Будущее наших детей зависит от нас

Глава министерства образования и науки Дагестана встретился с коллективом лицея-интерната «Центр одаренных детей»

Глава министерства образования и науки Дагестана встретился с коллективом лицея-интерната «Центр одаренных детей»
Ш. К. Шахов., Ш. Алиев. Фото: http://www.riadagestan.ru

19 января 2015 года в лицее-интернате «Центр одаренных детей» было проведено совещание, в котором приняли участие министр образования и науки Республики Дагестан Шахабас Курамагомедович Шахов, и. о. первого заместителя министра образования и науки Республики Дагестан Ширали Курбанович Алиев и преподавательский коллектив лицея. На совещание также были приглашены руководители некоторых школ города Махачкалы.

Летом 2014 года лицей №9 Махачкалы был преобразован в Центр одаренных детей, в настоящее время в нем проходят обучение около 400 человек. Одаренных детей в лицей-интернат отбирают из разных школ со всей республики. Ранее они поступали в учебное заведение с седьмых, а теперь и с пятых классов. Но, несмотря на то что лицей-интернат функционирует с начала этого учебного года, в работе его существует множество проблем как в плане материально-технического характера, так и неполного соответствия преподавательского состава необходимым требованиям. Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества и самым тесным образом связана с уровнем соответствующей специальной профессиональной компетентности педагогических работников. В современной школе важно уважать личность ребенка, заниматься с ним не только на уроках, но и в системе дополнительного образования. Работа с одаренными детьми должна стать одним из важнейших аспектов деятельности современной школы. Педагог, работающий с такими детьми, должен иметь четко сформулированную позитивную я-концепцию, отличаться зрелостью и эмоциональной стабильностью, высоким уровнем собственного интеллектуального развития. Кроме высокого профессионализма, он должен обладать свободой от стереотипов и педагогических догм, способностью к творчеству, широкой эрудицией, высоким уровнем психолого-педагогической подготовки, высокой культурой и гуманными установками по отношению к людям, в особенности к детям. Чтобы соответствовать этим нормам, каждый из педагогов должен заниматься самообразованием и постоянно улучшать свою квалификацию.

И для совместного обсуждения мер, которые необходимо предпринять для того, чтобы привести образовательную организацию в соответствие с требованиями, предъявляемыми к такого рода учреждениям, Шахабас Курамагомедович встретился с коллективом центра. В самом начале встречи министр отметил довольно низкое качество образования. По его словам, в Дагестане около 3 тысяч образовательных учреждений, большая часть из них не соответствует своему уровню и находится в плачевном состоянии.

«Каждый из нас должен заниматься своим делом и работать на благо детей в соответствии с законом об образовании. И только таким образом мы сможем решить проблему с низким качеством образования. Винить кого-то в этом мы не можем, многие учителя потеряли свою квалификацию, потому что годами не занимались самообразованием, повышением квалификации. Много и других насущных проблем. Во многих школах нет соответствующей материально-технической базы. Некоторые из преподавателей не смогли достаточно квалифицированно пройти тестирование. И нам необходимо совместными усилиями исправить эту ситуацию. Однако если мы будем ориентироваться на то, что было вчера, ничего у нас с места не сдвинется», – заверил присутствующих Шахабас Курамагомедович.

Министр также отметил, что в данный момент в республике многие образовательные учреждения не соответствуют необходимым требованиям. «В республике катастрофически не хватает высококвалифицированных специалистов, нет педагогов, которые могли бы подготовить соответствующие кадры. После проведенных проверок было выявлено немало учреждений, которые работали без лицензии. В некоторых из них были обнаружены элементы коррупции, и сейчас с этими фактами работают соответствующие органы», – сообщил Шахов.

Говоря о работе центра, он отметил, что коллектив учреждения практически не изменился с того момента, как здесь располагался Международный дагестанско-турецкий колледж. «Если судить по информации, которая поступала в министерство, то это было самое успешное образовательное учреждение республики. Но даже после проведенной поверхностной проверки оказалось, что многие показатели, которые давались на официальном уровне, абсолютно не соответствуют действительности. На данные момент лицей реорганизован в Центр одаренных детей, и уже само название говорит о том, что здесь должны работать самые квалифицированные, лучшие педагоги и психологи со всей республики. Но в реальности этого нет. Видя всю эту ситуацию, мы поняли, что решение о создании центра было поспешным, и, когда попытались исправить ее, коллектив лицея поднял шум и стал писать письма главе республики и президенту страны. Всем присутствующим надо было проявлять активность не рассылкой писем, а заниматься улучшением качества образовательного процесса. И все мы сейчас должны совместными усилиями наладить работу центра», – обратился министр к присутствующим.

Далее слово взяла руководитель Центра координации работы с одаренными детьми Дагестанского института повышения квалификации педагогических кадров Разият Идрисова, которая рассказала присутствующим об итогах проверки. Она отметила, что проверка не была глубокой, не проводились срезы знаний детей и посещения занятий. По ее словам, даже поверхностный анализ показал, что основной состав преподавателей не соответствует должному уровню. Также были выявлены существенные нарушения и недостатки в работе центра.

«Даже при поверхностном ознакомлении с состоянием учебно-воспитательного процесса было выявлено множество нарушений и недостатков в работе центра. По некоторым предметам отсутствуют либо составлены с нарушениями учебно-рабочие программы. Полностью отсутствовали программы по технологии. Не были представлены планы работы методического совета лицея, материалы работы методических объединений, по педагогическим советам, совещаниям и по тематическим семинарам.

В соответствии с пунктами 3.3 и 3.2 устава учебного заведения, одним из основных направлений в работе лицея является реализация дополнительных образовательных программ по развитию творчества и исследовательской деятельности обучающихся при наличии соответствующих условий и лицензий. В учебном плане запланировано на дополнительное образование и кружковую работу очень большое количество часов. Однако проверка выявила, что в лицее реально не работает ни один кружок и факультатив в рамках дополнительного образования. Нет дополнительных спецкурсов, элективных курсов, занятий, которые организуются с приглашением представителей научно-исследовательских учреждений, вузов и так далее. Также не проводится работа по дополнительному образованию и кружковой работе. Проверка также выявила отсутствие в лицее научных обществ учащихся, каких-либо научных кружков и даже отсутствие плана работы заместителя директора по научно-методической работе. Ни с одним вузом или научно-исследовательским учреждением республики не заключены договоры о сотрудничестве или совместной деятельности. Нет научного руководителя, закрепленного как за лицеем в целом, так и по какому-либо направлению в отдельности.

Что касается кадрового обеспечения, то и тут немало недостатков. Согласно уставу образовательной организации, сюда на конкурсной основе должны привлекаться лучшие педагогические кадры со всей республики. Однако даже поверхностный анализ показал, что некоторые предметы ведут люди, не имеющие соответствующего педагогического образования, вообще не имеющие педагогического образования или не работавшие в школе до начала работы в лицее. Например, учитель английского языка окончил Дагестанский институт народного хозяйства по специальности «финансы и кредит»; учитель обществознания – по образованию учитель английского языка и окончил факультет иностранных языков в ДГПУ; один из учителей физкультуры по образованию организатор-методист культурно-просветительной работы; еще один учитель физкультуры окончил математический факультет ДГПУ по специальности «прикладная информатика и менеджмент» и до поступления на работу в лицей педагогического стажа не имел и т. д.», – сообщила Идрисова.

Говоря о работе педагога-психолога, она отметила, что это одно из важнейших звеньев образовательного учреждения. Он декларирует себя как работающий по развитию и выявлению способностей и одаренности у детей. По ее словам, каждое образовательное учреждение имеет свою специфику, и работа школьного педагога должна соответствовать тем задачам и требованиям, которые стоят перед конкретным учебным заведением. Есть масса требований, которые предъявляются к кабинету школьного психолога и к его работе. Было выявлено, что из всего перечня требований присутствовал только план работы на год. Беседа со школьным психологом показала, что на момент проверки – это была середина декабря 2014 года – ничего из того, что запланировано, не было сделано. Также Разият Идрисова сообщила, что не были предоставлены материалы конкурсного отбора учащихся на этот год, что также является грубейшим нарушением в работе лицея.

В заключение руководитель Центра координации работы с одаренными детьми отметила, что анализ деятельности лицея-интерната показал, что на сегодняшний день ресурсы работы с одаренными детьми недостаточно задействованы и необходима целенаправленная и систематическая работа в нескольких направлениях. Во-первых, это оформление нормативной документации, разработка локально-нормативных актов, закрепление научного руководителя за лицеем в целом, проведение аттестации педагогических и руководящих работников на предмет соответствия занимаемой должности, подбор психолого-педагогических кадров для работы в лицее в строгом соответствии с квалификационными требованиями, расширение форм работы с одаренными детьми и т. д. Во-вторых, необходима организация целевых курсов повышения квалификации учителей. В-третьих, это проведение психолого-педагогических, научно-практических семинаров для педагогов и воспитанников лицея в целях повышения компетенции в работе с одаренными детьми. Также был высказан ряд других требований и пожеланий, в которые вошли введение в образовательный процесс мониторинга работы с одаренными детьми, создание банка данных по одаренным детям, создание портфолио на каждого ученика лицея с целью отслеживания динамики развития способностей ученика и оформление материалов по работе с одаренными детьми на сайте лицея.

Далее выступили педагоги образовательного учреждения, которые отметили, что готовы работать и повышать свою квалификацию. Некоторые из них внесли свои предложения по улучшению образовательного процесса и высказали ряд проблем, с которыми сталкиваются в ходе работы. Так, например, преподаватель физкультуры посетовал на отсутствие материально-технической базы. По его словам, спортзал находится в ужасающем состоянии, а площадка, которая была отведена под футбольное поле, была продана предыдущим руководством лицея под строительство многоэтажного дома.

«У многих педагогов немало заслуг в работе и в дагестанско-турецком колледже, и в лицее №9. Но, несмотря на это, мы готовы начать совместную работу, чтобы улучшить ситуацию и добиться хороших результатов», – заверили педагоги центра.

В ходе встречи выступили и руководители и представители различных школ Махачкалы, которые поделились со всеми участниками опытом своей работы с одаренными детьми. Первый заместитель министра Ширали Алиев также обратился к педагогам центра: «Наша цель – создание центра для развития способностей одаренных детей, и мы должны эту работу проводить. Мы призываем вас принять активное участие в приведении центра в соответствие требованиям законодательства РФ».

В заключение встречи Шахабас Шахов сообщил, что специальная комиссия будет проводить конкурсный отбор педагогов для лицея и призвал работников учебного заведения приложить все усилия и продолжить свою работу на совершенно новом уровне. «Никто не умаляет ваших достижений, однако хочу еще раз повторить: здесь должны работать лучшие педагоги республики, которые могут не только учить детей, но и проводить мастер-классы для коллег, разрабатывать программы, методики, ведь речь идет о Центре одаренных детей. Если вы соответствуете требованиям, то продолжите работу здесь. Если же нет, мы порекомендуем вас в другую образовательную организацию, в которой вы сможете продолжить работу. Увольнять или оставлять кого-то без работы мы не намерены, но в центре нужно проводить работу в соответствии с требованиями», – отметил он.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру