Дагестан не совсем готов к переходу на дистанционное обучение

Дагестан не совсем готов к переходу на дистанционное обучение
Фото: karsun-roo.ucoz.com

Советник ректора Дагестанского института развития образования Эльвира Сайпуева рассказала «МК в Дагестане» о том, как учителя республики пережили переход на дистанционное обучение, какие выводы сделали и о планах на новый учебный год.

- Как учителя республики пережили резкий переход на дистанционное обучение?

- Педагоги Дагестана, как, наверное, и всей России, не были готовы к такому экстренному переходу. Здесь есть как объективные, так и субъективные причины.

Очень многие педагоги считают дистанционную форму обучения не вполне эффективной для решения образовательных задач. Чаще всего использование электронных ресурсов они видят, как дополнительную систему к основной форме обучения. Электронные ресурсы используются довольно активно только для контроля знаний или для проведения онлайн-олимпиад, для более глубокого погружения в предмет.

Если говорить об основном обучении, к использованию электронных ресурсов педагогическая и родительская общественность пока относятся настороженно. Это связано и с тем, что в Республике не очень правильно выстроена стратегия развития электронного образования. Обучающие мероприятия в основном инициируют сами разработчики электронных ресурсов. Они самостоятельно приезжают в регион, представляя о свой образовательный продукт. Но пандемия заставила развернуться именно к этой форме подачи знаний, сделала ее не только приоритетной, но и единственной. И тут оказалось, что не готовы педагоги, не готовы родители, и, самое главное, не готовы дети – к тому, чтобы в такой форме воспринимать знания.

- В чем именно эта неготовность выражалась?

- Чтобы дистанционно работать, нужна большая самоорганизация ребенка. Именно этот дефицит остро ощущался. Новый формат обучения был воспринят не ответственно учениками. Без «указующего перста учителя» растерялись все: и ученики, и их родители. С учетом того, что на начальном этапе образовательные платформы испытывали технические сложности из-за массовости подключений, страдало качество трансляции и интеракция.

В Республике Дагестан не так давно запущена электронная онлайн-школа «Дом знаний». По сколько я работаю на этом образовательном ресурсе и изнутри знаю эту ситуацию. «Дом знаний» представляет следующие возможности: на сайте представлен полный видеокомплект уроков, согласно КТП общеобразовательной школы, к нему соответствующая презентация – чтобы дети могли еще раз перечитать информацию, при необходимости составить опорный конспект, а также тестовая система. И наибольший интерес у детей вызвала именно последняя! И вот здесь обнаружилась проблема: ребенок нацелен не на процесс получения знаний, а, скажем так, фиксированный результат. Это одно из тех открытий, которое я сделала для себя. Получается, ученик нацелен не на накопление багажа знаний, а на фиксацию его результата в виде оценки, что не совсем, на мой взгляд, правильно.

- А организацию процесса вы бы как оценили?

- На мой взгляд, неправильно была выстроена сама стратегия дистанционного обучения. Чаще всего она состояла в использовании социальных сетей и Zoom-систем. Подача знаний была выстроена в форме лекций в Zoom. Контроль знаний происходил через социальные сети, чаще всего WhatsApp-группы и Телеграм-каналы, где детям «вбрасывали» порции домашних заданий. Естественно, домашнее задание выполнялось, как говорится, всем миром, с помощью родителей и одноклассников. Объективность оценки знаний оставляла желать лучшего.

- А как было бы правильно?

- Использовать образовательные системы, которые предоставляют весь комплекс образовательных услуг – сдачу нового материала, его методическое сопровождение, закрепление материала и, самое главное, контроль знаний. Вот когда эта система будет правильно выстроена, дистанционное обучение станет приоритетным форматом.

По большому счету, за ним будущее, это, несомненно. Это не только реакция на экстренную ситуацию, это и требование времени. Мы движемся к тому, что будут открыты стены университетов, будет массовое онлайн-обучение по выбранной специальности в вузах. И поэтому нужно правильно разработать стратегию и правильно проводить ее в жизнь.

- Какие вы рекомендовали онлайн-ресурсы?

- Мы рекомендовали учителям уже наработанные ресурсы. Это и Яндекс.Учебник, и ЯКласс, и Учи.ру, РЭШ (Российская электронная школа) и МЭШ (Московская электронная школа). Но при этом они использовались слабо. Чаще всего обучение сводилось к тому, что давался большой объем домашних заданий, которые, опять-таки, делались ребенком (в кавычках ребенком) дома. В кавычках, потому что чаще всего этот груз на своих плечах выносили родители.

Наши педагоги пока еще не могут правильно выстроить индивидуальную траекторию ведения занятий с помощью цифровых сервисов, у них не сложилась эта система в голове. И, на мой взгляд, впереди будут те регионы, которые правильно сформируют у педагогов использование этого ресурса. Ведь наличие цифровых сервисов – это только инструментарий. Никто с педагогов не снимает ответственности по содержанию образования, по методике преподавания той или иной дисциплины. Это всего лишь инструмент, который очень поможет современному педагогу.

- Какой вы видите выход из этой ситуации? Возможно, нужно помочь учителям их освоить?

- Несомненно. Чтобы обучить ребенка, необходимо, прежде всего, обучить педагога. Я думаю, что та стратегия, которая была инициирована разработчиками электронных ресурсов, абсолютно правильна. Это взаимодействие через министерство образования того или иного региона с выходом на институты повышения квалификации, на институты развития образования. Они являются точками роста профессиональных компетенций педагогов. И те методические семинары, которые, в частности, с Яндексом у нас активно налажены, мне кажется, принесут свои плоды. И в дальнейшем нужно развивать эту систему непосредственного донесения знаний, а сейчас это знание, как никогда, актуально. Это уже не завтрашний день, это день нынешний, день, в котором мы живем.

- Как именно могут помочь учителю цифровые сервисы? Какие плюсы есть у того же Яндекс.Учебника?

Несомненный огромный плюс данного ресурса, что он бесплатный. Это делает его использование общедоступным. Сегодня его используют 2600 учителей начальной школы и 900 учителей-предметников, 29 000 учеников начальной и 10 000 учеников средней школы Республики Дагестан.

Вызывает огромное уважение контент заданий методологически продуманных, позволяющих дифференцированно подходить к каждому ребенку, составлять каждому индивидуальный образовательный маршрут. Межпредметность заключена практически в каждом задании. Материал не абстрактный, а с использованием «региональных символов». Например, серия «Крепости» позволяет познакомиться с Астраханским кремлем и Дербентской крепостью в ходе решения математических задач.

Еще достижением Яндекс.Учебника является качественный контроль знаний. Это позволяет использовать учебную аналитику, для выявления образовательного дефицита ученика, фиксировать количество попыток и продолжительность затраченного на решение времени, варьировать сложность заданий, исключить процесс списывания.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру