Дагестан в зоне политической турбулентности

Дагестан в зоне политической турбулентности
Рамазан Джафаров, Мурад Гаджиев, Александр Пешков, Сергей Меликов, Ильяс Умаханов, Сайгидгусейн Ахмедов, Алексей Гасанов. Фото: md-gazeta.ru

С приближением сентябрьских выборов федеральное политическое поле понемногу начинает бушевать. С выборов в Госдуму сняли флагманов КПРФ Грудинина и Бондаренко. Непросто складывается ситуация и у других политических партий. Большая работа ведется и в регионах, где пройдут выборы в местные парламенты.

Для «Единой России» в Дагестане впервые за много лет выборы пройдут без Хизри Шихсаидова, от которого партия власти была вынуждена отказаться в виду инцидента с участием его сына Данияла в ходе внутрипартийных праймериз.

После резонансного скандала результаты предварительно голосования в республике так и не были опубликованы, а на выборы правящую партию в Дагестане поведет врио главы региона Сергей Меликов, для которого они станут проверкой управленческих способностей.

Надо признать, что возглавляющий Дагестан с осени 2020 года Меликов сегодня находится в непростой ситуации, что подтверждается и нестабильностью его позиции в медиарейтинге глав регионов, в котором его фамилия каждый месяц значительно смещается, то вверх, то вниз.

Не удается пока Меликову добиться и стабильной поступательной динамики в сфере социально-экономического развития региона. Несмотря на несколько раундов проведенных на высшем уровне переговоров с федеральными чиновниками, перед которыми были обозначены ключевые проблемы республики, крупных проектов, способных изменить ситуацию в экономике и социальной сфере региона так и нет.

Как управленец Меликов достаточно неоднозначно воспринимается и населением региона, которое помнило его гневные отповеди местным чиновникам в ходе визитов в республику в ранге полпреда Президента в СКФО, и ожидало решительных мер по наведению порядка сразу после его назначения исполняющим обязанности главы региона.

Несмотря на тиражируемые пиар-службой Меликова в подконтрольных СМИ «значительные кадровые изменения», каких-либо существенных качественных рывков в сторону улучшения работы региональных чиновников население пока не заметило – изменились лишь лица и фамилии, не принесшие с собой никаких надежд на улучшение жизни простого дагестанца.

Слабость своих позиций по факту признает и сам Меликов, с пугающей для обывателя регулярностью призывающий население не ждать «скорых побед над застарелыми проблемами республики». И здесь возникает вопрос о том, как и, главное, - с кем собирается Меликов улучшать жизнь дагестанцев. Для этого мы попытались разобраться в раскладе политических сил, влияющих сегодня на ситуацию в республике.

 

Сулейман Керимов

Наиболее мощным игроком в региональной политике традиционно считается олигарх Сулейман Керимов, уже более 20 лет подлинно являющийся главным актором ключевых политических изменений в Дагестане.

Сулейман Керимов, Хизри Абакаров, Сергей Меликов, Михаил Мишустин

Свой интерес к политике Керимов проявил еще в далеком 1999 году, когда вошел в состав Государственной думы от ЛДПР. Несмотря на то, что в следующий состав Думы Керимов уже не вошел, стал заметен его нарастающий интерес к политической ситуации в родной республике, представлять которую в Думе после выборов 2003 года стал его ближайший соратник Магомед Гаджиев.

Именно тандем Керимова и Гаджиева можно назвать тем политическим локомотивом, который сносил на своем пути мешающих реализации их планов глав Дагестана, а затем привозил в республику новых. Так, смещение в 2006 году считавшегося до этого бессменным председателя Госсовета по всей видимости стало возможно лишь в результате активности Керимова и Гаджиева в высоких коридорах власти в Москве, где они сумели доказать необходимость перемен.

Пришедший на смену Магомедову Муху Алиев изначально воспринимался как компромиссная фигура, которая создаст условия для реализации экономических интересов Керимова и Гаджиева в Дагестане. Однако, решив опереться, как до него это делал и Магомедали Магомедов, на местные элиты, Муху Алиев в буквальном смысле дал бой Керимову. Битву Алиев в 2009 году выиграл, но это была «пиррова победа» и уже в следующем 2010 году Москва приняла решение о новом компромиссе.

Реализовывать интересы сразу всех заинтересованных в контроле над республикой политических сил было поручено Магомедсаламу Магомедову, который выглядел удобной фигурой как для Кремля, так и для группы Керимова, а также влиятельного еще в ту пору Саида Амирова. Опираясь на поддержку всех ключевых политических сил Магомедов в короткие сроки сумел запустить ряд громких проектов в сфере промышленности и сельского хозяйства, но стал жертвой политических интриг.

 

Магомед Гаджиев

В политической судьбе Магомедсалама Магомедова предположительно могли сыграть большую и неоднозначную роль Сулейман Керимов и Магомед Гаджиев, который к этому времени сам уже становится крупной политической и финансовой фигурой. Во всяком случае, период правления Рамазана Абдулатипова можно назвать эпохой «чародинского ренессанса». После ухода Магомедсалама Магомедова и последующего ареста и пожизненного осуждения находившегося в жестком конфликте с влиятельными уроженцами Чародинского района Саида Амирова, в республике стало заметно усиление позиций этой группы.

Магомед Гаджиев и Хаджимурад Малаев

Политическими тяжеловесами в начале той эпохи стали уроженцы Чародинского района Шахабас Шахов и зять Рамазана Абдулатипова – коммерсант Магомед Мусаев. Позднее они стали терять свои былые позиции по мере укрепления формировавшейся вокруг Абдулатипова «тляратинской элиты» из числа его родственников и земляков. В том числе, это послужило одним из немаловажных факторов, способствовавших демонтажу Абдулатипова в 2017 году. Однако большинство представителей «чародинской группы» сохранили свои позиции и продолжили их усиливать при Владимире Васильеве.

 

Хизри Абакаров

Новичком в дагестанской политике стала еще одна креатура Сулеймана Керимова – его доверенный управленец Хизри Абакаров, сперва неожиданно возглавивший считающийся вотчиной сенатора город Дербент, а с приходом Сергея Меликова стремительно переместившийся в Махачкалу на почетный, но малозначимый пост Государственного секретаря республики. Однако сформировать в республике свою политическую команду Керимову и в этот раз не удалось.

Хизри Абакаров, Герман Греф, Сулейман Керимов

Развивший на первых порах бурную деятельность Хизри Абакаров, как поговаривают в кулуарах дагестанского дома правительства, столкнулся с недовольством Сергея Меликова, начавшего ощущать себя на его фоне номинальным руководителем республики. Якобы произошедшая между Меликовым и Абакаровым перепалка привела сперва к явному охлаждению отношений, а затем и снижению политической активности последнего, решившего продолжить карьеру в Государственной думе.

Характерно, что решение Абакарова баллотироваться в Госдуму от «Единой России» при мощной открытой поддержке Сулеймана Керимова, совпало с оглушительным по резонансу исключением из партийного списка Магомеда Гаджиева, ранее проходившего в нем в числе лидеров. Безуспешной оказалась попытка Гаджиева пойти на выборы и самовыдвиженцем. Выдвинув свою кандидатуру по одномандатному округу, уже через несколько часов по неизвестным причинам он принял решение ее снять.

Данное обстоятельство может служить подтверждением озвученного нами ранее в публикации «Все ли дороги ведут на Юг?» предположения об охлаждении в отношениях Сулеймана Керимова и Магомеда Гаджиева, которые уже несколько лет перестали появляться вместе на людях. В случае, если Гаджиев не пройдет в новый состав Госдумы, потеряв таким образом «субъектность», то это может привести к ослаблению в Дагестане позиций всей пока еще мощной «чародинской группы».

 

Кто же на смену?

Охлаждение отношений Меликова и Хизри Абакарова на фоне все более заметного разлада между Сулейманом Керимовым и Магомедом Гаджиевым может говорить о том, что позиции сегодня теряет в республике вся группа политиков, считавшихся представителями его окружения. Заметно слабеют позиции и премьер-министра республики Аблупатаха Амирханова, которого с некоторых пор также перестали замечать в близком кругу Сергея Меликова. Считающийся выдвиженцем Хизри Абакарова, утвержденным на премьерском посту при поддержке Керимова, Амирханов пытается сохранять медиаактивность, посещая с рабочими визитами муниципалитеты Дагестана, однако на фоне возросшей активности самого Меликова деятельность Амирханова заметно померкла, что говорит об уязвимости его позиций.

Абдулпатах Амирханов, Хизри Абакаров, Сулейман Керимов

Стоит отметить, что посетившего уже ряд муниципалитетов Сергея Меликова, традиционно сопровождает московский выдвиженец в Госдуму Султан Хамзаев, построивший свое политическое реноме на пропаганде спорта и здорового образа жизни. Однако в ходе недавнего военно-морского парада в Каспийске Сергей Меликов оказался в окружении депутата Госдумы Мурада Гаджиева и второго сенатора от Дагестана Ильясом Умаханова, визиты которого в республику до прихода Сергея Меликова были довольно редки.

В условиях осложнения отношений с Сулейманом Керимовым возможное стремление Меликова опереться на аппаратный вес в Москве второго сенатора от республики выглядит логичным и может объяснять кадровые перестановки в Администрации главы и правительства республики, пост заместителя руководителя которой с недавних пор заняла Тамара Чиненная, начинавшая свою карьеру в аппарате Ильяса Умаханова в Совете Федерации. Известный в республике телеграм-канал «Алибабаич» называет Чиненную человеком, отвечающим за медиаактивность Меликова и его позиции в рейтингах.

Характерно, что депутат Мурад Гаджиев является земляком уроженца села Цудахар Левашинского района республики сенатора Ильса Умаханова, чье родственное окружение стало стремительно делать политическую карьеру с приходом в республику Сергея Меликова. Так родственники Умаханова Башир и Осман Булатовы лидируют в партийных списках «Единой России» на сентябрьских выборах в Народное Собрание РД. Очевидно, что свои позиции в Дагестане вновь укрепит и сам Мурад Гаджиев, и близкий к Умаханову Магомедсалам Магомедов, ныне занимающий пост заместителя руководителя АП РФ.

 

Не совсем дагестанская элита?

Неожиданное усиление позиций так называемого «левашинского клана», практически лишенного влияния на ситуацию в республике в период правления Рамазана Абудлатипова и Владимира Васильева, заставляет задуматься о том, на чем такое усиление могло быть построено. Помимо объективного стремления Меликова укрепить свои позиции в Москве, опираясь на аппаратный вес Магомедсалама Магомедова и Ильяса Умаханова, играть на политическом поле Дагестана могут и внешние силы. К примеру, из соседнего Азербайджана, имеющего большое влияние в Кремле.

Магомедсалам Магомедов и Ильяс Умаханов

Здесь стоит отметить, что и Магомедсалам Магомедов в АП РФ и Ильяс Умаханов в Совете Федерации ФС РФ, всегда занимались вопросами национальной политики и межнациональных отношений, тесно общаясь как с руководством российских диаспор, так и с дипломатами стран ближнего зарубежья, естественно контактируя и с представителями Азербайджана. На этом фоне интерес может представлять тот факт, что депутат Мурад Гаджиев наполовину азербайджанец (по матери), а родовой тухум Ильяса Умаханова считается азербайджанским по происхождению. На фоне военно-политического усиления Азербайджана и возрождения идеи о великом Туране (союзе тюркоязычных государств) эти обстоятельства могут сыграть в политической жизни Дагестана довольно существенную роль.

 

Мягкая сила

На фоне нестабильности позиций Сергея Меликова и ослабление позиций ранее влиятельных в республике политических групп, неожиданно громкое звучание получает нарастающая активность мэра Махачкалы Салмана Дадаева. Пришедший в республику на фоне кадровых перестановок в период Владимира Васильева, изначально Дадаев воспринимался в республике как кризис-менеджер, которому поручено навести порядок в разрушенном хозяйстве дагестанской столицы, чтобы затем передать ее  некой «крепкой руке», которую привыкли видеть во главе миллионного города.

Салман Дадаев и шейх Ахмадхаджи Абдуллаев

К удивлению многих, за прошедшие два с половиной года Дадаев сумел закрепиться на посту столичного градоначальника, не только выстояв в противостоянии с влиятельными в городе силами, но и добившись на сегодняшний день их лояльности. Действуя методом «мягкой силы», Дадаев сегодня обеспечил себе возможность действовать наступательно, вступив в конфликт с такой мощной федеральной структурой как ПАО «Росети», работу которой критикует за несостоятельность.

Такая активность Дадаева позволяет говорить о нем сегодня уже как о фигуре хозяйственника республиканского масштаба, способного выстраивать системную административную и хозяйственную работу, не занимаясь при этом (что особенно важно) политикой. Если, конечно, Меликов, при всем своем жестком характере, сочтет для себя приемлемым и дальше опираться на эту «мягкую силу» в Махачкале, где проживает почти треть населения республики.

 

Немного о высоком

Одной из мощных сил, на которую опирался Салман Дадаев, постепенно перехватывая рычаги управления Махачкалой, по мнению ряда экспертов выступает Муфтият республики, отношения с которым, судя по всему, у Сергея Меликова пока не особо выстраиваются. Во всяком случае, взаимодействие с этой религиозной структурой, имеющей большое влияние на умы и взгляды дагестанцев, в Доме правительства республики пока предпочитают поддерживать исключительно через руководителя Администрации Главы и Правительства Алексея Гасанова, который, несмотря на свой богатый политический опыт, является фигурой неоднозначной. Однако недооценивать влияние такого института как Муфтият со стороны Меликова было бы недальновидно.

 

Вместо послесловия

В преддверии сентябрьских выборов республика вошла в зону политической турбулентности. Однако к выборам в сентябре новая республиканская власть должна подойти с запасом доверия самого населения республики и не меньшей поддержки в Москве. Ведь вслед за сентябрьскими выборами предстоят и выборы в октябре, когда вновь избранные депутаты парламента республики должны будут определиться с персоной руководителя Дагестана. 

Алексей Волков

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру