«Сергокалинское» дело
По версии следствия, Алиев осенью 2014 года получил от одного из жителей Сергокалинского района денежные средства в размере 700 тысяч рублей за предоставление участка под вырубку лесных насаждений.
Сразу же в адрес администрации района стали поступать многочисленные жалобы местных жителей на незаконную вырубку леса вблизи таких селений, как Кичи-Гамри, Балтамахи, Мюрего, Дегва, Аялизимахи, Кадыркент и Гулли. Последняя жалоба жителей района была связана с тем, что в местности «Кьулики» неизвестными людьми производится промышленная рубка леса.
Необходимо отдать должное сергокалинским властям, которыми была создана рабочая комиссия по проверке вышеуказанных фактов вырубки леса. Причем руководство сергокалинского лесничества категорически отказалось принимать участие в рейдовых мероприятиях и не представило необходимых разрешительных документов на выборочные санитарные рубки.
Выехав на место, комиссия установила факт промышленной вырубки леса. В этой местности, согласно техническому заданию Комитета по лесному хозяйству Дагестана от 29 января 2015 года, должна была проводиться выборочная санитарная рубка, то есть вырубке подлежали поврежденные и высохшие деревья. Однако именно они и остались на месте, а самые крупные и здоровые деревья ценной породы, бук восточный, были вырублены, а сама древесина на момент проверки, конечно же, уже была вывезена.
Реальный ущерб
Леса с преобладанием бука восточного на Северном Кавказе простираются на 800 километров по северным отрогам Главного Кавказского хребта – от бассейна реки Пиши в Краснодарском крае до реки Самур в Дагестане. Эти леса имеют большое водоохранное и защитное значение: их роль чрезвычайно велика в поддержании чистоты воздуха и водных источников, в защите почв от эрозии.
Помимо этого, буковые леса имеют важное курортное и эстетическое значение. В странах Восточной Европы (где также распространен бук) в них расположено немало санаториев, домов отдыха и детских лагерей. В свете того, что в конце октября постановлением главы Дагестана Рамазана Абдулатипова Комитет по туризму РД преобразован в Министерство по туризму и народным художественным промыслам, что говорит о серьезных планах руководства республики по развитию туризма, буковые леса, в том числе Сергокалинского района, могут сыграть немаловажную роль в этих планах. И уничтожение значительных площадей одной из ценнейших пород дерева явно не согласуется с линией создания туристического кластера в Дагестане.
Очевидно, что беспорядочная вырубка леса в Сергокалинском районе наносит ощутимый вред не только самому муниципальному образованию, но и всей республике. Поэтому власти должны использовать все имеющиеся законодательные рычаги для предотвращения такого рода проявлений.
Госконтроль и рука закона
Ясно, что причины незаконной вырубки лежат в экономическом поле, ведь древесина, заготовленная без выплаты установленных государством платежей за пользование лесным участком или за рубку лесных насаждений, без затрат на строительство дорог, восстановление вырубленного леса, имеет низкую себестоимость и, соответственно, низкую цену на местных рынках древесного сырья. Все это, несомненно, наносит ощутимый ущерб как республиканскому бюджету, так и окружающей среде.
В целях усовершенствования методов борьбы с незаконной вырубкой леса еще в самом конце 2013 года был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Главной задачей принятых поправок является исключение возможности попадания на рынок нелегально заготовленной древесины путем создания не только полицейских, но и экономических барьеров для потенциальных нарушителей.
Одним из ключевых элементов реализации закона является Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС) по учету древесины и сделок с ней. Через эту систему государство получило возможность контролировать поступление и продажу древесины. При фактическом движении древесины на транспортном средстве уполномоченные властные органы теперь стали проверять наличие сопроводительного документа и наличие соответствующей декларации в ЕГАИС. С 1 января 2015 года для собственников древесины также была введена обязанность учета всего сырья и поштучная маркировка таких ценных пород дерева, как дуб, ясень и бук при экспорте. А с 1 июля 2015 года заработала норма об обязательном декларировании сделок с древесиной. Причем в случае неисполнения закона административная ответственность во всех случаях наступает через шесть месяцев после вступления нормы в действие. Иными словами, принятый в конце 2013 года федеральный закон в полном объеме заработает с начала 2016 года.
Пока же, согласно части 3 статьи 159 УК РФ, руководитель сергокалинского лесничества Алиев за свое правонарушение может быть наказан «штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей… либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет… либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей…». А о жителе Сергокалинского района, который за взятку получил «право» на вырубку ценного бука в промышленных масштабах, и вовсе пока ничего не известно широкой общественности. Остается надеяться, что и он будет привлечен к ответственности.