Аварийность на дорогах и высокая смертность в результате ДТП – очень актуальная проблема для Дагестана. Обсуждению этой проблемы и проработке путей ее решения был посвящен круглый стоял, который состоялся 8 декабря в Общественной палате (ОП) республики.
В мероприятии приняли участие представители Министерства транспорта и дорожного хозяйства Дагестана, Госавтоинспекции по республике, Министерства здравоохранения РД, ГКУ ЦОДД Москвы (в онлайн режиме), общественники, журналисты и блогеры. Модератором выступил председатель ОП региона Абдулмуъмин Ибрагимов.
Страшные цифры
Врио замначальника Управления Госавтоинспекции МВД по РД Магомед Мамаев в своем докладе сообщил, что за 11 месяцев текущего года в Дагестане зарегистрировано 1300 автомобильных происшествий, в которых погибли 276 и ранено 1824 человека. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года количество ДТП и раненых выросло на несколько процентов, а вот число погибших снизилось на 2,5%.
За январь-ноябрь этого года сотрудниками подразделений ГИБДД, а также комплексами фотовидеофиксации выявлено и составлено в отношении водителей и пешеходов порядка 2,8 млн материалов о нарушении правил дорожного движения (ПДД) – это на 25% больше, чем за 11 месяцев 2021 года.
«Но не все установленные камеры на трассах в Дагестане полноценно введены в эксплуатацию: из 123 установленных в 2018 году подобных комплексов фиксации нарушений лишь 71 введены в эксплуатацию спустя 4 года. Ими уже в текущем году зафиксировано 190 тысяч нарушений скоростного режима», - заявил Магомед Мамаев.
Реального воздействия на водителей, как считает Мамаев, можно было бы добиться при применении более жестких решений – при арестах и изъятии автомобилей у нарушителей или неплательщиков штрафов. Однако отсутствие специализированных стоянок для размещения задержанного транспорта не позволяет реализовать эту инициативу. На сегодня, со слов спикера, штрафные стоянки и службы эвакуации созданы лишь в трех городах республики – Махачкале, Дербенте и Хасавюрте.
Особое беспокойство вызывает проблема смертности детей на автодорогах. За 11 месяцев текущего год в ДТП в Дагестане погибли 25 и пострадали 187 детей в возрасте до 16 лет – это, соответственно, на 150% и на 13,3% больше, чем за такой же период 2021 года.
«Более половины из погибших и раненых детей – это пассажиры, безопасность которых зависит исключительно от взрослых. Но и при наездах на детей родители также не выполняют свои обязанности. В случаях наездов в темное время суток дети не имели светоотражающие элементы. что указывает на полное безразличие со стороны родителей и педагогов», – заявил Мамаев.
Также представитель ГИБДД сообщил о сохраняющемся высоком уровне ДТП по вине «молодых» водителей – со стажем не более двух лет. За 11 месяцев по вине таких водителей совершено 126 аварий, в которых погибли 17 человек. В этой связи Госавтоинспекция направила в прокуратуру республики предложение о проведении внеплановых проверок автошкол.
Любопытная тенденция
Замминистра транспорта и дорожного хозяйства Дагестана Магомед Тагиров в своем докладе рассказал, что наиболее распространенными причинами совершения ДТП на дорогах регионального, межмуниципального и местного значения явились пренебрежение водителями нормами и правилами дорожного движения, отсутствие должных навыков, неумение адекватно реагировать на сложившуюся дорожную обстановку.
Любопытная тенденция: в основном аварии с тяжкими последствиями произошли на участках дорог, где провели ремонт. За 10 месяцев больше всего ДТП произошло на автодороге «Махачкала - Буйнакск - Леваши - В. Гуниб» - 53 происшествия, в которых погибло 14 и ранено 79 человек. При том, что практически по всей протяженности дороги проведен ремонт.
«Там, где выполнен ремонт, повышаются скорости, пропускная способность, и в этих местах идет всплеск аварийности. Такой эффект имеем в первые годы после ремонта, потом ситуация, по опыту прошлых лет, стабилизируется», – сказал Тагиров.
Для снижения мест концентрации ДТП и смертности населения на региональной сети дорог, наряду с комплексными работами по реконструкции и ремонту ежегодно проводятся точечные, адресные мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения. В текущем году на такие работы предусмотрен объем финансирования в размере 398 млн рублей.
«Результатом этой работы послужило планомерное снижение участков концентрации ДТП. В 2019 году таких мест было 10, в 2020 – 6, в 2021 – 5. По состоянию на 1 ноября 2022 года на автодорогах регионального и межмуниципального значения зафиксировано только одно место концентрации ДТП – участок км 28+200 – 29+000 автодороги "Махачкала – Буйнакск – Леваши - В. Гуниб"», – рассказал замглавы Минтранса РД.
Своевременная помощь
Главврач Республиканского центра травматологии и ортопедии им. Н.Ц.Цахаева Абдурахман Гасанов проинформировал, что в России смертность в результате ДТП значительно превышает показатели европейских стран. В 2021 году этот показатель в РФ составил 12,8 на 10 тыс. населения, за 9 месяцев текущего года – 6,8 на 10 тыс. населения.
Гасанов отметил, что при условии своевременного и адекватного оказания медицинской помощи пострадавшим в результате ДТП в 25% случаев можно предотвратить смертность.
Чтобы пострадавшие в ДТП могли как можно быстрее получать медицинскую помощь, в Дагестане распоряжением правительства республики от 29 июля 2019 года утверждена стратегия развития санитарной авиации до 2024 года, которая предполагает формирование единой системы экстренной эвакуации пациентов. С учетом развитости дорожной и медицинской инфраструктуры необходимо создать три точки базирования вертолетов: в Махачкале, Дербенте и Кизляре.
«Проект есть, где эти вертолетные площадки создавать, наверно, в следующем году удастся его реализовать», – сказал главврач центра травматологии.
После докладов спикеров началось свободное обсуждение: участники обменялись мнениями и предложениями. По итогам круглого стола участники мероприятия приняли резолюцию, с которой можно ознакомиться по ссылке: https://opdagestan.ru/rekomendatsii-.