МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Дагестан

Секреты керамики. Как в Дагестане возрождают гончарное искусство

Расул Ахмедов проводит долгие часы за гончарным кругом, стремясь не только воспроизвести формы и орнаменты древних изделий, но и разгадать тайны их изготовления. 

Мастер Расул Ахмедов. Кадр РЕН ТВ

Энтузиаст Расул Ахмедов взялся за возрождение древних секретов испикской керамики — ремесла, некогда имевшего сакральное значение для жителей Дагестана. Журналист Мурад Магомедов рассказал об этом удивительном процессе в своем сюжете на телеканале РЕН-ТВ.

Сохранить и передать

Расул Ахмедов проводит долгие часы за гончарным кругом, стремясь не только воспроизвести формы и орнаменты древних изделий, но и разгадать тайны их изготовления. «Моя цель — возродить в первую очередь секреты испикской керамики, сохранить их и передать новым поколениям», — говорит мастер. Оригинальные образцы испикской керамики сегодня можно увидеть лишь в музейных коллекциях.

Столетия назад люди верили в магическую силу этих тарелок, известных как «блюда от сглаза». Каждое изделие уникально, с неповторяющимся рисунком, и передавалось из поколения в поколение как ценная реликвия, способная защитить семью от злых духов. На антикварных рынках испикская керамика, особенно хорошо сохранившиеся экземпляры без трещин и реставрации, может стоить до 300 тысяч рублей.

Расул занимается не только гончарным делом, но и проводит кропотливую исследовательскую работу. После селей и оползней в горах он собирает черепки древней керамики, изучает их структуру, форму и орнамент. Сопоставляя и анализируя фрагменты, мастер воссоздаёт старинную посуду, в том числе точные копии кувшинов, которыми пользовались горцы многие столетия назад.

Он добился значительных успехов, уже легко воспроизводит формы легендарных тарелок и освоил нанесение характерных рисунков и орнаментов. Расул намерен разгадать секрет получения уникальных переливов цвета, характерных для испикской керамики.

Упрямая глина

У Расула есть правило, он всех своих гостей приглашает поработать на гончарном круге. Так они могут на собственном опыте ощутить, что это не просто развлечение, а тяжелый труд, требующий особых навыков и чуткого отношения к глине. «Глина здесь очень сложная, неэластичная, — объясняет мастер. — Руки должны ее чувствовать».

Чтобы ремесло имело будущее, Расул открыл бесплатные курсы, обучает детей премудростям профессии. Так древнее ремесло испикских мастеров и возрождается.

Дагестан считается одним из центров гончарного мастерства. В раннем Средневековье здесь сложились известные центры керамического производства, такие как Балхар, Джули, Кахуль, Эндери и Сулевкент. Село Балхар в Акушинском районе является одним из самых известных центров народного керамического искусства. Местные мастера изготавливают кувшины, кружки, миски и другие сосуды, украшают их тонкой белой росписью — штриховкой, точками, розетками, волнистыми линиями и спиралями.

Некоторые лингвисты связывают название «Балхар» с арабским словом «фаххар», что означает «гончары» или «гончарные изделия». Население Балхара — лакцы, сформировавшиеся в даргинской этноязыковой среде.

Возрождение испикской керамики — это не просто создание красивой посуды, но и сохранение некогда сакральных навыков предков.

Читайте все новости Дагестана в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах