Тотальная коррупция и связь политиков с боевиками

Две главные проблемы Табасаранского района

Ситуацию в Табасаранском районе, в котором на этой неделе произошел крупный теракт с человеческими жертвами, сложно назвать спокойной не только в плане общественной безопасности, но и с точки зрения политической устойчивости.

Две главные проблемы Табасаранского района
фото: http://radikal.cc/

С учетом сложившейся ситуации президент Республики Дагестан провел 4 сентября рабочую встречу с руководством Табасаранского района. С и. о. главы администрации Табасаранского района Алавудином Мирзабалаевым Рамазан Абдулатипов в числе других обсудил общественно-политическую обстановку в связи со сменой руководства муниципального образования. По словам Мирзабалаева, за последнее время ситуация стабилизировалась – проводятся встречи с населением и имамами мечетей, за счет чего удалось достигнуть определенного согласия. Однако последние события доказывают обратное.

Корни вопроса уходят еще в застарелую проблему долгого противостояния районной оппозиции временно отстраненному главе МО «Табасаранский район» Нурмагомеду Шихмагомедову. Местные активисты обвиняли Шихмагомедова в хищениях бюджета и прочих злоупотреблениях служебным положением. Учитывая ситуацию, Рамазан Абдулатипов направил чиновников из администрации к Шихмагомедову с требованием «добровольно» написать заявление об уходе с занимаемого поста. Однако тот, сославшись на болезнь, необходимость поездки на соболезнование и прочие уважительные причины, попытался скрыться в соседнем государстве. Не дожидаясь его появления, 22 мая досрочно прекратил свои полномочия глава администрации Табасаранского района Гусейбек Гаджиев, а его место занял Алавудин Мирзабалаев, который фактически возглавил район. А уже утром 7 июня Нурмагомеда Шихмагомедова на российской таможне задержали сотрудники спецслужб при попытке проехать в Азербайджан. Комментируя этот случай в эфире РГВК «Дагестан», Рамазан Абдулатипов заявил, что Шихмагомедов «начал прятаться и уходить от ответственности». Сейчас он находится под следствием – его обвиняют в хищении бюджетных средств.

Первый раз экс-главу Табасаранского района арестовали в октябре 1998 г., когда вместе с ним были задержаны и двое его родственников. Им инкриминировалось хищение бюджетных средств, а самого Шихмагомедова, кроме того, подозревали в причастности к убийству председателя районного собрания, следователя местного РОВД Назима Асланова. Через некоторое время его выпустили из-под стражи, он даже сумел возвратиться на пост главы района и, более того, удержаться на нем около 15 лет.

После ареста Шихмагомедова имели место задержания некоторых сотрудников администрации и других бюджетных работников района, которым предъявлялись обвинения в хищении бюджетных средств и злоупотреблении служебным положением. 7 августа в отношении коменданта администрации Абдулахана Ханмагомедова возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 160 УК РФ (присвоение или растрата, совершенное лицом с использованием своего служебного положения). 2 сентября уволены директора Аракской и Гурикской школ Табасаранского района. 18 сентября 2013 года Дербентский межрайонный следственный отдел СУ СКР по РД в отношении экс-главы МО «Сельсовет Хучнинский» Т. Магарамова возбудил уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями).

Расклад политических фигур

Табасаранский политический бомонд представлен тремя группами, две из которых основные, а третья начала формироваться в период Муху Алиева и окрепла во время президентства Магомедсалама Магомедова. Последняя находится под контролем Раюдина Юсуфова – министра экономики РД – и контролирует Хивский район. Вторая команда, куда входит Нурмагомед Шихмагомедов – бывший глава Табасаранского района, – забрала у мирзабалаевской город Дагестанские Огни и поставила туда Галима Галимова.

Команда, примыкающая к семье Мирзабалаевых, занимающих серьезные позиции в силовых структурах, поначалу оказалась за бортом политического процесса. Однако впоследствии, 22 мая, и. о. главы администрации Табасаранского района стал Алавудин Мирзабалаев. Алавудин Мирзабалаев – бывший министр экономики и депутат НС РД – примкнул к группе Имама Яралиева и работал у него заместителем в Дербенте. Сама команда считалась вышедшей из стен прокуратуры и находящейся под влиянием Имама Яралиева. Мирзабала Мирзабалаев работал с Имамом Яралиевым в его бытность прокурором РД, а сейчас является заместителем Следственного комитета РД. Сын Мирзабалы Мирзабалаева возглавляет межрайонный отдел следственного комитета в Дербенте. Зять Мирзабалы, Кадырбек, – республиканский СОГ МВД РД. Эта группа считается хивской.

Рокировка с назначением Алавудина Мирзабалаева на пост главы администрации Табасаранского района была выгодна и группе Раюдина Юсуфова, так как семья Мирзабалаевых не будет уже претендовать на Хивский район (его возглавляет креатура Юсуфова – Бейдуллах Мирзоев), а скорее наоборот – по некоторым политическим вопросам будет выступать в альянсе. Ставка на Алавудина Мирзабалаева выгодна и Нурмагомеду Шихмагомедову, который может выиграть, содействуя укреплению семьи Мирзабалаевых в Табасаранском районе в обмен на поддержку в расследовании многочисленных уголовных дел, возбужденных на самого Шихмагомедова и его ближайшее окружение. Плюс команда не будет претендовать на город Дагестанские Огни, где сидит мэром Галим Галимов – член команды Нурмагомеда Шихмагомедова. Галим Галимов в период президентства Магомедсалама Магомедова при отсутствии даже трети депутатов за собой сумел после давления республиканской власти на депутатов «переманить» их. Как утверждают, небескорыстно. Теперь Галим Галимов регулирует свои отношения с президентской командой через Джамалудина Омарова – мэра города Каспийска – и Артура Исрапилова – руководителя Управления внутренней политики Администрации Президента РД.

Когда Алавудин Мирзабалаев прибыл в район, чтобы приступить к исполнению обязанностей, со слов местных жителей, за селом его встретил Нурмагомед Шихмагомедов и проводил на рабочее место. Во время нашей поездки по району нам рассказывали, что члены команды Шихмагомедова перестраиваются под Алавудина Мирзабалаева.

Двоюродный брат жены Нурмагомеда Шихмагомедова, директор школы в селении Сиртыч, со слов жителей этого села, уже перешел в команду Алавудина Мирзабалаева. Багаутдин – директор райэлектросетей и депутат райсобрания, человек из близкого окружения Нурмагомеда Шихмагомедова – также перешел в группу Алавудина Мирзабалаева. Просто процесс перехода команды будет протекать плавно, по мере достижения договоренностей с новой группой.

Нурмагомед Шихмагомедов в этой ситуации показал, что может извлечь выгоду из любой ситуации. В свое время Алавудина Мирзабалаева принимал на работу Галим Галимов. Будучи руководителем администрации города Дагестанские Огни, он даже подарил гектар земли вдоль федеральной дороги, когда тот выбирался в депутаты НС РД. Галим Галимов давал ему полтора миллиона на выборы, хотя потом у них были разногласия. При отсутствии пересечения интересов контакты наладятся на новом уровне. Сам Алавудин Мирзабалаев в дружеских отношениях с Артуром Исрапиловым. В бытность министром экономики они плодотворно работали по «Новострою».

Другой фигурой, кроме Нурмагомеда Шихмагомедова, имеющего реальное влияние и виды на район, был Михаил Гашимов – депутат НС РД, председатель Комитета по промышленности, транспорту и связи, который дружил с Алавудином Мирзабалаевым. Назначение последнего на пост главы администрации перечеркнуло надежды Гашимова получить район и развело его с Алавудином по разные стороны баррикад. Сам Михаил Гашимов поднялся на волне поддержки со стороны Зейдулы Юзбекова – начальника отдела имущественных и арендных отношений МГУ – и оказал серьезное сопротивление Нурмагомеду Шихмагомедову на выборах в девяностых годах. Он наработал команду на местах в районе. К нему близок Ахмед Изилов – депутат НС РД. Михаил Гашимов был в свое время снят Муху Алиевым с должности министра имущественных отношений РД путем упразднения министерства. Мы его в отдельную группу не выделили, так как он оказался в группе Нурмагомеда, был в нормальных отношениях с мирзабалаевской командой, играл на их межкомандных противоречиях.

Другой выходец из района, Сефер Алиев, министр связи и телекоммуникаций, относившийся к группе Саида Амирова, не имеет такого влияния на район как Нурмагомед Шихмагомедов или Михаил Гашимов.

Хивская «монополия»

В настоящее время вопрос с руководством района все еще находится в подвешенном состоянии. Действующий руководитель района находится в статусе и. о. главы администрации, поскольку еще не завершено следствие по делу Шихмагомедова и, тем более, еще не вынесен судебный приговор. В этой ситуации есть еще одно уязвимое место. Ставка на Алавудина Мирзабалаева нарушает так называемый территориальный принцип, когда МО руководит выходец из самого района. А на сегодня выходцы из Хивского района возглавляют все три МО, находящиеся под управлением табасаранцев. Это вызывает недовольство жителей района, которое иногда выражается в открытой форме, но пока по большей части носит латентный характер.

Табасаранский район – один из крупных и густонаселённых районов республики при полной дискредитации имиджа прежнего руководства района перед народом. Изначально было желательно поставить туда человека, не состоящего в кланах, а Мирзабалаев, как мы писали выше, все-таки представитель одного из трех наиболее влиятельных табасаранских кланов. Много выходцев из района работает в высших учебных заведениях, государственных органах республики. Они вполне способны руководить Табасараном и в то же время, не имея наполеоновских амбиций, быть простыми менеджерами и администраторами, в чем, собственно, район и нуждается. А никак не в очередном «хозяине района». Необходим был человек, имеющий опыт управления крупным коллективом. В ДГУ это проректор по научной работе и инновациям Назир Ашурбеков, есть Габид Абдуллаев – начальник информационно-вычислительного центра ДГУ, выходец из верхней зоны Табасаранского района. Есть табасаранцы, работающие и в других структурах и организациях республики, только необходимо провести независимый мониторинг и выбрать из них наиболее компетентного и в то же время не состоящего в существующих политических группах.

Одновременно необходимо провести более широкую ротацию кадров в администрации района и предусмотреть широкий перечень мероприятий по минимизации коррупции, носящих комплексный характер. На данный момент коррупция в районе явно выше, чем в других МО республики, и является чуть ли не главным фактором, раздражающим местное население и дестабилизирующим общественно-политическую ситуацию в районе. Значимость этой проблемы сопоставима с угрозой, которую представляют НВФ – активность их в районе также заметно выше, чем во многих других регионах Дагестана. Более того, боевики из местных НВФ напрямую связаны с действующими табасаранскими политиками, имена которых в том числе мы указали выше. Это также диктует необходимость более кардинальных кадровых решений по району и в целом по региональной элите, значительная часть которой погрязла в коррупции и связях с боевиками…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру