От депутатов Народного Собрания Дагестана зависит судьба республики

От депутатов Народного Собрания Дагестана зависит судьба республики
Фото: Руслан Алибеков

На ближайший четверг, 30 июня, намечено проведение тринадцатой сессии Народного Собрания Республики Дагестан седьмого созыва. Отметим, что это уже вторая сессия парламента республики за месяц. Предыдущая прошла 22 июня, в тот же день Президиумом НС РД и было принято решение о проведении 30 июня следующей (внеочередной) сессии.

Для чего депутаты вдруг решили провести сразу две сессии за месяц можно предположить в виду того, что в июле и августе парламент уйдет на каникулы. Соответственно, принятие требующих скорейшего рассмотрения важных вопросов может зависнуть до сентября. Однако какие пробелы в законодательстве сегодня в республике требуют экстренного решения?

В размещенной на сайте парламента повестке заявлено сразу 20 законопроектов. Даже по порядку рассмотрения наиважнейшим из них является проект закона Республики Дагестан «О поправках к Конституции Республики Дагестан», о котором мы уже писали вчера, в том числе процитировав общественника Шамиля Хадулаева и политика Альберта Эседова.

Среди предлагаемых поправок самыми неоднозначными, безусловно, являются предложения об исключении из перечня основных обязанностей главы республики ключевой по своей сути обязанности оберегать территориальную целостность региона, что в настоящее время прямо прописано в ст.75 и ст.77 Конституции РД, которые и предлагается откорректировать.

Как сообщается на сайте Народного Собрания РД, в ходе заседания Президиума парламента данный законопроект за подписью главы РД Сергея Меликова для рассмотрения в первом чтении представил министр юстиции РД Ханлар Пашабеков. Согласно регламенту НС РД, все депутаты должны были получить данный законопроект с пояснительной запиской за 5 дней до сессии.

В связи с вышеуказанным сегодня, 28 июня, можно утверждать, что все депутаты НС РД, надлежащим образом относящиеся к исполнению своих представительских функций, уже ознакомлены с текстом данных поправок, имея достаточное представление об их подлинном смысле и юридических последствиях, которые влечет их принятие.

Напомним, что термин «территориальная целостность» республики упоминается в Конституции РД всего дважды. Оба раза (и в ст.75, и в ст.77) ее защита прописана в качестве прямой обязанности главы региона, а удаление этого словосочетания из данных двух статей автоматически создает законные основания для возможных изменений границ региона.

В связи с вышеуказанным, всем депутатам НС РД, которые сегодня готовятся к намеченной на 30 июля сессии, следует понимать, что от принятого каждым из них личного решения напрямую зависит не только географическое расположение региональных границ Дагестана, но и само существование республики, как субъекта РФ, в исторической перспективе.

Представляя данные поправки на сессии, Ханлар Пашабеков вероятно заявит о том, что их принятие якобы не влечет для Дагестана никаких юридических последствий в виду заложенных в Конституцию РФ положений о незыблемости суверенитета и территориальной целостности нашей страны. Однако указанные положения затрагивают лишь внешние границы РФ.

Конституция РФ, прямо указывая в пункте 3 статьи 4, что «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории», в то же время не регламентирует вопросы сохранения региональных границ ее субъектов, равно как и не несет в себе запрета на изменение количества регионов путем слияния и укрупнения.

Пункт 3 статьи 67 Конституции РФ допускает, что границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия. А принятый 17 декабря 2001 года Федеральный конституционный закон №6-ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ» регламентирует процедуру слияния регионов.

С учетом положений федерального законодательства устранение из Конституции РД положений об обязательности защиты территориальной целостности региона создает законодательную базу, позволяющую не только изменять региональную границу РД, но и полностью ликвидировать республику как субъект, к примеру, путем слияния с соседним регионом.

Необходимо отметить, что депутатов НС РД также планируется лишить права ежегодно заслушивать отчеты главы республики. В ходе выступлений перед депутатами руководитель региона не только отчитывается о работе правительства и социально-экономической ситуации в регионе, но и отвечает на волнующие население республики вопросы.

Принятие данных поправок приведут к тому, что непосредственно избранные населением республики депутаты лишатся последней возможности потребовать от главы региона ответа на ключевые в судьбе республики вопросы. Принятие данных поправок понизит статус депутатов НС РД и сделает главу Дагестана неподотчетным никому в республике.

Напомним, что Народное Собрание РД – это 90 депутатов, вне зависимости от своих политических взглядов и вероубеждений представляющих интересы населения всех 52 муниципальных и городских округов республики – людей, которые выросли в Дагестане, считающих себя дагестанцами, и гордящихся своей принадлежностью к братским народам гордой республики.

Сохранить эту гордость, пронеся через будущие столетия исконные традиции, языки и самобытный менталитет дагестанских народов, — это прямая обязанность каждого патриота республики, где честь и верность данному слову (в том числе своим избирателям) во все времена считались главными качествами мужчины. А для этого нужно сохранить свою землю.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру