Гюлистанский мирный договор 1813 г. завершил Русско-иранскую войну 1804–1813 гг. Договор оформил включение в состав России Дагестана, Грузии, Имеретии, Гурии, Мингрелии, Абхазии, а также ханств: Карабахского, Гянджинского, Шекинского, Ширванского, Дербентского, Кубинского, Бакинского и Талышинского. Россия обязалась оказывать назначенному шахом наследнику престола помощь в утверждении его на троне в случае возможного вмешательства извне. Договор предоставлял России исключительное право иметь военный флот на Каспии. Русские купцы получили право свободной торговли в Иране, а иранские – в России.
Открывая мероприятие, руководитель Дагестанского научного центра, академик Хизри Амирханов, отметил, что подобные мероприятия проводились и ранее, но такого значения они не получали. Ученый также отметил, что Рамазан Абдулатипов сыграл большую роль в придании этому событию такого статуса, нежели ученые.
«Он заставил нас всех посмотреть на заключение Гюлистанского договора по-другому», – сказал Амирханов.
Говоря о 200-летии со дня вхождения Дагестана в состав России, президент Дагестана заявил, что этому событию нужно уделить больше внимания и надо было готовиться к нему за несколько лет.
По словам Абдулатипова, Гюлистанский договор – это не результат войны России с дагестанцами, а следствие войны с Персией.
«После подписания договора Персия должна была признать, что Дагестан – это часть России. Вхождение Дагестана в состав Российского государства – процесс не только и не столько государственно-управленческого включения, сколько интеграции дагестанцев в русский социум. И этот процесс длится уже более 200 лет», – отметил Рамазан Абдулатипов.
Руководитель республики в своем выступлении уделил внимание и дагестанским научным кругам. Он отметил, что дагестанская историческая школа всегда была очень сильна, а также, что изменения в научной системе надо проводить очень осторожно.
«Мы видим те преобразования, которые сегодня происходят, и внимательно наблюдаем за ними. Дагестанский научный центр должен быть сохранен. Если кто-то будет против, мы создадим Дагестанскую академию наук и будем работать так, чтобы сохранить каждого ученого, каждую лабораторию, которые реально работают», – сказал президент Дагестана.
В заключение своего выступления глава республики добавил, что общество должно уделять больше внимания вопросам интеграции Дагестана в Россию. На его взгляд, этот процесс является определяющим для нас.
Далее на конференции прозвучали научные доклады, и работа продолжилась в трех секциях: «Стратегические приоритеты, цели и задачи кавказского вектора восточной геополитики соперничавших держав в конце XVIII – начале XIX веков»; «Расстановка политических сил на Кавказе до подписания Гюлистанского договора»; «Роль и значение Гюлистанского трактата для народов Кавказа».