МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Дагестан

Дороги идут в Шамильский район

Глава сельсовета Тогохский Магомед Магомедов

Существенный прирост турпотока, который отмечается в этом году в Дагестане, говорит о том, что в скором времени туристы начнут осваивать не только привычные уже маршруты в Гунибе и вдоль Сулакского каньона, но станут частыми гостями в столь отдаленных уголках республики, коим можно по праву назвать аул Митлиуриб в Шамильском районе.

Кстати, туристы о здешних местах уже знают. Об этом можно судить на основе трагического случая, который произошел в селе в минувшем году, когда в обрыв с узкой дороги скатился автомобиль. Не справившаяся с управлением туристка и ее ребенок тогда погибли, что лишний раз подчеркнуло, насколько в этих местах нуждаются в качественных дорогах.

Решать эту проблему начали в текущем году. В рамках программы «Развитие территориальных автодорог республиканского, межмуниципального и местного значения РД», Министерство транспорта и дорожного хозяйства республики проводит активную реконструкцию автомобильных дорог республиканского и межмуниципального значения, а также улиц в самих муниципалитетах.

Включиться в реализацию данной программы удалось и жителям Митлиуриба, который входит с состав сельсовета Тогохский. Глава сельсовета Магомед Магомедов рассказал нам, что в рамках местной инициативы по данной программе в настоящее время завершается капитальное бетонирование улицы им Даку Асадулаева и центральной площади аула Митлиуриб.

- Общий объем работ где-то 250 метров дороги и площадь порядка 600 кв. метров. Заливка бетона на площади завершена, на улице Даку Асадулаева осталось залить примерно 60 кубов бетона. Это дня на три работы. Также завершены две подпорные стены высотой в четыре метра и длиной в 24 и 18 метров соответственно, чтобы обезопасить от камнепада и схода земли. Во время укрепительных работ, была серьёзно расширена площадь, организовано место для стоянки автомобилей. На данный момент профинансировано 2,3 млн рублей, общая же смета предполагает финансирование в размере 4,9 млн. Работы завершены где-то на 50-60%, - пояснил Магомед Закирович, отдельно поблагодарив за поддержку главу Шамильского района Магомеда Гасанова и профильного министра Джамбулата Салавова.

Говоря о новых дорогах, нужно отметить, что здесь они необычные. Очевидно, что новый министр Салавов не побоялся отойти от стандартной практики строительства асфальтобетонных дорог, новаторски решив использовать в данном случае технологию строительства столь распространенных на Западе цементно-бетонных дорог. И надо отметить, что в сложной горной местности, вдали от асфальтовых заводов, эта технология является, наверное, самой эффективной.

Эффективность заключается в том, что вам не нужно гнать с равнины грузовики с остывающим асфальтом, который к тому же плохо держится в условиях постоянных горных селей и обвалов. Используя всего лишь один доработанный бетонный миксер и большей частью местное сырье, прямо на месте строительства дороги налажено производство бетона. Подвозя с равнины лишь «бигбэги» с цементом, строители используют местную воду и в обилии усыпающий склоны щебень.

Несмотря на то, что бетон здесь укладывается хорошим слоем с армированием сеткой внушительной толщины, стоимость капитальных затрат на автомобильную дорогу с цементобетонным покрытием в среднем на 15-35% дешевле, чем полимерно-битумным вяжущим покрытием. К тому же срок службы бетонок — 30 лет и более.

Повторюсь, что по существующей разбитой дороге привезти сюда с соблюдением всех норм и гостов асфальт е практически невозможно. К тому же асфальт не любит воду, а дожди и сели в горах частое явление, асфальт и пару лет здесь не выдержит. Армированный бетон держится дольше. С учетом того, что в раствор закладывается много щебня, поверхность получается достаточно рельефной, что обеспечит хорошую сцепку транспортного средства с покрытием в любую погоду.  

К слову сказать, аналогичного мнения придерживается и доцент кафедры «Экономики и управления» Махачкалинского филиала МАДИ, кандидат экономических наук Мурад Абдулаев.

- Стереотип о дороговизне цементобетонных покрытий в сравнении с асфальтобетонными не соответствует действительности. Цены на битум сегодня непропорционально выше, например, цен на цемент. Стоит также отметить, что Дагестан располагает существенными конкурентными преимуществами при реализации указанной технологии по сравнению с другими регионами России. У нас значительные запасы строительных материалов: известняков, мергеля, гравия, песка и глины. Кроме того, в Дагестане имеются все необходимые компоненты для развития собственного производства цемента. И предприятия для этого имеются, а массовое строительство дорог с цементобетонным покрытием послужит фактором их прорывного развития, — считает Абдулаев.

Тем временем, местный житель Асхаб говорит, что глава сельсовета Тогохский, человек скромный, поэтому умалчивает, какую роль сыграл он сам в этой долгожданной для жителей села работе.

- Наши предки говорили, если ребенок не заплачет, мать не знает что его пора покормить!

Благодаря напористости и целеустремленности главы сельсовета на нас и обратил внимание глава района. А вот роль Магомеда Гасанова и Джамбулата Салавова я бы дополнительно отметил в реконструкции дороги на Уриб, без которой вся работа внутри сел бессмысленна. Ведь сообщение десятка сел с внешним миром с осени и до самого лета зависит от состояния этой непростой дороги, - говорит Асхаб.

В подтверждение слов Асхаба, на обратном пути я едва не застрял на еще не отремонтированном участке дороги, хотя не было ни дождя, ни снега. Сейчас здесь идут активные работы по расширению проезжей части, общая ширина дороги, как рассказал Магомед Магомедов, составит 8 метров. Слишком крутые подъемы и спуски постараются привести в соответствие с нормативами, насколько это возможно. 

И хочется верить, что при такой поддержке районной администрации и регионального Минтранса уже следующим летом в эти места без проблем и риска для жизни потечет мощный поток туристов. Это свершение во-многом будет личным достижением Джамбулата Салавова и Магомеда Гасанова.

Читайте все новости Дагестана в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах