Название «Авар» – истоки появления и пределы распространения

Одной из важных составляющих самоидентификации любого народа является общепринятое официальное название народа

Одной из важных составляющих самоидентификации любого народа является общепринятое официальное название народа
Гуниб Фото: Ю. Хапизов

В случае с аварцами эта проблема, в силу ангажированности некоторых авторов, получила весьма искаженное освещение в специальных исследованиях.

Известно, что первоначально – в первом тысячелетии нашей эры – название «Авар» распространялось прежде всего на горную Аварию. Известный кавказовед Т. М. Айтберов датирует это событие VI в., когда часть имперских авар с равнины Северного Кавказа переселилась на Хунзахское плато и смешалась с местным населением [Айтберов Т. М. Древний Хунзах и хунзахцы. Махачкала, 1990. С. 25–30]. Основанием для этого служат, в частности, сообщения грузинской хроники о расселении аваров в некоторых регионах Кавказа во время правления в Картли Гурама-Куропалата (вторая половина VI в.), а в Византии – Юстиниана (527–565 гг.). В хронике «Картлис Цховреба» сообщается, что расселились они также «в Хунзахе, где они и поныне называются аварами».

В дальнейшем название это становится и именем собственным некоторых правителей Сарира – государства с центром в Хунзахе, но чьи владения, согласно «Тарих Дагестан», простирались от Алании до Дербента. Таким образом, можно сказать, что авары, осев в незначительном количестве в центральной части современной Аварии, сформировали значительную часть ее правящей элиты, но сами растворились среди количественно преобладавшего местного населения. Необходимо сказать, что в вопросе о происхождении аваров исследователи не пришли к единому мнению – часть считает, что язык их принадлежал к угорской семье, вторые считают кочевых авар тюркоязычным народом, третьи – монголоязычным, но в последнее время на Западе получает все большее распространение мнение о том, что авары, по крайней мере их ядро и правители, разговаривали на одном из иранских языков. Не стоит исключать и версию об их кавказоязычности, которая также имеет своих последователей в научной сфере. В таком случае становится все более очевидной абсурдность версии о том, что аварцы и авары не имеют друг к другу никакого отношения.

Местное же население в южной Аварии и в Алазанской долине было известно у античных авторов под названием сильвов и лпинов. Первые отождествляются с предками хьванал (бежтинских аварцев), а вторые – с лъебелал, расселенными в Алазанской долине и в верховьях реки Авар-ор (Аварское Койсу) [Подробнее см.: Хапизов Ш. М. Поселения Джарского общества (историко-географическое и этнографическое описание микрорегиона в Восточном Закавказье). Махачкала, 2011. С. 14–24]. В этой связи интересно заключение одного из современных азербайджанских авторов, исследовавших эту проблематику: «Таким образом, взгляд на историю аваров (истинных и псевдоаваров) дает нам возможность выдвинуть предположение о причинах названия аварами народа, предками которого мы считаем лпинов и силвов. По нашему мнению, хотя авары не оставались долго в степях Северного Кавказа, они оказали определенное влияние на местные племена. Возможно, что во время переселения в Европу часть их осталась и смешалась с местными северокавказскими племенами. Ведь в истории немало таких фактов! И именно они оставили свое название силвам и лпинам» [Мамедова А. А. Авары в Азии, на Кавказе и в Европе // VI-е Дзагуровские чтения «От античности к возрождению». Материалы международной научно-методической конференции. Махачкала, 2007. С. 69–71].

В дальнейшем название «Авар» распространилось на всю территорию расселения аварцев. Необходимо отметить, что подобные примеры нередки в истории разных народов, в том числе и крупных европейских наций – государств. Роль этнических групп как элементов структуры этноса четко прослеживается до сегодняшних дней, а в Европе – до развития капитализма. Например: «…накануне Великой Французской революции жители провинций Наварра, Беарн и других считали себя не французами, а отдельными «народами». Интересно, что Жанна д-Арк, родившаяся в Лотарингии, рассказывала, будто она услышала голос с неба: «Иди во Францию». В ее эпоху Францией считался по существу лишь Иль де Франс, домен короля. Причем в ту эпоху кроме французов отдельной народностью во Франции были провансальцы. Но впоследствии и они слились с французами, стали этнографической группой этого народа. Население же Иль де Франса не только вошло в состав французской нации, но и передало ей свое название» [Чеснов Я. В. Название народа: откуда оно? // Советская этнография. М., 1973. Вып. 6. С. 137]. Аналогичным образом перешло название исторического центра Авар на всех представителей этого народа.

Нисба («ал-Авари») как национальность

Многие авторы, выступающие за разделение аварского народа, в качестве аргумента пытаются представить этноним «аварцы» совершенно чуждым для большинства представителей этого народа, кроме представителей Хунзахского плато. На их взгляд, название «аварцы» было навязано представителям этого народа лишь в советское время.

Однако факты из письменных источников еще средневекового периода Аварии свидетельствуют об обратном. Покажем это на наглядном примере. Важным свидетельством национальной принадлежности того или иного автора в арабоязычной литературе служила его нисба. В этой связи воспользуемся одним из наиболее ярких исследований досоветского периода – сочинением Назира из Дургели, посвященным биографиям дагестанских ученых Х–ХХ вв. В нем он дает нисбы всех известных алимов Средневековья, к которым мы можем обратиться с целью уточнения их национальной принадлежности. Сам автор не аварец, а житель кумыкского селения Дургели, а по происхождению – даргинец из с. Хаджалмахи [Назир ад-Дургели. Услада умов в биографиях дагестанских ученых (Нузхат ал-азхан фи тараджим улама Дагистан): дагестанские ученые Х–ХХ вв. и их сочинения / пер. с араб., комент., факс., изд., указ. и библиогр. Подгот. А. Р. Шихсаидовым, М. Кемпером, А. К. Бустановым. М., 2012. С. 9], потому в какой-то ангажированности его обвинить невозможно.

Итак, приведем далеко не полный список имен средневековых ученых-аварцев, упомянутых Назиром ад-Дургели, с их нисбами, т. е. их самоидентификацией: Шабан ал-Убуди ал-Авари [Назир ад-Дургели…. С. 42] (XVII в., с. Обода Хунзахского района); Абубакр ар-Ругуджи ал-Авари [Назир ад-Дургели…. С. 48] (XVIII в., с. Ругуджа Гунибского района); Хадис ал-Мачади ал-Хидали ал-Авари [Назир ад-Дургели…. С. 53] (XVIII в., с. Мачада Шамильского района); Али ал-Аргуни ал-Авари [Назир ад-Дургели…. С. 53] (XVIII в., с. Аргвани Гумбетовского района); Мухаммад сын Титалава ал-Карати ал-Авари [Назир ад-Дургели…. С. 54] (XVIII в., с. Карата Ахвахского района); Манилав ал-Карахи ал-Авари [Назир ад-Дургели…. С. 54] (XVIII в., с. Тлях/Чарада Чародинского района); Абубакр ал-Аймаки ал-Авари [Назир ад-Дургели…. С. 56] (XVIII в., с. Аймаки Гергебильского района); Загалав ал-Хварши ал-Авари [Назир ад-Дургели…. С. 70] (XIX в., с. Хварши Цумадинского района); Хаджиали ал-Кулецми ал-Авари [Назир ад-Дургели…. С. 75] (XVIII–XIX вв., с. Кулецма Левашинского района); Абубакр ал-Чиркави ал-Авари [Назир ад-Дургели…. С. 94] (XIX в., с. Чиркей Буйнакского района); наибы Турач ал-Карати ал-Авари и Галбац ал-Карати ал-Авари [Назир ад-Дургели…. С. 97] (XIX в., с. Карата Ахвахского района) и т. д. Кроме вышеуказанных селений в числе носителей нисбы ал-Авари указаны жители следующих селений: Тлайлух, Алак, Кудали, Тлох, Кудутль, Салта, Куллаб, Согратль, Гочоб, Унтиб, Ансалта, Аракани, Коло, Гиничутль, Гацалух, Харачи, Гунух, Итлаб, Тануси, Хелетури, Урада, Хариколо, Багинуб, Харахи, Хахита, Цулда, Гамсутль, Телетль. В списке ученых ад-Дургели нет ни одного уроженца Цунтинского района, из-за чего их нет и в списке носителей нисбы ал-Авари.

Помимо списка ад-Дургели, можно представить и другие примеры использования учеными-аварцами нисбы «ал-Авари» как средства самоидентификации. Мухаммадтахир ал-Карахи указал в сочинении «ат-Тасриф ал-маъкуд Шарх васат ал-максуд» себя как «Мухаммадтахир ал-Карахи ал-Авари» [Шихсаидов А. Р., Омаров Х. А. Каталог арабских рукописей (Коллекция М.-С. Саидова). Махачкала, 2005. С. 100]. Умерший в 1885–86 г. и похороненный в с. Шотавар Кахского района уроженец с. Арчиб Чародинского района указывается в суфийских сочинениях XIX в. как Мухаммад ар-Ручи ал-Авари [Айтберов Т. М., Хапизов Ш. М. Елису и Горный магал в XII–XIX веках (очерки истории и ономастики). Махачкала, 2011. С. 361].

Как справедливо замечает известный этнограф М. Магомедханов: «Этническое самосознание народов Дагестана можно сравнить с «таксономической лестницей», первую ступень которой составляет идентичность с сельским обществом. Так, например, уроженец с. Ругуджа в обществе андаляльцев чувствует себя прежде всего ругуджинцем, среди аварцев вообще он андалялец, для представителей остальных народов Дагестана он – аварец, а для россиян – дагестанец. Но это вовсе не означает, что тот же ругуджинец не ощущает себя в обществе ругуджинцев, андаляльцев, аварцев или в среде остальных народов Дагестана и России и ругуджинцем, и андаляльцем, и аварцем, и дагестанцем, и россиянином. Вопрос в том, насколько та или иная ипостась идентичности того же ругуджинца актуальна и информативна в каждый данный момент коммуникации» [Магомедханов М. М. Этноязыковые процессы у народов Западного Дагестана // Вестник Института ИАЭ. Махачкала, 2006. № 3. С. 107–108].

Это утверждение находит себе подтверждение и в Средневековье, когда в нисбах того времени четко зафиксирована ситуация, когда житель конкретного селения идентифицировал себя с этим поселением, далее – с регионом и затем – с национальностью. К примеру, житель с. Ругуджа (ныне Гунибского района), известный переписчик рукописей ХIX в. (только в Институте рукописей им. К. С. Кекелидзе хранится 8 переписанных им книг), представляется перед читателями следующим образом: «Курбан Мухаммад ибн Сугур-бек ал-Авари ал-Андалави ар-Ругуджи» [Гварамия Р. В., Канчавели Н. Г. Каталог арабских рукописей Института рукописей им. К. С. Кекелидзе Академии наук Грузии (коллекция L- Выпуск II). Тбилиси, 2002. С. 559]. Другой переписчик рукописей XVIII в. пишет в конце переписанной им 18 марта 1781 г. книги о себе следующее: «Мухаммад ибн Абдаллах ал-Бацади из вилайата ал-Авари» [Гварамия Р. В., Канчавели Н. Г. Каталог арабских рукописей Института рукописей им. К. С. Кекелидзе Академии наук Грузии (коллекция L – Выпуск II). Тбилиси, 2002. С. 354]. Наиболее именитый ученый средневекового Дагестана представлялся в своих рукописях следующим образом: «Мухаммад ибн Мусалав ал-Кудуки ал-Авари» [Гварамия Р. В., Канчавели Н. Г…. С. 263].

Как говорится, когда факты налицо, комментарии излишни…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру