В 2018 году в рамках реализации нацпроекта «Образование» в России был разработан федеральный проект «Современная школа», направленный на обеспечение российских детей возможностью получать качественное общее образование в условиях, отвечающих современным требованиям. Для решения амбициозной задачи в 2019-2024 годах планировалось масштабное строительство новых общеобразовательных учреждений.
Всего в стране за эти пять лет должно было появиться более 1 млн новых мест в общеобразовательных организациях. Из федерального бюджета на эти цели было заложено 522 млрд рублей. Был предусмотрено, что уже в 2022 году во всех регионах страны реализация данного проекта должна была позволить полностью ликвидировать трехсменное обучение в школах. Общее количество новых школ должно было составить 24,5 тысячи.
Региональные реалии
В рамках реализации федерального проекта в Дагестане был запущен региональный проект «Современная школа» (2019-2024 гг.), на реализацию которого в федеральном бюджете было заложено 8,8 млрд рублей, большая часть из которых отводилось именно на строительство новых образовательных учреждений. Освоить большую часть субвенции республика должна была в течение трех лет (2019-2021 гг.), что определяло высокий темп проведения строительных работ.
Желая добиться качественного и в срок завершения строительства, руководивший республикой в тот период Владимир Васильев в качестве надежного подрядчика остановился на Главном военно-строительном управлении №4, являющемся подведомственным учреждением оборонного ведомства нашей страны. Тогда Васильев убедил Владимира Путина определить ГВСУ №4 единственным подрядчиком этой грандиозной стройки.
К сожалению, вполне обоснованные планы Васильева столкнулись с низким качеством реализации конечными исполнителями в лице Минстроя РД, первоначально не сумевшего оперативно подготовить качественную проектно-сметную документацию для строительства новых образовательных объектов, а затем предсказуемо оказавшегося не в состоянии и добиться от ГВСУ №4 качественного исполнения взятых на себя обязательств.
В ходе строительства предположительно случился массовый рецидив, когда грубые недочеты в разработанной заказчиком в лице Минстроя республики ПСД привели к невозможности добиться от подрядчика в лице ГВСУ №4 качественного результата. Имея на руках основания для претензионной работы по качеству ПСД, ГВСУ №4 по факту имело возможность требовать от заказчика в лице Минстроя республики и встречных уступок относительно качества строительства. Рука руку моет?
Чтобы отчитаться о реализации проекта и поставить точку в освоении федеральных средств, обе стороны вероятно отказались от взаимных претензий. К таким выводам можно прийти после ознакомления с перечнем выявленных позднее недочетов практически в каждом из возведенных ГВСУ №4 детских садов. Выступая в роли заказчика, в ряде случаев Минстрой РД подписал военным строителям акты о приемке работ несмотря на наличие явных отклонений нормативов.
Построили юридически
Де-юре детсады построены. ГВСУ №4 сдало их Минстрою РД. В свою очередь, Минстрой отчитался о реализации проекта. Однако в строй они введены не были. Муниципалитеты отказались принимать их у Минстроя до устранения подрядчиком выявленных существенных недостатков. Но, имея на руках уже подписанные Минстроем акты о приемке работ, устранять эти недостатки ГВСУ №4 юридически уже не обязано.
Руководство республики, которую осенью 2020 года уже возглавил Сергей Меликов, оказалось в патовой ситуации. Федеральные деньги освоены, новые детсады возведены, а количество мест для дошкольников в республике так и не выросло. Решать это уравнение несколько раз видимо и прилетал в Дагестан курировавший стройку заместитель федерального военного министра Тимур Иванов, в последний раз посещавший республику 20 апреля 2022 года.
С ссылкой на пресс-службу Главы региона, в региональных СМИ тогда прозвучало, что Меликов и Иванов провели в Махачкале совещание именно по вопросам развитие образования. Подробности обсуждения пресс-службой главы региона озвучены не были, однако известно, что некоторые из столкнувшихся с данной проблемой дагестанских муниципалитетов в итоге столкнулись с необходимостью исправлять выявленные недостатки за свой счет.
Предположительно так произошло в Дербенте, где 9 ноября 2021 года Сергей Меликов осмотрел возведенный ГВСУ №4 детский сад «Звездочка». Как заявил тогда представитель подрядчика, при строительстве без потери качества удалось сэкономить федеральные средства. Однако рассчитанный на 60 детей детсад не был принят городом на свой баланс в виду недостатков, в связи с чем Глава Дагестана поручил «ускорить работу по решению данного вопроса».
После поручения Меликова уже 21 декабря детсад торжественно открыли при участии премьер-министра республики Абдулпатаха Амирханова. Как отметил мэр Дербента Рустамбек Пирмагомедов, он укомплектован современной техникой, установлены игровые площадки и благоустроена прилегающая территория. Однако, проводить доукомплектацию недостающего оборудования в этом детсаду, по всей видимости, пришлось самой администрации города.
Где гарантии?
Отдельной проблемой стал вопрос исполнения подрядчиком гарантийных обязательств. Известно, что даже в случае подписания заказчиком акта приемки работ, подрядчик обязан в течение оговоренного срока исправлять выявляемые в ходе эксплуатации недостатки. К примеру, в новом детсаду «Морячок» в Махачкале, куда ходят дети живущих неподалеку военнослужащих Каспийской флотилии, затопило подвалы и протекает крыша. Но кто должен эти недостатки устранить?
Стоимость исправления недоработок в каждом построенном ГВСУ №4 детсаду, по данным источников, может доходить до десятка миллионов рублей. Изыскивать такие средства в скудных муниципальных бюджетах не всегда возможно, да и не всегда законно. Ведь федеральный центр на это строительство уже выделил миллиарды рублей. В итоге, для муниципалитетов даже реализация такого благого проекта вышла как в поговорке: «Бедному жениться, так и ночь коротка».
Но речь ведь идет о благополучии населения, остро нуждающегося в скорейшем вводе в строй новых, качественных, комфортных и добротных детсадов. О котором в первую очередь и должны думать ответственные чиновники, перед тем как принять удобное для себя решение. В том числе, подписывая акты приемки несоответствующих отраслевым регламентам детсадов, и вынуждая затем нижестоящие структуры достраивать их за свой счет.