Ювелирный промысел Дагестана: прошлое, настоящее и будущее

В 1970-е годы за счет госзаказа СССР объем ювелирного производства достигал 10 тонн изделий в год

Среди приоритетных проектов развития РД важнейшее место занимает проект «Новая индустриализация». Именно он нацелен на развитие промышленных производств и производств товаров народного потребления с высокой добавленной стоимостью, за счет которой прибыль получают бюджеты всех уровней, сами предприятия и те, кто на них работает. Экономическое развитие страны, как показывает опыт и развитых стран Запада, и «азиатских тигров», невозможно без развития промышленности, новых технологий и инноваций.

В 1970-е годы за счет госзаказа СССР объем ювелирного производства достигал 10 тонн изделий в год
Куртаев Алибег. Обложка книги Расула Гамзатова "Молитва".

В промышленности Дагестана сегодня на инвестиционных площадках создаются новые производства, идет возрождение крупных заводов, благодаря которым во времена СССР Дагестан не был «депрессивным регионом». Дагестан не был дотационной республикой, а обеспечивал себя сам всем необходимым. В Дагестане наряду с крупными промышленными предприятиями успешно работала индустрия народных художественных промыслов. В Кубачи, Гоцатле и в Махачкале производились ювелирные изделия, Юждаг поставлял на весь Советский Союз ковры ручной работы, Унцукуль – деревянные трости с насечкой из металла, Балхар изготавливал глиняные кувшины.

Сегодня из всех этих производств благодаря так называемым рыночным реформам и равнодушию некоторых чиновников, занятых совершенно другими проблемами, устойчиво развивается только ювелирный промысел. И, несмотря на все, что происходило в 90-е годы и происходит сегодня вокруг Дагестана, главным дагестанским брендом остались кубачинские ювелирные изделия, которые продаются в тысячах ювелирных магазинов по всей стране.

Часть 1. Ювелирные промыслы в Дагестане

Дагестанское искусство оружейников и ювелиров стало известно в мире еще в незапамятные времена, когда царство кубачинцев Зирихгеран поставляло сабли и кольчуги в соседние страны. Через века аул Кубачи стал известным в мире центром ювелирного искусства. В конце XIX века в городах Кавказа – в Тифлисе, Владикавказе и других – создавались небольшие цеха холодного оружия, в которых работали дагестанские златокузнецы.

В 1920-е годы прошлого столетия по инициативе советской власти в Дагестане появились первые промысловые артели, в числе которых была и ювелирная артель в Кубачи. Массовый характер производство ювелирных изделий на предприятиях народных промыслов приобрело во второй половине 60-х годов. Дагестанские браслеты и рюмки продавались через сети магазинов «Березка» за валюту, во многих регионах они стали популярным и дефицитным товаром. В 1970-е годы за счет государственного заказа и отлаженной системы поставки серебра через Госкомдрагмет СССР и реализации изделий через Ювелирпром СССР объем ювелирного производства достиг 10 тонн изделий в год. Поставка серебра по льготным ценам и заказ на изделия осуществлялись по указаниям Госплана СССР через Министерство местной промышленности ДАССР, а оплата за изготовленную продукцию никак не была связана с ее реализацией в магазинах.

В 1990-е годы вместе с острыми экономическими трудностями, исчезновением госзаказа, отсутствием собственной ассортиментной политики на предприятиях, затовариванием складов, резким подъемом стоимости сырья, которое нужно было покупать самостоятельно, производство на Кубачинском художественном комбинате резко пошло на спад, зарплата стала задерживаться, не поспевая за инфляцией.

Жизнь после Советского Союза

Кубачинцы начали искать возможности для самостоятельного приобретения серебра и производства ювелирных изделий на дому. С либерализацией законодательства и разрешением законно пробировать изделия началось производство колец из серебра с чернью, которые в течение двух лет наводнили всю страну, причем спрос на них был ажиотажный.

Дагестанское ювелирное искусство продолжало развиваться вопреки гиперинфляции, резким скачкам цен на драгоценные металлы. Кризис 1998 года вызвал рост продаж посудной группы от рюмок и стопок до больших чайных и столовых сервизов. Кризис 2008 года ознаменовался возвращением к женским украшениям и подъемом продаж мелких изделий посудной группы – от столовых приборов и ионизаторов для воды до рюмок и фужеров. А дорогая продукция – от кофейных сервизов до авторских сабель и мечей – находит сбыт уже только ВИП-клиентам через личные знакомства ювелиров.

Девяностые годы ХХ в. и нулевые нового столетия – это вторая волна развития ювелирной промышленности, полностью базирующаяся на частном производстве. Причем производство сосредоточилось в руках мастеров-надомников, работавших, используя выгоды сложившего в Кубачи разделения труда. Чаще ювелирные изделия у мастеров перекупают или берут на реализацию официально зарегистрированные предприятия или индивидуальные предприниматели. Они пропускают эту продукцию через пробирную инспекцию и затем вывозят в магазины, на выставки, в торговые сети.

Объемы производства ювелирных изделий, несмотря на многократный подъем стоимости сырья, выросли до значительных цифр. Так, в 2008 году через Прикаспийскую государственную инспекцию пробирного надзора прошло около 32 тонн изделий из серебра. Кризис 2008 года привел к тому, что к 2011 году объем производства изделий из серебра сократился до 14 тонн в год, но затем положение выправилось, и в 2014 году объем производства достиг 28 тонн. Результаты последнего, «нефтяного», кризиса 2014 года скажутся, по-видимому, тоже через год – в 2016 году.

В чем разница?

Принципиальное отличие советского времени от сегодняшнего дня: на государственном уровне тогда делалось многое, чтобы талантливые мастера ювелирного искусства могли реализовать себя, те годы дали плеяду лауреатов Государственной премии России, народных и заслуженных художников России и Дагестана. Деятельность этих мастеров регулярно освещалась в средствах массовой информации. Выпускались фильмы, посвященные знаменитым художникам, альбомы их изделий. Мастера получали награды, звания, выезжали за государственный счет на выставки и ярмарки – от ювелирных до всемирных.

Сегодня же ювелир-мастер предоставлен сам себе, и он должен выбирать: или работать творчески, разрабатывая и изготавливая новые изделия, или бегать по инстанциям, пробивая себе путь в Союз художников, добиваясь известности. Последний альбом на достаточно профессиональном и художественном уровне, посвященный кубачинскому искусству, был издан в 2006 году (О. И. Брюзгина «Ювелирное искусство Кубачи», Интербук-бизнес).

Кризисы, скачок цены на серебро, резкое падение спроса на дорогой крупный посудный ассортимент вызвали обвал объемов производства и уход «ювелиров-ремесленников» в таксисты и строители. На плаву остались только самые устойчивые фирмы и мастера – авторы уникальных изделий.

Сегодня производство ювелирных изделий из серебра индивидуалами-мастерами и частными предприятиями в Дагестане втрое превышает лучшие результаты Кубачинского художественного комбината 70-х годов. Однако эта цифра очень сильно может снизиться в связи с падением курса рубля из-за «нефтяного» кризиса 2014 года.

Другие регионы России

За те же 90-е и нулевые годы крупные предприятия России смогли не только сохранить, но и увеличить объемы производства и продаж ювелирных изделий, частично заместив на прилавках магазинов дагестанское столовое серебро своим – от колечек до самоваров. Производство на одном ЗАО «Алмаз-холдинг» (г. Кострома) сегодня достигает 35 тонн в год. Такие предприятия, как ЗАО «Алмаз-Холдинг», ОАО «Эстет», ювелирный завод «Адамас» выживают при любых вероятных и невероятных кризисах, так как имеют несколько существенных преимуществ перед дагестанскими производителями:

– наличие современного оборудования и запас финансовых средств для постоянного его обновления;

– запас сырья, достаточного для беспрерывного производства в течение не менее чем полугода;

– товарные остатки на складах и в магазинах;

– наличие собственных торговых сетей, чем не может похвастаться ни один дагестанский ювелир-производитель;

– регулярное обновление ассортимента продукции.

Активно проводится программа развития ювелирного кластера в той же Костромской области. Там, в столице области г. Костроме, сосредоточены крупные ювелирные производства изделий из золота, в том числе с бриллиантами (например, Костромской ювелирный завод и село Красное-на-Волге, где производятся женские украшения из золота и серебра во множестве небольших частных фабрик). Государственная поддержка ювелиров Костромы помогла довести годовой объем производства и продаж до 30 млрд рублей.

Производство изделий из золота

Производство золотых украшений началось в Дагестане в 90-е годы. В результате распада СССР и возникновения межнациональной напряженности в Дагестан из бывших «братских» социалистических республик – из Средней Азии, Казахстана, республик Закавказья – начали возвращаться ювелиры – этнические дагестанцы, работавшие с золотом на крупных заводах или в ювелирных мастерских в этих регионах. Привыкшие к городским условиям жизни, они оседали в городах Дагестана и начинали производить золотую продукцию в домашних условиях.

Ассортимент изделий из золота сегодня представляет собой цепи и браслеты ручной вязки, женские ювелирные украшения с камнями и без камней: кольца, серьги, браслеты, колье, кулоны, броши, изготовленные как в классическом стиле, так и под современные брендовые изделия.

Производство изделий из золота с нуля в начале 1990-х годов к 2008 году выросло до 1 200 кг в год. Кризис 2008 года сломал устойчивый рост и снизил объемы втрое. Причины все те же: отсутствие привлекательного дагестанского бренда, разобщенность производителей, их конкуренция между собой, слабость ассортимента и подражание известным маркам. Сегодня в год в среднем производится около 500 кг дагестанских украшений из золота.

Перспективы развития ювелирного искусства Дагестана

Ювелирное дело является достаточно серьезной отраслью экономики Республики Дагестан, однако динамику ее развития определяет «не государственная протекция, а инициатива и усилия тысяч индивидуально работающих мастеров», как отмечает доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института языка, литературы и искусства ДНЦ РАН Амирбек Магомедов.

Возможны два варианта развития ювелирной отрасли Дагестана:

Вариант 1. Сохранение сегодняшних тенденций. Частные производители будут предоставлены сами себе. Последний всплеск цен на сырье в связи с падением курса рубля вновь затормозит развитие дагестанского ювелирного искусства.

Вариант 2. Реальная масштабная поддержка и развитие. Весь опыт и советского, и переходного периодов показывает, что без реальной масштабной государственной программы ювелирное искусство Дагестана вернется к кустарному производству «на коленке» с абсолютным несоответствием между высочайшим уровнем ручной уникальной работы и низкокачественной механической обработкой металла.

Если первая волна развития ювелирной промышленности была основана на чисто государственной поддержке, вторая – только на частной инициативе, то третья волна расцвета ювелирного искусства Дагестана возможна только при активном участии государства в развитии частного бизнеса.

Сегодня в городах и селах Дагестана проживают и производят изделия из золота и серебра разного художественного уровня в своих домашних мастерских около 5000 ювелиров, причем многие из них занимаются каждый своей определенной операцией: кто плавит металл и раскатывает пластины, кто монтирует изделия, кто полирует. Есть закрепщики камней, есть гравировщики. По сути, это основа для создания ювелирного кластера в Республике Дагестан.

О конкретных проектах ювелирных производств и программе создания ювелирного кластера в Республике Дагестан мы расскажем в следующей статье. Отметим только, что впервые за несколько последних лет в Союз художников России в апреле 2015 года вступило несколько молодых мастеров-ювелиров из Дагестана. О том, как молодые мастера достойно продолжают дело старших поколений, мы тоже обязательно расскажем.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру