Шарапудин Магомедов: «Путепровод, строящийся в районе Южного поста ГИБДД, надвигается на расположенные рядом объекты придорожного сервиса. И проблема в том, что дорожники строят путепровод без выдачи компенсаций предпринимателям, несмотря на то что его опоры проходят в двух метрах от их объектов, а сам путепровод будет на два метра нависать над ними.
Через некоторое время дорожники сменили свою тактику, после того как несколько собственников через суд подтвердили свое право на получение компенсации в связи с потерей имущества и бизнеса. Дорожники уговаривали их получить небольшую компенсацию и сохранить объекты в связи с тем, что денег на компенсацию по проекту не предусмотрено. Чуть позже они стали подвергать сомнению экспертные оценки сумм компенсации. В настоящее время эти объекты продолжают находиться под мостом, а дорожники уклоняются от ответа неофициальными устными заверениями в духе «взыщите деньги, если сумеете».
Путепровод уже почти готов. Теперь очередь разбираться с дорожниками дошла и до нескольких объектов сервиса, находящихся на южном спуске путепровода, в районе Талгинского поворота. И здесь тоже есть те, кто еще не обратился в суд, есть и те, кто в суде подтвердил правомочность своих документов и притязаний на компенсацию. А управление федеральной дороги «Кавказ» здесь занимает такую позицию: эти объекты под мост не загонишь, они явно попадают под снос, поэтому задача – искусственно, путем переговоров, как на базаре, сбить цену, насколько это удастся. К примеру, с одним из них такой расклад: оценщик определил столько-то миллионов рублей компенсации, дорожники устно предлагают половину и участок земли за его же строением. Хозяин объекта просит или привлечь независимого другого оценщика, или составить с ним договор, где будут представлены обязательства сторон, а также будет значиться не полцены его имущества, а все-таки чуть больше.
В этих условиях, чтобы легче было торговаться, к объектам подгоняется экскаватор и начинают рушить здания объектов сервиса. Хозяева спешно подъезжают и спрашивают, на каком основании и кто инициатор этого «наезда». Кругом много чиновников, не говоря уже о людях в погонах и с автоматами, которые цепью ходят вокруг негласно кем-то приговоренных к сносу объектов сервиса. Здесь и заправка, и автомастерские, и кафе, и магазины. И никто не показывает ни адвокатам, ни хозяевам строений бумагу с санкцией суда на такие радикальные действия. А по поводу инициаторства такого сноса, по сути, кивают друг на друга.
Но едва начинаем беседовать с чиновниками, как с улицы раздаются выстрелы автоматов, шум экскаватора, грохот, крик женщин. Оказывается, что тот же объект сервиса ломают уже с другого конца. Люди встали под стеной и ковшом экскаватора, тем самым не позволив продолжить разрушение. После долгой словесной перепалки звучит команда убрать нависший над строением ковш экскаватора.
Однако победа народа вновь оказывается временной. Минут через двадцать среди работников полиции пошли разговоры, что «наверху» недовольны их пассивностью. И тут же активизировались и пополнившиеся ряды людей в погонах, которые живой стеной встали перед соседней автомастерской, отрезав людей от нее и орудующего экскаватора. Так им удалось немного повредить оба строения.
На этом бригада по сносу решила выдержать паузу, и в течение нескольких минут территория очистилась от собравшихся чиновников, работников полиции, журналистов, телеоператоров. А сопротивляющемуся, противостоящему сносу хозяину указали явиться в администрацию города и принять предлагаемые там условия выкупа строений. Чиновники добились поставленной цели – теперь все собственники будут сговорчивей, видя такие «слаженные методы работы». Конфликт же с владельцами объектов происходит из-за того, что они якобы в качестве компенсации называют сумму, в несколько раз превышающую реальную стоимость объектов. Вот такие нелогичные, даже сумбурные мысли. Ведь зачем принудительно ломать, если собираются выдать стоимость объекта, установленную независимым экспертом. В том-то и дело, что объекты до сих пор там стоят, потому что чиновники лишь устно называют хозяевам суммы вдвое-втрое ниже той суммы, которую вывел оценщик.
Печально, что почти каждый журналист, коснувшийся темы сноса, оказался рад свалить все в одну кучу, называя в числе 400 незаконно построенных в нашей столице объектов, которые подлежат сносу, и эти объекты. Интересно, сколько среди них таких строений, у хозяев которых имеются все необходимые правоустанавливающие документы. Ведь среди 18-ти незаконно построенных на 818 км федеральной трассы объектов тех, у кого имеются серьезные проблемы с документами, раз-два и обчелся.
Всем владельцам объектов уже очевидно, что без судебных разбирательств им не обойтись, иначе не видать им достойной компенсации за снос. Но как дойти до решения суда, когда в любое раннее утро кто-то может подогнать экскаватор?»