МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Дагестан

«Величие духа обретается на пути к истине»

Его именем названа одна из малых планет Солнечной системы

 25 июня 2014 года известному российскому ученому и знаменитому дагестанцу Шамилю Гимбатовичу Алиеву исполнится 71 год. Этот год знаменателен еще и тем, что 19 марта заслуженному деятелю науки РФ было присуждено звание почетного доктора Honoris Causa Санкт-Петербургского государственного морского технического университета. Этой чести, как отмечается в дипломе ученого совета, Шамиль Гимбатович Алиев был удостоен за выдающиеся успехи в области прикладной математики и механики, за решение важных задач развития военной техники и вооружения ВМФ РФ, за заслуги по разработке и внедрению современных методов и технологий проектирования морской техники. Ученый совет университета также отметил лепту, внесенную Шамилем Гимбатовичем в дело обучения бакалавров и магистров, и большой личный вклад в развитие сотрудничества между СПбГМТУ и заводом «Дагдизель» Республики Дагестан РФ.

Шамиль Гимбатович Алиев родился 25 июня 1943 года в селе Тануси Хунзахского района Республики Дагестан. В 1960 году окончил среднюю школу в городе Избербаше и поступил учиться в Ленинградский ордена Ленина кораблестроительный институт (сейчас – Санкт-Петербургский государственный морской технический университет). В Корабелке студент Алиев увлекся кораблями, не только их строительством, но и способами их поражения. Во время учебы в институте из-за своего неординарного и самобытного мышления он часто находился в конфликтных отношениях с преподавателями. Окончил его в 1967 году.

Как позже вспоминал Шамиль Гимбатович в интервью Олегу Купчинскому: «Приехал в Корабелку из Дагестана, почти совсем не зная русский. Думал, что весь мир знает по-аварски, как и я. По диктанту мне поставили единицу. Число букв в диктанте было значительно меньше, чем число моих ошибок. Я ненавидел русский язык. Был вынужден заучивать наизусть текст, а только потом понимать. Я отказался подметать, убирать урны и мыть полы в общаге – такой гордый горец. Не любил ходить на занятия. Мне это было не интересно. Мне дед говорил: только собственные ноги знают, где их надо почесать. Никогда не писал лекций. А вот когда у меня был разбужен интерес к чему-то, меня никто не мог остановить. Но при этом не делал ничего по чужой указке. Надоедал преподавателям. Любая кафедра, куда бы я ни заходил, все делали вид, что куда-то торопятся. С детства был влюблен в числа. Преподавателю говорю: «90 – это неправильно. А правильно говорить: “9, 10”». Пытал всех, почему назвали науку алгеброй. Геометрия – понятно же – происходит от слова «гео» – земля. Тригонометрия – это тоже понятно – углы. А алгебра??? После 4 курса педагоги готовы были ставить мне любую оценку, чтобы меня не видеть. Я упорно ходил по библиотекам (на меня и там косо смотрели) и нашел все-таки расшифровку алгебры – это было имя восточного мудреца – Ал Джиб Рааль. Я пошел к ректору, думал, ему это тоже интересно. А он рукой машет, да погоди ты, не до тебя и твоей алгебры!»

Свою трудовую деятельность токарем он начал еще в 1960 году на заводе «Дагдизель», сразу же после окончания школы. А после окончания ЛКИ получил распределение на родной завод, на должность инженера-конструктора. Благодаря своему таланту, трудолюбию и неиссякаемой энергии он стал последовательно занимать должности старшего инженера, начальника расчетно-вычислительного отдела, главного инженера Особого конструкторского бюро (ОКБ) по НИР и генерального конструктора систем автоматизированного проектирования (САПР).

Не прерывая свою трудовую деятельность, молодой инженер окончил аспирантуру при ЛКИ, в 1975 году стал кандидатом технических наук, а в 1983-м – доктором технических наук по специализации «Военная техника и вооружения ВМФ». Шамиль Гимбатович заслужил огромное количество наград и регалий, и в каждую из них была вложена частичка души великого дагестанца. Все звания и награды перечислить сложно, но даже их неполный перечень красноречиво говорит о выдающихся результатах его работы: профессор прикладной математики; автор многих фундаментальных научных исследований; основоположник теории аналитического проектирования подводного оружия; руководитель проекта и соавтор первой в мире энциклопедии по торпедному оружию: почетный академик Российской академии космонавтики; заслуженный деятель науки и техники России; лауреат золотых медалей Келдыша, Циолковского и Бармина; лауреат Государственной премии российского Комитета оборонных отраслей промышленности; кавалер Ордена «Щит Отечества» I степени; кавалер Ордена «За значительный вклад в укрепление национальной безопасности государства»; кавалер Ордена Петра Великого; кавалер Ордена «За заслуги перед Республикой Дагестан»; советник Председателя Правительства РД по науке и военно-промышленному комплексу (ВПК); руководитель Центра прикладных технологий при министерстве экономики РД.

За эти годы академик Шамиль Гимбатович Алиев воспитал немало преемников в научной среде, и лучшие из них сейчас составляют славу дагестанской и российской науки. Среди выдающихся учеников Шамиля Гимбатовича – декан факультета морского оружия, специалист по гидроакустике, излучающей каверны, профессор Анатолий Филимонов, специалист по взрыву и гидродинамике каверны Валерий Сергеевич Терещук. Среди питомцев академика Алиева особое место занимает доктор физико-математических наук, профессор Магомед Хабибович Магомедов, об уникальных разработках которого, с успехом применяемых во всем мире, сегодня и пойдет речь. Инженер по образованию, Магомед Магомедов блестяще защитил диссертацию в МГУ на соискание ученой степени доктора физико-математических наук.

Как рассказывал сам академик: «Говорят, у Резерфорда было всего 11 учеников, но 10 из них были нобелевскими лауреатами. Замечательно, когда ученик и учитель становятся равными и ученик даже превосходит учителя. Мне есть кем гордиться. К примеру, среди моих учеников – первый в Дагестане доктор технических наук по инструментам, профессор Расул Вагидович Гусейнов. Сама жизнь преподносит мне встречи с ними. Однажды мне рассказали, что на заводе работает выпускник Ленинградского института, который хорошо знает технологию. Я сам с ним познакомился, пригласил на кафедру, то есть подготовил стартовую площадку для взлета. Другой из моих учеников – это профессор, доктор технических наук Насредин Яхъяевич Яхъяев. Он первым в Дагестане стал доктором наук в области технологии судового машиностроения, а сегодня заведует кафедрой в ДГТУ».

Шамиль Гимбатович был избран в Российский национальный комитет по теоретической и прикладной механике, включен в 40-томную энциклопедию Российской академии наук (РАН, раздел «Корабли и суда») и в Российскую морскую энциклопедию.

Торпедному оружию и торпедостроительной промышленности Шамиль Гимбатович посвятил более 50 лет жизни. Как один из ведущих российских разработчиков торпедного и ракетного оружия, космических технологий, Ш. Г. Алиев на последних крупнейших международных выставках оружия позиционируется как идеолог и конструктор надводного и подводного оружия аэрокосмического комплекса России, разработчик торпедного оружия России. В июне 2013 года на государственном уровне по инициативе Ш. Г. Алиева и при поддержке спикера СФ В. Матвиенко и вице-премьера по военно-промышленному комплексу Д. Рогозина было принято решение о создании Научного совета по торпедному оружию.

В интервью Олегу Купчинскому Шамиль Гимбатович рассказал о своем отношении к создаваемому смертоносному оружию: «Высшая задача науки – управлять своим сознанием. Машины учатся считать, думать, чувствовать. Они умеют различать «свой – чужой», догонять, притворяться. Убивать – это слишком легко. Главное – измотать. Торпеды. Ракеты, подводные лодки выполняют и другие функции. Мы идем по пути создания единой идеологии проектирования торпедного оружия, в сторону очень далеко продвинутого искусственного интеллекта, когда эмоциональный мозг стучится в голову торпеды. Торпеда на большой глубине будет не только распознавать «свой – чужой», убегать, притворяться, излучать, поглощать, но и менять программы поиска, а также создавать новые, на ходу. Это уже фактически робот. Искусственный интеллект. В частности, перед нами ставится задача – упорядочить человеческие ощущения для того, чтобы ими наделить робота. То есть изучается человек как кибернетическая система для того, чтобы перебросить искусственный мостик на торпеду. Робот и торпеда будут делать то, что ты хочешь. Ты дал ей программу, как себя вести, и она так себя и ведет. Короче, будущее торпедостроения и освоение подводного, надводного и космического пространства принадлежит очень далеко продвинутому искусственному интеллекту. Одна из центральных задач робота или торпеды заключается в том, чтобы создать систему восприятия такую, как у человека. На мой взгляд, прорыв можно ожидать там, где заранее мыслится большой и сложный эксперимент. Это технологии, которые можно назвать проектированием будущего. А люди со временем обязательно станут добрыми. Некуда деваться».

В этом году Шамиль Гимбатович был назначен председателем совета и занимался формированием его состава, объединяющего ведущих ученых и специалистов в области баллистики, гидродинамики, акустики и компьютерных технологий с целью разработки теоретической базы для прорывных технологий в области создания подводного оружия XXI века. На этот же год запланировано проведение первого фундаментального конгресса по торпедостроению.

Успешная профессиональная деятельность Шамиля Гимбатовича не ограничивается морским подводным оружием. Он ведет активную гуманитарно-просветительскую работу. Он всецело поддерживает и укрепляет отношения СПбГМТУ с головным торпедным заводом в Дагестане, встречается со студентами-прибористами и поддерживает связь с профессорско-преподавательским составом факультета.

Всю свою сознательную жизнь наш знаменитый дагестанец посвятил науке. Как сказал Шамиль Гимбатович в одном из интервью: «Когда много лет находишься в науке, и тебе государство столь много доверяет, рано или поздно начинаешь задумываться над вопросами фундаментальными. В чем высшая цель науки? Думаю, не в торпедах, не в ракетах, не в самолетах. Высшая цель любой науки – управлять человеческим сознанием, переиздавать, если можно так выразиться, человеческую душу в улучшенном варианте. Бессмертие духа – именно в такой метаморфозе. Наука должна делать человека добрее, сильнее, уступчивее. А что есть смысл человеческой жизни? Главное, мне кажется, в том, чтобы раскрыть в себе подлинную сущность и, таким образом, ее реализовать. Это состояние раскрытия собственной сути, поиска того самого крыла внутри себя приобретается наедине с самим собой. Самопознание, самоформирование – высшая форма состояния разума. Это помогает повышению качества личности и достижению истины. Истина всегда ждет совестливого человека с несгибаемым нравственным стержнем, который ее вытащит из глубины. Человека, создающего мосты между эпохами… Думаю, лучший мост в будущее – сопричастность прошлому. Когда человек идет в будущее, не построив мосты в прошлое, он еще более глуп, чем на самом деле. Сопричастность к прежним эпохам и цивилизациям и означает мост в будущее. Постоянное обращение к прошлому помогает выработать абсолютные ценности – те самые крылья, о которых я уже говорил. В этом случае ты можешь управлять потребностями. У тебя появляются вера, воля, способность выбора, способность к полету. И тогда, в каком-то смысле, можешь стать современником прошлых эпох, тысячелетий. Вкалывай изо всех сил, до конца – и вечность позаботится о тебе!» 

Читайте все новости Дагестана в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах