные отношения между проживающим на одной территории конгломератом этносов.  Дагестанское единство возникает в многообразии, где каждый чувствует себя частью единого дагестанского народа, но в то же время не утрачивает свою этническую идентичность, свои традиции и свой язык.

Традиционные и социокультурые ценности играют важную роль в жизни дагестанцев, которые их стараются придерживаться.

Так, согласно исследованиям, проведенным «Центром исследования глобальных вопросов современности и региональных проблем «Кавказ. Мир. Развитие», социокультурным нормам отводят важную роль 82% из опрошенных  жителей Дагестана, и 74% эти нормы стараются поддерживать сами.

Проникновение новой радикальной исламистской идеологии, противоречит народным традициям и ценностям. В потоке продвижения глобализации,  в Дагестане проявляющейся  в виде арабизации, стирается все духовное, народное, традиционное и социокультурное. Происходит постепенное вытеснение этнической самобытности и уникальной идентичности дагестанских народов. Происходит и трансформация традиционной для дагестанцев исламской религии.

Разрушается ценностное ядро народов, а, следовательно, народное своеобразие, стержень и душа, или, как писали классики, «народный дух» или «национальный дух».

В настоящее время говорить о полном вытеснении псевдо-арабским образом жизни этнического и традиционного, прочно укоренившегося в жизни, культуре и религии народов нельзя. Часть общества, причем значительная, активно сопротивляется попыткам модернизации как с Запада, так и с Востока, и крепко цепляется за свои традиции и обычаи.

Фактор традиционализма в современной России приобрел особое значение. Все чаще в последнее время мы становимся свидетелями  противостояния российских традиционалистов и либералов, религиозных традиционалистов (транслирующих духовность и сохраняющих закрепленную веками специфику природного и исторического развития религии) и радикальных реформаторских сект, выполняющих деструктивные функции по отношению к обществу, миру и стабильности, к культуре и самобытной уникальности народов.

На IV межрегиональной научно-практической конференции «Идеология терроризма: пропаганда и контрпропаганда. Современные вызовы», состоявшейся в Дагестане в ноябре 2017 года, в качестве эксперта выступал известный специалист в сфере геополитики, традиционализма и империализма Валерий Коровин, высказавший мнение, что политизация опасна всегда. Для Кавказа политизация религии особенно опасна. Поэтому и отделяют исламизм от  ислама. Исламизм – это политическая идеология, когда с помощью инструментария ислама создается идеология для достижения власти, контроля и доминирования.

Не допустить радикализацию возможно, в первую очередь, путем возвращение к традиции.

Так же необходимо отслаивать политику, политическую компоненту – снимать вопрос о власти,  и возвращаться в традицию. В рамках традиционного ислама все гармонично и сбалансировано. Ислам – это не инструмент борьбы за власть и он не должен быть таковым. Как только начинается политизация ислама - это уже политика и идеология. Это не ислам и не традиция, а инструмент достижения власти.

Салафизм разрабатывался еще в XVIII веке английскими теоретиками, которые искусственно политизировали и народы, и этносы, и традицию. То же самое встречается и в протестантизме – политизация христианства, уход от традиции. Модернизация христианства, доведение ее до современных форм модерна произошла с целью создать инструмент достижения политической власти. То же самое проделали не только с христианством в Европе, но и с исламом в колониях, которые контролировались сначала англичанами. Потом эта тенденция стала универсальной формой. Они с помощью этого мобилизуют мусульман против своих врагов. Сейчас это стало уже самостоятельной жизнью, вырвалось из-под контроля.

Дагестан полиэтничен, здесь множество народов, этносов, здесь гармония, баланс, этнического взаимодействия, взаимное познание друг друга, здесь как раз более острая необходимость возвращения к традиционной среде.

Очень важна ценность традиций. Искусственное разрушение традиций приводит к уничтожению духовности и народного стержня, и в конце концов, к изменению самой сути религии. Духовность, являясь стержнем природы человека, на протяжении веков являла собой залог гармоничного развития личности, общества и государства. Уход от духовного в сторону искусственно конструированного и политизированного, губителен и для народа, и для человеческой души.

Сейчас крайне важно, перед лицом агрессивной экспансии радикальной идеологии, обратиться к духовности, к традиционной религии, которая веками формировала личность, определяла религиозность и культуру дагестанцев. Следовательно, подготовка ученых и профессионалов в сфере теологии и религии играет важную роль.

Важнейшая задача донесения необходимой информации до населения в современном информационном обществе отводится средствам массовой информации и социальным сетям.

В случае с идеологией, и тем более идеологией, приобретающей глобальный характер, важно не просто сиюминутно реагировать на проблемы, но и понять их, вникнув в их суть, осознав природу.  Необходим тщательный анализ современных проблем, выявление потенциала традиций и религии, проведение реальной, а не формально-бюрократизированной работы с группой риска.

Для противостояния натиску радикальной идеологии необходима комплексная, системная работа. От этого зависит многое – судьба человечества, безопасность общества, сохранение народов и духовной целостности каждой отдельной личности.