Реконструкция проспекта Шамиля в Махачкале: лучше медленно, да лучше

Реконструкция проспекта Шамиля в Махачкале: лучше медленно, да лучше
Скриншот с сайта Yandex.ru

Ранее мы уже писали о некоторых подробностях прошедшего 26 мая в ходе сессии Народного Собрания Дагестана «Муниципального часа», который был посвящен вопросам социально-экономического развития Махачкалы. Среди вопросов, которым народные избранники уделили особое внимание, прозвучала и тема реконструкции проспекта Шамиля, являющегося сегодня важнейшей транспортной артерией дагестанской столицы.

Представляя собой кратчайший путь с севера на юг, проспект Шамиля выполняет роль и транзитной магистрали для водителей, решающих проехать по данному маршруту сквозь город. Большая загруженность проспекта и высокая степень изношенности дорожного полотна давно уже поставили вопрос о необходимости его масштабной реконструкции, которая позволит не только разгрузить автомобильное движение, но и благоустроить пешеходную инфраструктуру.

ПРЕДЫСТОРИЯ ВОПРОСА

Предполагалось, что к реконструкции проспекта Шамиля городские власти смогут приступить после проведения реконструкции улицы Гагарина, являющейся дублером проспекта. Приступить к этим работам руководимая в ту пору Саидом Амировым махачкалинская мэрия смогла лишь с 2010 года, когда республику возглавил Магомедсалам Магомедов. В 2011 году Амировым была расширена улица Гагарина и анонсирован масштабный проект многоэтажной застройки «Лазурный берег».

О том, что с 2010 года команда Саида Амирова многократно расширила имевшееся у нее «окно возможностей», никто в его окружении особо и не скрывал, однако масштабы развернутой им деятельности встречали не только положительные оценки. Широкое распространение получило мнение, что стоимость работ в ряде случаев была сильно завышена, а все подрядные организации так или иначе связаны с командой Амирова, что и могло стать одной из причин для последующих политических перемен.

Стоимость реконструкции улицы Гагарина, получившей в народе звание «золотой», долго обсуждалась в дагестанском обществе. Видимо, поэтому к реконструкции проспекта Шамиля бессменный мэр города так и не успел приступить. Проработкой вопроса о ее начале вплотную занялись лишь в 2015 году, когда Махачкалу уже возглавлял Магомед Сулейманов. Однако и он не успел завершить даже разработку требуемой для начала работ проектно-сметной документации.

РАЗРАБОТАЛИ, ДА НЕ ДО КОНЦА

Муниципальный контракт №11.15/ОК стоимостью 45,2 млн рублей 23 июня 2015 года подписали директор МКУ УЖКХ г. Махачкалы Зубайру Мустафаев (позднее также условно осужденный за превышение полномочий на посту главы Избербаша) и генеральный директор ООО «СМУ-55» Игорь Олдаковский. Однако акт выполненных работ 25 декабря 2015 г. Олдаковскому пришлось подписывать уже на пару с Гаджимурадом Абдуразаковым, который к тому времени возглавил городское УЖКХ.

Подписи сторон под этим контрактом весьма точно отображают время и характер очередных политических перемен в Махачкале. Ведь с 4 апреля 2014 по 29 октября 2015 года Махачкалу возглавлял Магомед Сулейманов. На посту столичного мэра его сменил руководивший ранее Минстроем республики Муса Мусаев, успевший поруководить городом с 29 октября 2015 по 22 января 2018 года, когда (как и Сулейманов) был задержан сотрудниками ФСБ и позднее осужден.

Стоит отметить, что, несмотря на внешний антураж, разработкой ПСД занималась компания с махачкалинскими корнями. Первым руководителем ООО «СМУ-55» являлся Кахир Сайпулаевич Сайпулаев, который среди прочего также возглавлял Махачкалинский филиал ООО «Передвижная механизированная колонна Дагпотребсоюза», зарегистрированный в Махачкале по ул. Ярагского, 15. В настоящее компанию возглавляет Джанхуват Кахирович Сайпулаев.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Согласно техническому заданию, подрядчик должен разработать проект улицы с автомобильной дорогой протяженностью 6 км, определив ширину проезжей части и количество полос в соответствии с условиями сложившейся застройки. Необходимо было предусмотреть устройство освещения, вынос и переустройство инженерных сетей, строительство ливневой канализации, а также устройство проездов вдоль прилегающих к проспекту домов. Однако сделано это было некачественно.

После череды политических пертурбаций, в феврале 2019 года Махачкалу возглавил Салман Дадаев, перед которым руководство республики поставило ряд глобальных задач. Помимо реконструкции центральной площади и центральных улиц в исторической части города, вновь был поднят вопрос о необходимости скорейшей реконструкции проспекта Шамиля. Подняв все документы, новая команда обнаружила, что начинать всю работу в этом направлении фактически нужно заново.

Анализ разработанного ООО «СМУ-55» проекта показал, что в нем не учтены вопросы переустройства инженерных коммуникаций. Не были проработаны вопросы переустройства створа, пересекающего проспект канала им. Октябрьской революции. Не решены вопросы снижения шумового воздействия и комплексного благоустройства территории. В условиях складывавшегося десятилетиями инфраструктурного хаоса, начинать реконструкцию без учета этих вопросов невозможно.

ДОРОГОСТОЯЩАЯ ДОРАБОТКА

В проекте также не были заложены вопросы переустройства всех электрических сетей в подземном исполнении, заложенные в программу «Чистое небо». Не была разработана система автоматизированного управления дорожным движением, не учтены вопросы создания подземных пешеходных переходов и внедрения автоматизированной системы сбора и подземного хранения ТКО. Внесение всех необходимых доработок вновь потребовало денег и времени.

Три конкурса общей суммой порядка 36,8 млн рублей, объявленных мэрией Махачкалы для внесения в ПСД всех требующихся доработок, выиграло ООО «Иннстройпроект», обязавшееся исправить документацию в части инженерных изысканий, благоустройства и очистных сооружений. Все технические условия на переустройство инженерных сетей ресурсоснабжающими организациями были представлены. Сводный сметный расчет в ценах 4 квартала 2020 года составил порядка 15 млрд рублей.

В рамках реализации проекта реконструкции проспекта мэрией Махачкалы была проведена инвентаризация, по результатам которой было выявлено 84 объекта капитального строительства и 145 земельных участков, подпадающих в зону реконструкции и подлежащих изъятию для муниципальных нужд. Как сообщил в ходе вышеуказанного «Муниципального часа» Салман Дадаев, изымать спорные объекты недвижимости мэрия намерена в судебном порядке.

ЗЕМЛЮ ВЕРНУТ ЧЕРЕЗ СУД

Мы уточнили в Правовом управлении мэрии Махачкалы результаты судебной работы. На данный момент подано и рассматриваются 40 исков об истребовании земельных участков вдоль проспекта. По 13 земельным участкам вынесены заочные решения об удовлетворении исковых требований мэрии. В собственность муниципалитета вернулось 2 372 кв. метра земли, которая была ранее незаконно отчуждена и использована в коммерческих целях.

Уже возвращенные в муниципальную собственность земельные участки в основном использовались для возведения торговых объектов (в том числе возле остановок общественного транспорта), под строительство АЗС, индивидуальное жилищное строительство и возведение медицинского центра. Аналогичный характер использования отмечается и в случаях с оспариваемыми еще пока участками, многие из которых также предстоит освобождать от уже имеющихся строений.

С учетом размера планируемых расходов на само проведение реконструкции, начатая махачкалинской мэрией судебная работа хоть и растягивает сроки ее начала, однако позволяет сэкономить значительные бюджетные средства, которые в ином случае пришлось бы расходовать на выкуп этих земельных участков, а также позволяет основательно проработать всю документацию, необходимую для выделения средств на проведение реконструкции федеральным центром.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру