Государственная политика регионального развития

Дагестан, динамично развивавшийся в годы советской власти, в 90-е годы чуть не вернулся в средневековье.

19 мая 2017 в 11:54, просмотров: 1817
Государственная политика регионального развития

Резкое падение объема валового регионального продукта, массовая безработица, подъем националистических и религиозных антигосударственных движений, отток русской, и не только русской, интеллигенции и квалифицированных рабочих, вспышки терроризма и бытовой преступности, снижение уровня светского образования – все это крайне негативно сказалось на социально-экономическом положении республики.

            Сегодня шаг за шагом экономика Дагестана восстанавливается, самыми быстрыми темпами в России растет промышленное производство, есть некоторые успехи и в сельском хозяйстве, вспышки религиозного терроризма прекратились, инвестиционный климат смягчается. Но Дагестан все равно остается одним из самых дотационных, или депрессивных, регионов. Слишком глубоким было падение, очень много препятствий надо преодолеть, чтобы республика хотя бы вышла в середняки среди регионов России.

            Определенные шаги в этом направлении делаются. В декабре 2014 года было подписано Постановление Правительства РФ «О первоочередных мерах по опережающему развитию Республики Дагестан». Совсем недавно было объявлено о создании территории опережающего развития в Каспийске. Тем не менее нужны новые подходы, новые решения, чтобы развитие республики было действительно опережающим.

 

                                   Круглый стол в Дагестанском научном центре

 

            В Махачкале, в Институте социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН (ИСЭИ ДНЦ РАН), под эгидой научно-экспертного совета при председателе Совета Федерации РФ прошел круглый стол «Государственная политика регионального развития как основа национальной безопасности» в свете Указа Президента Российской Федерации «Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года». Круглый стол в связи с архиважностью темы проходил в два этапа. Выводы круглого стола могут стать основой для разработки программы регионального развития Дагестана и ее осуществления.

            На обсуждение был вынесен комплекс вопросов:

             – государственная политика регионального развития как основа обеспечения общественно-экономической стабильности, национальной безопасности и развития межнациональных и межконфессиональных отношений;

            – снижение поляризации уровня социально-экономического развития регионов;

            – экономическая безопасность регионального развития;

            – межбюджетные отношения и система межбюджетных трансфертов;

            – стимулы и источники регионального развития;

            – экономическая специализация, конкурентные преимущества и инвестиционная привлекательность регионов СКФО;

            – сокращение различий в уровне и качестве жизни населения в регионах, городах и сельской местности;

            – продовольственная безопасность;

     – механизмы реализации инновационных преобразований экономики.

   Обсуждение всех указанных вопросов будет продолжено на трех круглых столах. Итоговой станет 8-я Всероссийская научно-практическая конференция «Региональные проблемы преобразования экономики», которая будет проведена в ноябре 2017 года под эгидой Интеграционного клуба при председателе Совета Федерации.

 

                        Указ президента

  Директор ИСЭИ ДНЦ РАН Сергей Дохолян напомнил, что более 20 лет не издавалось законов о взаимодействии федерального центра и регионов. Новый документ носит в какой-то степени революционный характер. Результатом его реализации может стать выравнивание уровня социально-экономического развития регионов России.

«Наша страна – федерация, но до сих пор мы в большей степени укрепляем вертикаль власти, и она у нас имеет скорее форму унитарного предприятия, чем федеративного государства. Указ президента, в первую очередь, направлен на повышение значимости регионов в экономическом развитии, на усовершенствование бюджетной политики и межбюджетных отношений, повышение бюджетной самостоятельности регионов и стимулирование их развития, – отметил Сергей Владимирович. – Проблема регионального развития – это проблема эффективного использования нашего ресурсного потенциала и потенциала наших граждан».

После разгула 90-х годов десятилетие ушло на восстановление управляемости нашей страны. Сегодня нужен баланс между интересами федерального центра и развитием территорий. Германия, США – страны, где можно позаимствовать механизмы, как нужно строить эти отношения.

Потенциал Республики Дагестан оценивается достаточно высоко, вопрос в том, как его реализовать. Не случайно в центре обсуждения вопросы экономической, продовольственной и национальной безопасности. В последние 15 лет Дагестан является основным крупнейшим поставщиком живой силы для террористического бандподполья. Снижение напряжения в последние годы позволяет надеяться на рост интереса к Дагестану и его растущей экономике.

 Много вопросов связано с тем, как налоги поступают в федеральный бюджет, как они распределяются между регионами. Всего 13 регионов России не дотационны – это очень тревожный фактор. Не может быть, чтобы подавляющее большинство регионов были убыточными, не желающими работать.

Для создания модели развития необходимо определиться со специализацией Дагестана. Если необходимо больше рабочих мест, то следует развивать туризм, если больше налогов, то промышленность. В любом случае помимо самой разработки модели следует разработать и механизм ее реализации.

 

              Поляризация уровня регионов

 

Главный научный сотрудник ИСЭИ ДНЦ РАН Абас Ахмедуев заявил, что главная проблема региональной политики России состоит в поляризации уровня социально-экономического развития и уровня жизни населения в регионах. Это проблема планетарного масштаба. Средний уровень доходов в 20 развитых странах выше в 37 раз, чем у 20 отсталых странах мира. На сегодняшний день в мире 1 млрд 900 млн человек живут ниже официальной черты бедности. Вместе с тем в мире насчитывается 13 млн 800 тыс. долларовых миллионеров. В их собственности 135,5 трлн долларов. Если разделить эти деньги на всех людей на Земле, то на каждого выходит примерно по 20 тыс. долларов. Остро эта проблема выражена в Российской Федерации, Китае, Индии, Бразилии, Австралии.

Ни в одной стране нет такой поляризации в социально-экономическом развитии и уровне, качестве жизни населения, как в России. Однако эта проблема в России не признана. Следствие этого: отсутствие программы выравнивания уровня. Именно поэтому данная проблема обостряется с каждым годом.

Указ президента дает шансы на решение этих важнейших вопросов, в нем четко определены основные направления изменения пространственной структуры экономики Российской Федерации. Проблемы Дагестана невозможно разрешить вне рамок российской политики регионального развития. Необходимо создать пространственные стратегии и в Дагестане – программы развития муниципальных образований.

 

              Созидательный потенциал

 

Главный научный сотрудник ИСЭИ ДНЦ РАН Юрий Сагидов рассказал о том, что Дагестану для развития требуется внешняя поддержка, внешние инвестиции и т. д. Импульсы самодвижения зависят от энергетики и стимулов созидательного потенциала.

Республика Дагестан является приграничным регионом Российской Федерации и находится в конкурентно благоприятных геоэкономических и геостратегических условиях. Ее развитие зависит от реализации этих преимуществ на основе создания инвестиционного климата, позволяющего оживить предпринимательскую и трудовую деятельность, привлечения внешних инвестиций, а также накопления собственных инвестиционных ресурсов.

Необходимо повышение эффективности управления. Тогда возможна защита республики от внешних деструктивных влияний. Федеральные органы государственного управления не свободны от политического субъективизма и волюнтаризма, во многом игнорирующих интересы регионов.

Правительство должно инициировать разработку Стратегии модернизационного преобразования общества. Ее претворение в жизнь позволит побуждать людей к созидательной деятельности по критериям морали общечеловеческих ценностей. Требуется одновременно и культурная, и экономическая модернизация социума. Разработка Стратегии должна быть на основе междисциплинарного подхода. В ней должны принять участие не только экономисты, но и философы, историки, социологи, политологи, правоведы, специалисты естественных наук.

Все эти черты являются основой достижения здорового состояния общества. Сегодня вся их совокупность заглушена и находится в тени коррупционного обустройства.

Предваряющим условием становления на путь процветания является объективная самооценка дагестанцами состояния своего общества, его позитивных и негативных сторон. Выйти из тени коррупционного обустройства означает возможность выхода из прозябания на путь процветания Дагестана. Надо только этого захотеть всему обществу, в том числе и власти.

 

              Дагестанцам помогут только сами дагестанцы

 

Старший научный сотрудник Института проблем рынка РАН Михаил Чернышов видит главную проблему регионального развития в неумении соизмерять ресурсы, цели и задачи в перспективе существующих трендов развития экономики России, ЕАЭС и мира. Необходимы дополнительные механизмы вовлечения граждан РФ в государственное и муниципальное управление с повышением их гражданской ответственности за участие в решении вопросов социально-экономического и политического развития соответствующих территорий, а также механизмы учета мнения населения при решении указанных вопросов.

 «У нас большая часть расходов бюджета республики финансируется за счет федерального центра, а остальные мы собираем. Сколько из собственных доходов – налоги «дагестанские», а сколько – налоги на то, что приходит из федерального центра? Учитель получает зарплату из дотаций и платит налоги. Эти деньги из федерального центра. Если мы станем самостоятельными, то наш бюджет может сильно сократиться. Мы себя не прокормим даже на 10%», – заявил Михаил Чернышов.

«Дагестанцам помогут, в первую очередь, только сами дагестанцы. Если мы хотим меняться, то мы должны начинать с себя. Есть выражение: «Кто хочет – тот ищет пути, кто не хочет – ищет причины». Если в Дагестане не будет «здоровых сил» для преобразования, то и за уши нас никто не будет тянуть. А если мы пойдем, нас подтолкнут», – отметил Михаил Михайлович.

Указ президента – это возможность. Если эту возможность использовать, мы сможем что-то реализовать. А если мы будем об этом только говорить, то все на этом уровне и останется.

 

            Мнения участников круглого стола

 

Помощник Главы Республики Дагестан Зейдула Юзбеков отметил необходимость легализации и обеления экономики, повышения результативности проектов, выхода предприятий из состояния убыточности.

Советник Главы Республики Дагестан Деньга Халидов рассказал о работе над приоритетным проектом «Человеческий капитал»: «У нас получилось хорошее общественное обсуждение стратегических задач, провели несколько круглых столов, совещаний. Мы выступали как лоббисты хороших идей. Данный документ был одобрен главой республики. Круглые столы проводим не для того, чтобы просто общаться, а чтобы был конкретный результат».

Заместитель председателя Совета при Главе РД по устойчивому развитию и приоритетным проектам Абдулхалик Гиндиев говорил о необходимости разработки «Концепции развития регионов» и ранжирования в плане субсидирования по субъектам РФ. Эти вопросы связаны с местом Дагестана в системе хозяйственных связей Российской Федерации, в рамках Северного Кавказа и т. д.

Член Общественной палаты Дагестана Шамиль Хадулаев обозначил необходимость пересмотра и анализа целесообразности и эффективности существующих региональных проектов. Мы сталкиваемся с повсеместной неэффективностью заявляемых на самом высоком уровне бизнес-проектов. Создается впечатление, что основной задачей проектов было нецелевое использование заявленных инвестиций. Отсутствует эффективная кадровая политика на уровне региона.

Изобретатель Гамид Халидов отметил необходимость ориентации экономики Дагестана на инновации и внедрение новых технологий, что является единственной возможностью выиграть в конкурентной гонке.

По мнению обозревателя «Эхо ММ» Эдуарда Уразаева, необходимо переходить на управление институтами развития. Основной задачей реализации Указа должна стать борьба с коррупцией, это главная задача обеспечения национальной безопасности.

О важности региональной безопасности высказался блогер Расул Кадиев. При разработке стратегий региональной безопасности необходимо учитывать, что Дагестан сегодня находится в состоянии конкуренции юрисдикций обычного, шариатского и светского права. Другой вопрос в том, что граждане должны быть заинтересованы в экономическом развитии Республики Дагестан, иначе они не будут участвовать в этом процессе.

Мы все хотим, чтобы Дагестан процветал, чтобы к нам хотели приезжать отдыхать и работать, чтобы инвесторы были спокойны за свои средства, чтобы люди забыли, что такое терроризм, что такое коррупция. Предложения круглого стола, если хотя бы какая-то часть их будет принята, – шаг к созданию современного, цивилизованного, экономически развитого Дагестана.





Партнеры