Дагестанцы ждут от Минтранса РД создания общественного транспорта

Дагестанцы ждут от Минтранса РД создания общественного транспорта
Фото: Руслан Алибеков

Печально известный железнодорожный переезд на федеральной трассе «Кавказ» у поворота в поселок Тюбе долгое время вынуждал водителей резко снижать скорость, создавая многокилометровые заторы. Пути решения проблемы выработали на оперативном совещании 11 августа. А уже спустя две недели Минтранс РД рапортовал о том, что переезд приведен в порядок.

Это событие горячо приветствовали пользователи социальных сетей. Порадовало их и то, что Минтранс республики обратил внимание на автодороги по туристическим маршрутам. В этом году ремонтируют начали приводить в порядок дороги в Миатли, Дубки, Гуниб, Карадах, Хучни, Кубачи, Самур, Манас и к другим популярным у туристов локациям.

В то же время, все еще не решен важный для всех дагестанцев вопрос организации в республике современного и комфортного общественного транспорта. Хочется верить, что новый деятельный руководитель Минтранса РД Джамбулат Салавов обратит внимание и на эту проблему, с которой ежедневно сталкиваются сотни тысяч жителей и гостей республики.

Понятно, что высокопоставленным чиновникам не приходится подолгу простаивать на остановках, а затем пробиваться в салон. Никто из них не ездил в переполненной маршрутке при температуре +40, рискуя при этом вылететь на обочину из открытой для вентилирования салона двери. Но несмотря на это чиновники не должны забывать о проблемах простых жителей республики.

Правильной организации системы общественного транспорта на территории Дагестана нет нигде. Это общая проблема всех дагестанских городов, где сегодня проживает две трети населения республики. Банальная поездка на работу, учебу, рынок или в поликлинику порой превращается для небогатого дагестанца в настоящий квест, преодолеть который не каждому хватит здоровья.

Зная, что Джамбулат Салавов, еще будучи главой Хасавюртовского района, неизменно уделял большое внимание ветеранам, пожилым и неимущим, мы уверены, что проблемы и чаяния простых дагестанцев ему хорошо известны. Но здесь вопрос не только о гуманизме. Салавов всегда заявлял о себе как о талантливом управленце. И эта ситуация — квест и для него самого.

Как и всякий руководитель, новый министр транспорта РД имеет шансы войти в историю либо как грамотный и волевой организатор, либо вляпаться в историю как неграмотный и безвольный временщик. Уверены, что сдвинув с места очень непростой, но архиважный вопрос создания в Дагестане общественного транспорта, он проявит себя уже как руководитель федерального уровня.

Изобретать велосипед при этом не нужно. Достаточно изучить, осмыслить и внедрить в Дагестане уже наработанные в более передовых регионах методики. К примеру, поближе ознакомившись с опытом развития общественного транспорта в том же Башкортостане, где данная проблема практически решена благодаря должной работе региональных структур.

Способствовать решению проблемы должно было участие Дагестана в федеральном проекте «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях», о чем мы писали здесь и здесь. 13 регионов в 2021 году получили более 400 новых автобусов и троллейбусов, приобретенных за счет средств федерального бюджета. Но не Дагестан, хотя мог.

Три года мэрия Махачкалы предпринимала упорные попытки победить в проводимом Москвой конкурсном отборе. Увы, по условиям конкурса, участвовать в реализации этого проекта муниципалитеты не могут. Правом на получение федеральных средств обладают лишь регионы, которые должны прикладывать для этого определенные усилия.

К сожалению, три года подавая в Минтранс РД заявки на участие в этом проекте (объем которых более 1200 страниц), мэрия Махачкалы так и не увидела должного содействия со стороны региональных властей, видимо, не пожелавших защитить дагестанскую (участвует регион, а не город) заявку, направив для участия в конкурсе своих представителей в Москву.

Как понимает всякий разбирающийся в делопроизводстве человек, просто перенаправить по примеру дагестанских властей муниципальную заявку по почте в Москву зачастую недостаточно для того, чтобы получить несколько сот миллионов рублей на новые автобусы. Распределители средств, как минимум, должны увидеть кому вообще собираются отдавать такие суммы.

Но из года в год руководство республики демонстрирует в этом отношении необъяснимую инертность. Это привело к тому, что средства на 2022 и 2023 год уже распределены. Дагестан (а вместе с ним и дагестанские города) сможет претендовать на получение этих средств лишь в 2024 году. Благо, что проект был признан в Москве эффективным и продлен до 2030 года.

Тем временем, новые автобусы и троллейбусы уже прибыли в другие регионы, где региональное руководство обеспокоено качеством жизни жителей своих столиц. К примеру, получили новый транспорт в Казани, бюджет которой и без того в три раза больше, чем у Махачкалы (33,7 млрд рублей против 11,5 млрд рублей). Пришли они и в Уфу, Брянск, Курск, Омск, Мурманск…

Важно понимать, что получателями федеральных средств стали лишь те регионы, руководство которых осознает свою ответственность за решение данной проблемы, а региональные профильные структуры активно и системно эту проблему решают, формируя транспортную политику на всей территории региона. Чего так недостает пока Дагестану.

Учиться не стыдно, стыдно упорствовать в безграмотности. Власти нашей республики могли бы взять, к примеру, перенять опыт руководства Башкирии, которое за последние три года закупило и передало своей столице Уфе более тысячи автобусов малого, большого и среднего класса. Прежде всего, улучшая обслуживание на самых востребованных у горожан маршрутах.

«Наша цель – чтобы жители республики с комфортом и безопасно передвигаться на общественном транспорте», – отметил на своей странице в соцсети Радий Хабиров после вручения мэру Уфы ключей от новых автобусов. Аналогично действуют власти и в других регионах, не перекладывая решение проблем в своих муниципалитетов на местных глав.

Дагестанцам же пока остается лишь привычно толкаться в тесных и душных маршрутках. Очевидно, что та же Махачкала, как стремительно растущий город, остро нуждается в современном, комфортабельном общественном транспорте. В первую очередь, в новых автобусах и троллейбусах. Но денег на это у города нет, а помочь у региональных властей, видимо, нет желания.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру