Назначить Дадаева виновником всех бед Махачкалы депутатам не удалось

Назначить Дадаева виновником всех бед Махачкалы депутатам не удалось
Салман Дадаев и его доклад. Фото: Руслан Алибеков

Прошедший 26 мая в рамках 11-й сессии Народного Собрания РД «Муниципальный час» привлек к себе большое внимание как со стороны политического истеблишмента и независимой прессы, так и простых жителей Махачкалы, регулярно сталкивающихся с различными коммунальными проблемами в быту и потому внимательно следящих за городской повесткой.

Тому, как эти проблемы решаются в дагестанской столице, и кто является главным препятствием в их решении, фактически и была посвящена встреча региональных депутатов с мэром Махачкалы Салманом Дадаевым. Как мы ранее и писали, беседа носила обвинительный характер, но объявить столичного градоначальника виновником всех провалов не удалось.

Тактика споткнулась о стратегию

Напряженный диалог в зале парламента фактически был сорван мэром Махачкалы, который стратегически верно и по всем канонам военного дела сперва провел «массированную артиллерийскую подготовку» своим исчерпывающим выступлением о проблемах города, а затем окончательно «разгромил деморализованного противника» в ходе прений.

Готовя свой доклад, Дадаев не стал особо уделять внимание достигнутым успехам, но стратегически верно посвятил большую часть доклада наиболее острым проблемам города, прямо называя в каждом отдельном случае виновника этих бед. Ведь, как говорил Иосиф Сталин, у каждой проблемы есть фамилия и должность.

Практически все проблемы города в таком контексте оказались обладателями должностей в федеральных сетевых структурах и региональных министерствах и ведомствах. К примеру, Дадаев вновь напомнил о проведенной юридической работе с энергетиками, в результате чего обращать внимание на их недочеты начали органы прокуратуры.

Указал мэр и на некачественно построенные по заказу региональных структур образовательные учреждения, и на нежелание республиканского Минздрава выбивать субсидии на открытие дополнительных штатов медиков для вновь открывших свои двери школ и детсадов. Напомнил и про недостаточность финансирования регионом работы по отлову бродячих собак.

Своим выступлением Дадаев, по сути, обезоружил всех депутатов, которые готовили для него острые вопросы. Провал этой атаки стал очевиден в ходе последующей дискуссии, когда, читая по написанному, большинство поднявших руки депутатов фактически задало вопросы, на которые Дадаев уже четко и подробно ответил в своем выступлении.

Ситуация в зале депутатских собраний подлинно напоминала картину боя, где, разбомбив из гаубиц «вражеские окопы», столичный градоначальник принялся утюжить остатки живой силы «колонной бронетехники». К окончанию прений стало понятно, что ни тактически, ни технически что-либо противопоставить ему никто из депутатов в зале неспособен.

Оставалось лишь сочувствовать президиуму парламента, в роли условного генштаба вынужденного издали наблюдать за «разрывами» правовых норм, которыми Дадаев осыпал депутатов как в рамках выступления, так и в рамках своих ответов на выглядевшие уже абсолютно беспомощными вопросы о тех же энергетиках и бездомных собаках.

Достойный противник

Несмотря на то, что никто из задававших вопросы депутатов аргументированно дискутировать с Дадаевым на языке законных требований не смог, интрига сохранялась до самого перерыва, который спикер Заур Аскендеров объявил лишь после завершения всех выступлений, запланированных в рамках «Муниципального часа».

Взвешенно и по факту выступил взявший следующим слово первый вице-премьер республики Руслан Алиев. Однако, беспристрастно зачитав доклад с данными по вопросам финансирования города и освоения муниципалитетом выделенных средств, он вызвал гневный окрик с места от депутата Ильмана Алипулатова, потребовавшего от Алиева дать оценку работе города.

От каких-либо оценок Алиев отказался, однако их дал выступивший следом председатель Счетной Палаты республики Билал Джахбаров. Рассказав о выявленных в ходе проверочных мероприятий недочетах в освоении городом средств, Джахбаров сразу же подчеркнул, что ожидать иного в условиях, когда они поступили лишь в начале ноября и не приходится.

Даже озвученные Джахбаровым данные о налоговом потенциале города не вызывали какого-либо оживления в зале, так как Дадаев в своем выступлении успел «на голову разгромить» и дагестанское УФСН, по его словам, собирающее налоги из вон рук плохо. Да и принцип распределения собранных средств между городом и республикой нельзя назвать справедливым.  

Наиболее опытным и юридически грамотным оппонентом Дадаева оказался последний докладчик. Председателю Комитета НС РД по законодательству, законности, государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Артуру Исрапилову уже по самому статусу необходимо было выступить максимально аргументированно. Что он и сделал.

К сожалению, подготовившись к выступлению не менее тщательно, чем «экзаменуемый» в этот день махачкалинский мэр, Исрапилов не избежал субъективности, ощущавшейся во всем тексте его грамотного и опирающегося на нормы законодательства доклада. Внимание парламентария было смещено в сторону Кировского района Махачкалы, который он ранее сам и возглавлял.

Весь удар в своем выступлении, в словно сжатом кулаке, Исрапилов сосредоточил на вопросе о распределении полномочий и предусмотренного на их осуществление финансирования между городской мэрией и администрациями внутригородских районов. При этом следует понимать, что главу Кировского района Махачкалы Салиха Сагидова называют родственником Исрапилова.

Ударный кулак

Главной причиной всех бед Махачкалы, по мнению Исрапилова, является неэффективная реализация внедренной в столице модели управления. В поисках оптимального механизма функционирования местной власти, как напомнил Артур Анварович, законодатели в 2015 году придали Махачкале статус городского округа с внутригородским делением.

«Такого рода двухуровневая модель должна была обеспечить доступность муниципальной власти для жителей города, повышение эффективности и качества принятия управленческих решений, минимизировать бюрократические процедуры и обеспечить постоянную оперативную обратную связь на запросы и чаяния людей», - подчеркнул Артур Анварович.

К сожалению, вынуждены с этим доводом не согласиться. Ведь, как помнят все следящие за политическими изменениями в республике дагестанцы, решение о раздроблении города было принято руководившим в ту пору республикой Рамазаном Абдулатиповым в первую очередь для того, чтобы лишить сам пост столичного мэра прежнего политического веса.

Поэтому, напоминая своим коллегам по парламенту о букве и духе Федерального закона №131-ФЗ «О местном самоуправлении…», Артур Анварович, на наш взгляд, должен был напротив подчеркнуть, что принятие республиканского закона №43 от 30.04.2015 г. о преобразовании Махачкалы в город с внутригородским делением, лишь ослабляет муниципальную власть.

Говоря о важности института местной власти, как первичного органа, работающего с населением, Исрапилов не может не понимать, что дробление полномочий приводит лишь к распылению возможного от них эффекта. К примеру, в своем выступлении Дадаев подчеркнул, что с целью избежать подобного распыления собрал ряд муниципальных структур в одно МБУ.

К примеру, говоря о полномочиях муниципалитетов в сфере благоустройства территорий, нельзя не отметить, что масштабные работы в этом направлении сегодня ведутся исключительно в рамках федеральных, республиканских и городских программ. Как в случае с улицей Коркмасова, о чем сказал и сам Исрапилов. Распределение полномочий в таких ситуациях контрпродуктивно.

Аналогичной выглядит ситуация в сфере создания и функционирования учреждений культуры, когда, выступая централизованным распорядителем, городская администрация в лице своего профильного управления имеет больше возможностей для изыскания средств на эти цели и объективного их в последующем распределения по всем районам города.

О том с чем, возможно, связаны чаяния внутригородских районов получить желаемые полномочия, Исрапилов также сказал. Главной ценностью в Махачкале сегодня является отсутствие земли, которую для муниципальных нужд Дадаев старается находить и возвращать городу с помощью юристов мэрии. Районы от этой ценности оказались отрезаны.

Как создать инфраструктуру?

Ссылаясь на отставание Махачкалы в ежегодно формируемом Минстроем России рейтинге качества городской среды, Исрапилов рассказал о том, что Махачкала среди городов-аутсайдеров по таким направлениям как озеленение пространства, социально-досуговая инфраструктура и общественно-деловая инфраструктура и отметил отсутствие положительной динамики.

Вроде бы справедливое замечание, но рассматривать ситуацию надо в проекции. Чтобы озеленять и благоустраивать пространства, необходимо их, как минимум, иметь. Здесь мы вновь возвращаемся к проблеме острой нехватки в Махачкале земли для муниципальных нужд. Не секрет, что в столице застроен уже буквально каждый клочок.

Интенсивная застройка, по мнению наблюдателей, началась в Махачкале с 1998 года, когда на посту главы города Саид Амиров сменил Магомеда Магомедова, предпочитавшего развивать коммерцию путем размещения нестационарных торговых объектов. Именно с этого времени Махачкала начала терять парки, скверы, дворы и тротуары.

Именно в этот период работал в Махачкале и сам Артур Исрапилов. Повторюсь, что согласно размещенной на сайте дагестанского парламента его биографии, с 1999 по 2003 годы он возглавлял Кировский район Махачкалы, вероятно имея тогда некоторые полномочия для сохранения общественных территорий и, в том числе, парков и скверов.

Сегодня, как предварительно отметил в своем выступлении Дадаев, хаотичная, незаконная застройка привела к невозможности даже начать реконструкцию важнейшей городской магистрали - проспекта им. Имама Шамиля. Вместо того, чтобы тратить федеральные миллиарды на выкуп незаконно захваченной земли, мэр предпочел вернуть ее через суд.

Как и где оперативно создавать в таких условиях новые зеленые зоны, площадь которых была бы способна заметно отразиться на позиции Махачкалы в рейтинге Минстроя РФ, в своем выступлении Исрапилов не сказал. Равно как не отметил, что единственным способом создания даже общественно-деловой инфраструктуры являются массовые сносы.

Практически каждая автобусная остановка или бывшая зеленая зона вдоль оживленных городских проспектов в Махачкале застраивалась поэтапно. Сперва появлялись «налепленные» едва ли не у самой проезжей части ларьки. Спустя какое-то время прямо за ними возникали многоэтажные деловые здания. Создать пространство для инфраструктуры невозможно без сносов.

Однако, с кого начать в данном случае сносы ни Исрапилов, ни остальные депутаты не уточнили. Хотя, как упоминал республиканский еженедельник «Новое дело», большинству из них в столице принадлежат крупные бизнес-объекты и ситуацию с общественно-деловой инфраструктурой они знают не понаслышке. Знают, но ничего конкретного для улучшения не предлагают.

И вновь о туризме

Одной из проблем в развитии перспективной туристической отрасли, по данным Исрапилова, является недостаток в городе общественных уборных и неудовлетворительное состояние имеющихся. Справедливое, казалось бы, нарекание, однако данный вопрос необходимо рассматривать также в нескольких плоскостях. В первую очередь, в ментальной.

К сожалению, население Махачкалы за последние тридцать лет в своем большинстве перестало быть городским. Об этом говорят и местные эксперты, и даже упомянутые Исрапиловым туристы. Которые, к примеру, на днях с сожалением отмечали в социальных сетях, что жители Махачкалы бросают мусор в неположенных местах, и варварски ломают элементы благоустройства.

В условиях, когда всякое «общественное» воспринимается как бесхозяйное и потому уже подлежащее уничтожению, важно не только создавать, но и охранять созданную инфраструктуру. Делать это легко, если речь идет о центральной площади, которая круглосуточно под наблюдением. Однако даже по улице Коркмасова для этого придется устанавливать камеры.

Поднял Исрапилов и вопрос о реке Тарнаирке, которая, как и всякий внутренний водный объект находится в региональном ведении, непосредственно осуществляет которое Минприроды РД. Учитывая масштаб и значимость проблемы, Правительству республики действительно необходимо решать её как первоочередную.

Отдельным аспектом в выступлении депутата стал ремонт городских дорог, который, по его мнению, сводится лишь к переукладке дорожного полотна. Но, говоря о необходимости тотальной замены, а местами и прокладки заново всех коммуникаций, Артур Анварович не может не знать, что у всех коммуникаций давно уже есть частные собственники.

Ведь это в его бытность работы в Махачкале начался процесс приватизации все городских коммунальных структур, в результате чего за бесценок в частные руки ушли махачкалинские энергосети, теплосети, а также сети водоснабжения и водоотведения. А заменять находящиеся в частной собственности трубы мэрия по закону не в праве.

О необходимости вернуть коммуникации города в муниципальную собственность говорится давно, но в парламенте республики, к сожалению, этот вопрос пока всерьез не рассматривался. Внимание, оказанное Исрапиловым этой проблеме, а также постановление, принятое депутатами по итогам данного «Муниципального часа», дает надежду, что это вскоре все же случится.

Подводя итог

Выверенный и аргументированный доклад Исрапилова, безусловно, выглядел и самым весомым из всех прозвучавших в тот день выступлений парламентариев. Однако эффективность самого формата таких встреч достаточно сомнительна. Непонятно каких результатов вообще хотели добиться депутаты, устраивая очередной подобный «экзамен».

Использовать эти встречи в качестве инструмента для публичной порки муниципальных руководителей парламентариям пока не удается. Даже допуская, что предположения некоторых журналистов о том, что встреча была срежиссирована против Дадаева, верны, надо отметить, что самыми «бледными» в ходе дискуссии выглядели сами депутаты.

Если же исходить из мысли о том, что подобные встречи проводятся для оказания помощи муниципалитетам, то, наверное, после выступления Дадаева со стороны депутатов должны были звучать не вопросы и упреки, а конструктивные предложения, в том числе незамедлительно вносимые ими на рассмотрение в качестве основы для будущих законопроектов.

Об этом и говорил Салман Дадаев, подчёркивая, что принятая в прежние годы несправедливая система распределения налоговых сборов между городом и республикой фактически обанкротила Махачкалу, не позволяя ей и сегодня развиваться. Решение этого ключевого вопроса в компетенции депутатов, но в итоговом своем документе они о нем не сказали.

Пока же складывается впечатление, что с парламентской трибуны обвинять муниципальных руководителей в нерешенных проблемах сегодня пытаются те самые люди, в бытность которых на муниципальной службе эти проблемы и возникали в городах и районах республики, приобретая со временем, при их попустительстве, хронический характер.

Однако, вникая в причины каждой коммунальной проблемы, практически всегда можно обнаружить факт того, что на каком-то из этапов работы тот или иной чиновник поставил личные интересы выше интересов общества, спровоцировав хаос в руководимой им сфере, который позволил ему и связанным с ним лицам укрепить личное благосостояние.

Говоря же сегодня о проблемах той же Махачкалы, некоторые из политиков возможно вспомнили про благополучие горожан лишь после того, как руководимая Дадаевым мэрия стала отсуживать незаконно присвоенные ими ранее земли, сносить их противозаконные постройки, и просто наводить порядок, которого в городе не было в их период работы.

Полный фоторепортаж с мероприятия можно посмотреть по ссылке ниже:

Отчет мэра Махачкалы Салмана Дадаева Народному Собранию Дагестана

Отчет мэра Махачкалы Салмана Дадаева Народному Собранию Дагестана

Смотрите фотогалерею по теме

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру