На фоне демографической ситуации в СКФО, в особенности в Дагестане, федеральный центр наращивал в последние годы темпы финансирования строительства новых дошкольных и школьных учебных заведений, но на местах к освоению подобного объема средств оказались не готовы. Не готовы, прежде всего, перестраивать сложившийся уклад распределения выделенных средств. Проблемы в Дагестане были, есть и будут, а куш с госконтрактов можно сорвать, лишь пока ты что-то решаешь. Может быть поэтому, борьба с нехваткой мест в школах и садиках, как и со многими другими проблемами в республике – борьба бездонная, бесконечная и бескрайняя?
ШКОЛЬНЫЕ МЫТАРСТВА
Посудите сами, суммы неосвоенных средств по госконтрактам растут из года в год. Нереализованные проекты строительства социальных объектов нарастают снежным комом. Так еще в 2015 году чиновники Минэкономразвития РД отчитывались, что объем финансирования работ по строительству общеобразовательных учреждений Дагестана по программе ФЦП «Юг России» составил в том году 1 млрд 336 млн рублей.
За счет выделенных средств, планировалось сдать 9 школ на 3 292 ученических места. Но по состоянию на 1 января 2016 года в эксплуатацию была введена только одна школа на 1 тысячу 296 ученических мест в поселке Семендер. Лишь в 2017 году было введено 8 остальных школ. Запланированные на 2016-2017 годы 24 школы на 9 700 ученических мест, согласно информации в СМИ, были сданы лишь в 2018 году.
В 2019 году экс-министр экономики и территориального развития Дагестана Гаджи Султанов рапортовал, что ведется строительство и финансирование уже 47 школ на 15 800 мест. Говорилось, что в целом за 3 года (2018-2020 гг.) в республике будет построено 104 школы, что больше, чем за 10 предыдущих лет. Однако, судя по сообщениям в СМИ, введено оказалось лишь 47 из 104 запланированных школ.
По итогам 2019 года республика вернула в федеральный бюджет 8,4 млрд рублей, в 2020-ом – еще 7,5 млрд рублей. Остаток средств обычно безвозвратно уходит обратно в федеральный центр. Правда, в виду авторитета Владимира Васильева в Москве, для Дагестана делали исключения, прибавляя эти средства к заложенным на следующий год.
К сожалению, несмотря на все попытки федерального центра помочь южной республике, ситуация с освоением средств в Дагестане так и не выправилась. А если говорить о количестве школьников, вынужденных учиться в третью смену или дошкольников, ожидающих своей очереди в детсады, то ситуация даже стала хуже. Если в 2019 году в республике в три смены училось 3000 школьников, то в апреле 2022 года их уже – 7000.
ПОТОМУ ЧТО НЕ ОСВОИЛИ
В 2020 году Дагестан возглавил Сергей Меликов, который с первых дней работы уделял в своих выступлениях особое внимание качеству освоения средств, особенно в части реализации нацпроектов. Но даже после многочисленных замечаний главы региона ситуация не улучшилась. Словами Виктора Черномырдина: «Никогда такого не было и вот опять!». В 2020 году республика не освоила 10 млрд. рублей. В 2021 году пришлось вернуть в центр уже 12,5 млрд рублей.
Все это можно было бы списать на смену команды, на адаптацию и прочее, если бы ситуация не повторилась в году нынешнем. Еще в апреле 2022 года вице-премьер Правительства РД Руслан Алиев заявил об угрозе срыва контрактации и не освоения федеральных средств. Сергей Меликов жестко потребовал ускорить работу, завершив заключение контрактов до 1 июня.
Но, как мы и предполагали, к сроку и в этот раз не поспели. Казалось бы, неисполнение прямого поручения главы региона, помноженное на многолетний печальный опыт, должно было вызвать решительные организационные и, в том числе, кадровые решения. Однако вместо этого на сайте Минстроя республики опубликовали радостную для некоторых дагестанцев новость.
«Все запланированные к строительству в Дагестане 20 объектов образования (19 школ и 1 детский сад) будут законтрактованы в срок. Чтобы избежать отзыва средств федерального бюджета, правительством региона принято решение о применении механизма закупки у единственного поставщика. Это позволит не только обеспечить контрактацию к установленному сроку, но и ускорит выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов...», – говорится в тексте.
Постойте, но где-то мы это уже слышали. Ровно также бравурно, в 2019 году звучала и новость о том, что школы и детсады в Дагестане будут возводить военные строители. Приезжал зам главы оборонного ведомства Тимур Иванов, подписывались соглашения, пожимались руки. Фактически же все объекты строили местные субподрядчики, без торгов и с качеством, которое до сих пор не позволяет принять многие из тех новостроек.
«Заключение с единственным подрядчиком контрактов полного цикла, предусматривающих проектирование, строительство, закупку оборудования, пуско-наладку и ввод объекта в эксплуатацию одним ответственным лицом поможет реализовать проекты строительства объектов в кратчайшие сроки, с наименьшими затратами и с максимально эффективным управлением рисками», – заявляют на своем сайте специалисты Минстроя РД.
ТАК ЛИ ЭФФЕКТИВНО?
Позиция, мягко говоря, странная. Что мешало профильному вице-премьеру ускорить работу ведомств по контрактации в рамках существующих механизмов? Ведь он сам заявил о возможном срыве еще за три месяца до часа икс. Почему не ускорили работу руководители профильных министерств и ведомств? Тем более что проблема давно известна и была главным поводом для критики в адрес команды Владимира Васильева и Артема Здунова.
Но почему к этому решению пришлось возвращаться и в 2022 году? Неужели в республике так и не выстроили прозрачную и рабочую систему реализации тендеров? Тогда местные компании смогли бы забирать эти контракты напрямую, существенно снижая при этом начальную максимальную цену, а не работать через посредников в лице того же ГВСУ №4, о характере и сроках расчетов с контрагентами которого в республике бытуют противоречивые мнения.
Складывается ощущение, что кто-то, не хочет отдавать государственные деньги нашим строителям напрямую, обязательно внедряя в схему многомиллиардного строительства социальных объектов ту или иную компанию, фактически выполняющую лишь роль прокладки. К примеру, именно такая мысль напрашивается, в ситуации в которую попало зарегистрированное в селе Зирани Унцукульского района Дагестана ООО «Агаз».
28 декабря 2021» ООО «Агаз» выиграло аукцион на 347 млн рублей на поставку сборно-разборного детского сада в поселок Шамилькала. По словам представителей компании, их заявку на участие в торгах дважды отклоняли. Путем жалоб в региональный УФАС, компания смогла оба раза восстановить свое право на участие в аукционе. Однако, несмотря на победу в конкурсе контракт с ООО «Агаз» так заключен и не был.
УФАС России по РД выдано уже два предписания обязать заказчика заключить контракт с победителем закупки, однако, по словам представителей ООО «Агаз», отвечающая за проведение закупки ГКУ РД «Дирекция единого заказчика-застройщика» отказывает в этом, якобы в виду отсутствия средств для оплаты контракта. Спорное дело в настоящее время в Арбитражном суде. Однако, что интересно, деньги для другого подрядчика на поставку этого же детского сада - нашлись.
О том, что ООО «Агаз» собираются незаконно лишить контракта, стало известно 18 мая после встречи главы Унцукульского района Исы Нурмагомедова с представителями компании ГК «Точинвест» Михаилом Полуяновым и Виталием Левиным. Несмотря на то, что результаты торгов, которые выиграло ООО «Агаз» не отменены, на встрече было заявлено, что ГК «Точинвест» уже начинает строительство, которое должно завершиться к 1 сентября 2022 года. Как такое вообще возможно, нам не совсем понятно, возможно соответствующие органы дадут оценку и пояснения.
31 мая 2022 года в Махачкале было зарегистрировано новое ООО «Точинстрой». Уже на следующий день после этого, 1 июня 2022 года, врио Председателем Правительства РД Русланом Алиевым подписано Распоряжение от 1.06.2022 г. №209-р. Согласно которому единственным подрядчиком на проектирование и строительство нового детсада в п. Шамилькала было незаконно определено ООО «Точинстрой», не имеющее еще обязательного для проведения подобных работ членства в СРО.
Прекрасный кейс для соответствующих органов. Обратите внимание на даты, компания зарегистрировалась 31 мая и уже на следующий день получает госконтракт. Усиливает подозрения и то, что подписал это распоряжение лично Руслан Алиев, в виду того, что премьер-министр республики Абдулмуслимов Абдулмуслим оставил его и.о. на период своей командировки с 1 по 4 июня. Отметим, что назначение и.о. премьер-министра на столь короткий срок в Дагестане ранее особо не практиковалось.
НЕ НОВАЯ СХЕМА
Используемая в данном случае схема действительно не нова. Ее апробация прошла в ходе освоения инфраструктурного кредита на 10,5 млрд рублей, который руководство республики запросило на строительство нового водовода Чиркей-Махачкала-Каспийск. Водовод планировалось использовать для обеспечения водой микрорайона «Лазурный берег», строительство было инициировано еще самим Саидом Амировым. Теперь же все 10,5 млрд, как мы уже сообщали, должны уйти ООО «ССР».
Напомним также, что ООО «ССР» входит в состав «Группы ПОЛИПЛАСТИК», учредителями которой являются оффшорные компании. Привлекать фирмы с присутствием иностранного капитала к освоению госконтрактов сегодня запрещено, однако это обстоятельство не остановило чиновников из правительства от заключения с ООО «ССР» контракта без проведения торгов как с единственным поставщиком. Это стало возможно благодаря нововведению, внедренному в законодательство после начала военной спецоперации на Украине и объявления западных санкций.
Ссылаясь на федеральный закон от 8 марта 2022 года №46 «О внесении изменений …», и постановление правительства РФ от 10 марта 2022 года № 339 «О случаях осуществления закупок товаров…», согласно которым правительству РД предоставлены полномочия по закупке товаров, работ, услуг для обеспечения нужд республики у единственного поставщика, был разработан региональный документ.
28 марта 2022 года, опять-таки исполнявшим обязанности Председателя Правительства РД Русланом Алиевым, было подписано Постановление №53 «Об установлении случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Республики Дагестан у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядка их осуществления». Данное постановление и позволяет проводить даже самые крупные и важные закупки без торгов.
Анализируя характер складывающихся обстоятельств, невольно задаешься вопросом, является ли срыв контрактаций по нацпроектам в Дагестане, о которой Руслан Алиев предупреждал еще в апреле, просто халатностью профильных чиновников, или она была намерено затянута, с целью создания условий, сопутствующих экстренному заключению контрактов с единым поставщиком и без проведения обязательных в таких случаях торгов? Для чего спросите вы? К примеру, чтобы никто не мог помешать закупке у определенного поставщика, как это пытается сделать ООО «Агаз», препятствующее реализации подобной схемы в Унцукульском районе.
Стоит отметить, что неоднозначные решения в сфере освоения многомиллиардных федеральных субвенций принимаются на фоне недавно прозвучавшей в социальных сетях информации о возможном переходе Сергея Меликова на высокий пост в одно из силовых ведомств. Такая информация была озвучена телеграм-каналом «Спросите у Расула» и широко растиражирована в сети. Возникает невольный вопрос: не является ли все вышеописанное чьей-то попыткой «запрыгнуть в последний вагон уходящего поезда», сорвав последний куш с госконтрактов?