Прямой разговор и ручное управление

Очередная прямая линия с президентом России состоялась 14 апреля и продолжалась чуть больше трех с половиной часов

Результатом прямой линии будут новые школы, дороги, коляски для инвалидов, конкретные решения конкретных проблем конкретных людей. И никто не поставит вопрос, почему эти проблемы не решаются без вмешательства главы огромной страны, почему чиновники России не выполняют свои прямые обязанности, почему для решения каждой отдельной проблемы нужна «твердая команда» от президента Российской Федерации Владимира Путина.

«МК в Дагестане», 14–20 апреля 2016 г.

            Очередная прямая линия с президентом России Владимиром Путиным состоялась 14 апреля и продолжалась чуть больше трех с половиной часов. За это время на специально выделенные телефонные номера, на адреса в Интернете, в студии по городам и весям огромной страны поступило около 3 миллионов вопросов, из которых в эфир попала едва ли стотысячная часть.

                        Народ и глава государства

            С древних времен в русском народе существовало поверье о том, что там, высоко-высоко, царь-батюшка не знает, как плохо живут его подданные, что вороватые бояре не рассказывают ему всей правды, а может быть, вообще никакой правды не рассказывают. «Вот напишем царю, вот узнает царь, во всем разберется, накажет вороватых бояр, наведет порядок, и будет у нас счастье», – надеялись простые люди.

            С тех времен ничего не изменилось. О том, как живут простые советские люди, не знали ни Сталин, ни Брежнев. О том, как живут россияне сегодня, не рассказывают Владимиру Путину его приближенные – новые «бояре» – министры и депутаты.

            И каждый из трех миллионов обратившихся к президенту с вопросом надеется, что именно его вопрос прозвучит в прямом эфире, что именно его проблему сегодня, сейчас, в эту секунду разрешит Владимир Владимирович, что он жестко накажет виновных, и все будет хорошо, и придет счастье.

          Да, разрешит, да, накажет, да, поможет, но только тем, чьи голоса услышит, или чьи вопросы до него донесут организаторы прямой линии. И остальные 2 миллиона 999 970 человек, чьи вопросы не были услышаны, не были прочитаны, могут ждать следующей прямой линии, следующего диалога верховной власти с народом.

            Конечно, не все (три миллиона) вопросы связаны с жизненно важными проблемами тех, кто обратился с ними к главе государства, но многие из них очень серьезны и требуют безотлагательного решения. Решения, которое не придет. Не придет никогда. Ведь президент их не услышал.

            Эта наивная вера в доброго и понимающего царя и в плохих, обкрадывающих и обманывающих его бояр была, есть и будет в сердцах простых россиян, и ничего с ней поделать мы не можем.

                        Эх, дороги…

            Из года в год от одной прямой линии к следующей основной пул вопросов, задаваемых россиянами своему президенту, не меняется. Вот и 14 апреля первый вопрос прозвучал о дорогах Омска, которому скоро исполняется 300 лет. Мы прекрасно понимаем, что в этот вопрос можно включить большинство городов России – от Калининграда до Махачкалы, от Нижнего Новгорода до Петропавловска-Камчатского. Но повезло омичам – прозвучало название их родного города. И отцы города Омска, не дожидаясь окончания прямой линии, пока ответ Владимира Путина будет опубликован на бумаге, пока затрещат их чубы, доложили властям, что ремонтные работы начинаются и будут выполнены в такой-то срок.

            Проблема дорог и дураков в России системная. Дураков у власти не волнует состояние городских и междугородних дорог. Проблема плохого качества дорог для России, видимо, вечная. В повести 50-х годов русского советского писателя Владимира Тендрякова «Ухабы» поездка из деревни в районный центр на грузовике становится смертельно опасным путешествием. Приключением, по сути, будничную поездку, но результатом которой стала гибель пассажира, назвать сложно.

            Неужели нельзя начать решать эту проблему системно? Разобраться, наконец, со стоимостью строительства и ремонта в России дорог, которая превышает все мыслимые и немыслимые пределы. Перейти, наконец, к современным мировым технологиям строительства и реконструкции дорожного полотна.

                        Зарплата

Наталья Юрьева, ведущая прямой линии: «Одна из самых острых и болезненных проблем – задержка зарплат. Эта, казалось бы, забытая тема вернулась в кризис. Людям не на что покупать продукты, лекарства, нет денег ни на коммунальные услуги, ни на выплаты по ипотеке. География проблемы – буквально вся страна. Не платят зарплаты строителям Московского метро, домов в Хакасии, работникам «Дальспецстроя» в Хабаровске, рабочим завода «Электроаппарат» в Новгородской области, сотрудникам 20-го авиаремонтного завода в Санкт-Петербурге, «Сибводоканалпроекта» в Кемеровской области, новосибирским хлебопекарям».

            Жителям острова Шикотан, приехавшим по зову специалистов по «лову человеков», отлавливающих легковерных любителей высокой зарплаты, а потом задерживающих оплату за труд на несколько месяцев и лишающих их возможности выбраться с острова на материк (ведь кругом одна вода, а на оплату проезда на «большую землю» у рабочих денег нет), зарплату не дали. И опять: пока шла прямая линия, в течение этих трех часов уже было возбуждено уголовное дело на хозяев предприятия, задерживающего заработную плату, уже были взяты от них объяснения, почему возникла такая ситуация, и уже было взято обязательство до конца июня рассчитаться со всеми долгами. Жители острова Шикотан до обращения к Владимиру Путину писали во все инстанции, но для того чтобы их вопрос начал решаться, нужен был удар кулаком по столу от главы государства. Все инстанции до команды Владимира Путина не видели писем и обращений от рядовых российских граждан. Видели, но не считали нужным реагировать на них. Хотя давно существует статья Уголовного кодекса РФ, предусматривающая конкретное наказание за несвоевременную выплату заработной платы.

            Что мешает чиновникам, руководителям, исполнителям работать в соответствии с законодательством? Почему нет отдельного закона, наказывающего нерадивого чиновника за невыполнение других законов и его собственных должностных обязанностей? Что нужно сделать, чтобы в России воцарился закон, чтобы его приоритет был непререкаем? Нет ответа…

                        Основные вопросы

            Другие вопросы, которые поступали на прямую линию, касались: экономики страны, причин ее кризиса (достигнуто ли дно этого кризиса или это очередная передышка), правительства страны, не справляющегося с вызовами нефтяного кризиса и кризиса санкций, программы импортозамещения, падения валового внутреннего продукта, безудержной инфляции, программы создания недорогих отечественных лекарств, утилизации мусора, тарифов на жилищно-коммунальные услуги, фонда капитального ремонта.

            Отдельный блок вопросов – что-то построить в отдельном дворе, что-то сделать, с кем-то разобраться, найти и наказать квартирных мошенников – хозяев строительных компаний, которые собирают деньги с населения на долевое строительство многоквартирных домов и благополучно исчезают из города и из страны с мешками наворованных денег.

            Третий блок – вопросы о внешней политике, ситуации в Сирии, отношениях с руководством Турции и США, закрытии для туризма Египта и Турции. Отметим, что в качестве замены Турции и Египта Владимир путин предложил использовать Крым и Кавказ, всесоюзные здравницы.

            Звучали вопросы о личной жизни, о предстоящих выборах. Много вопросов удалось задать детям, прозвучали вопросы от обласканного всеми властями страны режиссера Никиты Михалкова и от Народного артиста России Константина Хабенского, который тратит все свои средства на помощь детям с тяжелыми заболеваниями головного мозга.

            Уральский фермер Василий Мельниченко, прославившийся своей фразой «Уровень бреда превысил уровень жизни», поставил очень важную проблему: «в 2016 году в селах Российской Федерации закроется 426 школ, 300 с лишним больниц и 215 детских садиков».  Владимир Путин ответил: «Нам нужно сохранять даже избыточную, если кому-то так думается, социальную сеть. Это касается и больниц, ФАПов, поликлиник. Где-то можно объединить в районную больницу, а где-то невозможно, и ФАПы надо сохранить. Более того, их даже расширять нужно. Ну невозможно беременной женщине за сотни километров ехать рожать по бездорожью. Об этом, конечно, надо заранее подумать. И бездумное сокращение сети недопустимо».

                        Проверки бизнеса

            До сих пор лозунг «Перестаньте кошмарить бизнес» в России действует в обратном направлении. Как только он снова озвучивается на самом верху, принимаются решения, якобы облегчающие бизнес (налоговые каникулы, которые предусматривают нулевую ставку налогообложения, но не снижающие отчисления в социальные фонды, составляющие львиную долю расходов новых предприятий и начинающих предпринимателей), принимаются другие решения, усложняющие работу предпринимателей (необходимость несколько раз в год отчитываться перед пенсионным фондом). А самое главное – количество проверок резко возрастает.

Артем Аветисян из Агентства стратегических инициатив рассказал: «Когда большинству задаешь вопрос: «Ну, что, у вас стало меньше контролеров?» – такие глаза делают и говорят: «Вы что! Как с цепи сорвались, и не дай бог пожаловаться». Некоторых проверяют по четыре раза в год. Есть некий карательный принцип, когда на предприятие приходят, и даже если все в порядке, то уйти просто так нельзя. Обязательно хоть по мелочи, но нужно придраться. И вместо того чтобы в наше непростое время бережно к бизнесу относиться, продолжают прессовать. И сколько бы государство ни делало, и какие бы каникулы ни вводило, бизнес как был, так и остается дойной коровой».

            Владимир Путин ответил, что занимается этой проблемой постоянно: «Но вот такой у нас менталитет, особенно у чиновничества, если уж кто на чем стоит, тот старается максимально использовать свое статусное положение и обеспечить ренту. Но после введения правила, согласно которому все проверки должны быть согласованы с прокуратурой, количество заявок на проверки сократилось на одну треть».

            Несмотря ни на какие команды, проверяющие будут обходить все законы и кодексы, находя новые и новые лазейки в них и приходя с проверкой, ссылаясь на «Закон о полиции» или на необходимость получения информации. Сегодня в России не существует рычагов, которые повернут эту ситуацию в правильное русло, прекратят давить и душить бизнес.

                        Наука и Федеральное агентство научных организаций

            Страна, не имеющая мощных исследовательских научных центров, обречена на отставание от развитых стран. Известно, что один рубль, вложенный в научные исследования, в Высшие учебные заведения, в академические институты, приносит 7–8 рублей прибыли. Понимают это везде, но только не в России. У нас в стране создано Федеральное агентство научных организаций (ФАНО), в котором нет ученых, но которое решает судьбу институтов Академии наук.

            Академик РАН Евгений Чойнзонов обратился к президенту России с вопросом: «Как Вы оцениваете эффективность взаимодействия ФАНО и Российской академии наук»?

            На что Владимир Путин, в частности, ответил: «Одна из задач, которая ставилась в начале пути по реформированию Академии наук, заключалась в том, чтобы привлечь к научной работе, к исследовательской работе людей молодых. И количество молодых исследователей у нас растет в последнее время очень заметными темпами. Я тоже боюсь ошибиться, но на память скажу, что количество молодых ученых в возрасте до 35 лет у нас теперь составляет свыше 40 процентов, чуть ли не 50, 49 процентов.

Мы говорили об оптимизации работы научных учреждений, о том, чтобы они сосредоточили свою работу на прорывных направлениях. Современная наука развивается в основном на стыке дисциплин, а при объединении крупных научных центров, еще доставшихся нам из советского времени, мы можем получить и получаем очень хорошие, эффективные, молодые и перспективные научные творческие коллективы, работающие на прорывных направлениях современной науки, работающие на перспективу».

Отметим, что ФАНО сегодня заменяет научную работу наукообразием, требованием множества отчетов и дорожных карт, в которых научные институты должны расписывать, сколько научных публикаций издадут и сколько молодых ученых наберут в ближайшие годы с раскладкой по годам. Представители ФАНО не совсем понимают, что прогнозировать количество статей невозможно, а чтобы принять на работу молодого специалиста, надо уволить старого ученого, зачастую с бесценным опытом работы.

Итог прямой линии – опять каким-то образом будут решены несколько локальных проблем: починят дорогу в Омске, построят хоккейную площадку в Биробиджане, выдадут заработную плату на острове Шикотан. Но не будут решены радикально проблемы дорог, коррупции, экологии, образования, здравоохранения. Надо искать путь перехода от режима ручного управления к системной работе и комплексному решению проблем, чтобы не слышать на следующей прямой линии снова и снова разговоры о задержке заработной платы, о плохих дорогах, о слабых врачах и дорогих лекарствах, просьбы об инвалидных колясках, о хоккейных коробках и о многом-многом другом, много раз услышанном на предыдущих прямых линиях.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру