18 января глава Башкортостана Радий Хабиров сообщил в своих аккаунтах в соцсетях о том, что передал столице своей республике Уфе очередные 35 новеньких, комфортабельных НефАЗов. И это лишь малая толика от всей полученной республикой техники. Всего за последние несколько лет не только в столице, но и в небольших городах Башкирии вышли на линии свыше 1 тысяч подобных автобусов.
Проблема общественного транспорта в башкирских городах в результате такой слаженной работы региональных и муниципальных властей практически решена и, как говорит сам Хабиров, в наступившем 2023 году он намерен выполнить свое очередное обещание землякам, обеспечив комфортабельными автобусами уже и рейсовые перевозки сельских жителей к райцентрам и городам. Для Дагестана такое пока не слыхано.
Но могут ли дагестанцы надеяться на то, что однажды из Кадиркента, Урмы, Тлоха, Шиназа, Юрковки или какого-нибудь еще небольшого села местные жители смогут добираться в Махачкалу на комфортном автобусе, отправляющемуся по расписанию и с благоустроенной остановки? Когда-нибудь, наверное, так и случится и вместо хаотичного движения маршруток и частных извозчиков на горных дорогах вновь появятся рейсовые автобусы.
Пока же жителям горной республики остаётся лишь вспоминать, что ещё совсем недавно новый махачкалинский градоначальник Ризван Газимагомедов (тогда ещё в статусе профильного вице-премьера) обещал скорое решение проблемы общественного транспорта в столице и даже созывал для этого правительственную комиссию. И республиканская власть (которую он в то время представлял) обещала помочь махачкалинцам в этом вопросе.
К сожалению, ни новых заседаний комиссии, ни каких-либо практических решений в этой части горожане пока так и не увидели. Вместо обещанной поддержки и грандиозных свершений Махачкала пока рискует лишиться даже тех начинаний, которые были задуманы еще прежним руководством города. К примеру, как это сейчас складывается вокруг проекта капитальной реконструкции ливневой канализации, о чем мы уже писали ранее.
Напомним, 23 октября минувшего года Газимагомедов провел первое заседание рабочей группы по подготовке и реализации проекта комплексной реформы общественного транспорта Махачкалинской агломерации. Признав, что заявка республики не прошла отбор, он заявил о том, что необходимо сделать выводы, проработать вопрос так, чтобы в следующем году республика смогла стать участником федеральной программы.
К сожалению, на 2023-2024 годы все средства по данной программе уже распределены между регионами и до 2025 года получить новые автобусы, как это удалось в очередной раз Башкортостан, наша республика не сможет при всем старании. С 2021 года трижды готовя заявки от имени республики, столичная мэрия так и не получила от регионального руководства не только автобусов, но какой-либо поддержки вообще.
У Дагестана пока еще есть возможность принять участие в федеральном проекте «Чистый воздух» нацпроекта «Экология», который подразумевает софинансирование закупки троллейбусов, автобусов на метане и модернизацию инфраструктуры городского электротранспорта. Но про участие и в этом проекте также ничего не слышно, хотя расходы на приведение этой сферы в Махачкале в порядок оцениваются в 2,4 млрд рублей.
25 января глава Дагестана планирует провести «Прямую линию», ответив на наиболее острые вопросы жителей республики. Еженедельник «Черновик» в свою очередь начал альтернативный прием вопросов от населения к нему. Среди поступающих вопросов, которые правильнее назвать жалобами, значительный процент составляют именно нарекания по работе общественного транспорта в Махачкале. Ответит ли на эти упреки Меликов и что скажет в ответ?