Отставкам быть... в Дагестане ищут Азазеля

Отставкам быть... в Дагестане ищут Азазеля
Фото: yandex.ru

Согласно сообщениям информационных ресурсов, между Председателем Следственного комитета России А.И.Бастрыкиным и руководителем Дагестана В.А.Васильевым несколько дней назад состоялся телефонный разговор о эпидемиологической ситуации в Дагестане в связи с коронавирусной пандемией. А это значит, что «в тридевятом царстве» наступило время поиска Азазеля, т.е. «козла отпущения» или, как сказали бы советские номенклатурные бонзы в свою эпоху - пришло время «делать оргвыводы» за состояние дел в регионе.

Не приходиться сомневаться в том, что «оргвыводы» не заставят себя долго ждать. По опыту подобных дел можно сказать, что те, кому положено «сыграть эту рапсодию», от начала до конца сыграют ее без единой запинки, причем, учитывая главный принцип поиска в таких случаях - «Я начальник, ты - никто», даже можно спрогнозировать, на каком именно уровне этого Азазеля они найдут. Но это, так сказать, детали. Также ведутся разговоры о возможной отставке самого Главы Дагестана . Тут, зная отношение Верховной власти к личности Василия Абдуалиевича, можно было бы засомневаться в реализуемости такого сценария. Но, имея в новейшей истории Дагестана два прецедента, когда руководитель страны ломал правило «коней на переправе не меняют» (вспомним М.-С.Магомедова и Р.Г.Абдулатипова, которые были заменены на полпути их властного триумфа), нельзя исключить и такой вариант событий. Тем более, что в Дагестане растут сепаратные настроения и все громче раздаются голоса с требованиями разобраться с «варягами», тихо молча подмявшими под себя все, что имеет коммерческий интерес в регионе, не отдавая взамен абсолютно ничего. В социальных сетях, вроде как, даже собирают подписи под соответствующие петиции. Поэтому, не исключено, что в качестве сакральной жертвы действительно может «полететь голова» нынешнего руководителя региона, что может в свою очередь прихватить с собой и «вместилище дум» «студентствующего» премьера. С другой стороны, третья подряд отставка собственных креатур Кремля до формального завершения сроков может создать мнение о кадровой неразборчивости в верхних эшелонах власти, что не очень захочется тамошним обитателям иметь в своей репутации. Это также может усилить сомнения в эффективности управления центром регионами. Однако, как бы то ни было, беспокоит именно то, что все усилия властей могут ограничиться такими поверхностными поисками Азазеля, тогда как проблемы Дагестана лежат гораздо глубже.

Дагестанцам знаком схема, когда находят "крайних", делают вид, что их наказывают, но потом все это тихо куда-то исчезает. Такое здесь было не раз. Поэтому формула «хороший царь и плохие бояре» или рокировка неэффективных менеджеров как способ разрядить обстановку, как ни хотелось бы властям, на этот раз вряд ли сработает, так как нерешенных вопросов, причем фундаментального характера, здесь на самом деле много. Вот и вылезают один за другим наружу, ломая хрупкий экзоскелет мнимого благополучия. Из таких остропроблемных моментов, прежде всего, следует назвать алгоритм отношений между метрополией и регионом, который как программа исчерпала себя. Он выдохся и не дает больше того положительного эффекта, которого от него ожидают. Наоборот, служит генератором регрессивных последствий для региона, что трудно не заметить. Большая часть региона лежит в разрухе, которая не наблюдалась здесь с эпохи татаро-монголов. Целые села и районы обезлюдели и лежат в руинах. Исключение составляет узкая полоса приморской низменности, где, создавая иллюзию благополучия, сосредоточен весь показной ресурс республики. Но стоит только отъехать на незначительное расстояние, как картина тут же меняется. И дело даже не в сегодняшней обстановке. Тот порядок вещей, который продолжает предписывать Кремль, у местного населения вызывает озабоченность. Он основан на голом диктате, которым увлекаются руководители страны и это не оставляет для дагестанского народа пространство для оптимизма. Поэтому, если здесь ничего не изменить и дальше, то следующий этап взаимоотношений метрополии и региона может быть связан с социальным и политическим недовольством населения.

В принципе, это мы это уже наблюдаем в его первых весточках ропота в социальных сетях в связи с проблемами в здравоохранении, где субъект доведен до состояния, когда не может обеспечить свою безопасность даже на уровне несчастных таблеток. Спрашивается, куда и когда успели слить все эти помпезные нацпроекты «Здоровье» и прочие, о которых кричали со всех рупоров еще совсем недавно? Но здравоохранение всего лишь частный случай, тогда как Дагестан и в целом не может похвастаться, своей безопасностью в какой-либо иной области. Например, безопасностью в области продовольствия, которая всецело зависит от поставок муки из Ставрополья. И это при тотальном выводе из оборота своих собственных посевных площадей, что особенно заметно в предгорной и горной зонах. При существующих условиях заниматься ими в Дагестане стало нерентабельным, так и лежат в запустении все эти годы. Поэтому стоит только приостановить на месяц поставки ставропольской муки, предположим из-за засухи, как Дагестан тут же окажется на грани неминуемого голода. Такое положение дел более чем весомый повод кричать во все горло. Но, сложившийся порядок вещей устраивает многих. Для метрополии это мощный рычаг воздействия на регион для экстренных случаев, а для малоответственных за судьбу региона руководителей - повод, пока сзади никто не клюет, особо не «замарачиваться». Но дело в том, что общенациональные вопросы необходимо рассматривать с учетом возможных рисков. От непредсказуемых событий никто не застрахован и нет никаких гарантий, что нынешний порядок вещей определен навсегда. Достаточно вспомнить строки из советского гимна «Союз нерушимый республик свободных» и посмотреть чем это закончилось, чтобы понять, насколько хрупок мир, в котором мы живем.

Риски легче предупредить, чем потом сталкиваться с ними лицом к лицу и преодолеть их последствия героическими усилиями. Дагестан обезглавлен. У него нет своего независимого общенационального аппарата или органа, которые хотя бы на общественном уровне, занимались бы такими вопросами, а «варягам», как называют пришлых менеджеров дагестанцы, до этого нет дела. Но страшнее то, что у Дагестана нет и своей четко очерченной национальной политики, не говоря о национальной идеологии, которая была бы направлена на поиски путей сохранения своего народа. Именно поэтому кому, что приходит в голову, то и получается делать с ним. Дагестан также не может хвастаться своей промышленной или финансовой безопасностью. Финансов своих у него нет, и вряд ли когда будет. Недаром, согласно сведениям разных источников до 80 % процентов бюджета республики составляет дотации. Это та «волшебная палочка», с помощью которой метрополия жонглирует регионом и вряд ли собирается когда-либо выпустить ее из своих цепких рук. И мечты о какой-либо промышленности пограничному региону, к тому же имеющему репутацию нестабильного субъекта, представляется не более чем утопией. Мало вероятности того, что федеральный центр возьмет на себя риск вложить в такой сомнительный, с его точки зрения периферийный участок, какие-либо серьезные средства. Скорей всего, позитивные ожидания в этой области напрасны. Ему гораздо легче и дешевле вести бесконечные разговоры о каких-то кластерах, туристических хабах, логистических центрах и прочих призрачных объектах, которые никогда не будут материализованы, но зато как дежурные концепты будут фигурировать в северокавказской парадигме профильных министерств, чем что-либо серьезное делать здесь. Собственно говоря, последние двадцать лет метрополия этим только и занимается. Поэтому, в плане экономического развития для Дагестана единственным действующим инструментом пока остается протянутая рука, а источником относительных благ - «барское плечо», с которого в эту самую руку время от времени что-то подает.

Да, еще позволяют выращивать капусту и томаты для отчетов Минсельхоза. А в итоге скудость ресурсов способствует появлению внутри общества нездоровой конкуренции и тенденций жить за счет других или за счет государства. То есть, способствует появлению всем известной пресловутой клановой системы в регионе. Это удел всех закрытых обществ от пионерского лагеря до государства. Еще в 10-11 вв. в Дагестане через обособление бывшей военной аристократии, присваивающей икту - категорию государственных земель выделяемых за службу, эти самые политические образования, бытовавшие со времен Сасанидов и разрушались. Таким образом, низкий экономический уровень и вслед за этим формирующаяся клановая система ведут к неминуемой фрагментации государства, и оно ничего не может с этим поделать. И неважно тут, кланы местные или пришлые - итог один. Феодальная знать, в таких случаях, всегда становится ядром кланов, что мы наблюдаем и сегодня. У Дагестана также нет территориальной безопасности. Все эти годы республика живет под «дамокловым мечом» изменения границ или статуса, о чем периодических гласят с высоких трибун разного рода глашатаи. В этом вопросе никого не смущает даже то обстоятельство, что Дагестан, если говорить о нем конкретно, сегодня владеет минимумом своих исторических площадей, которые остались у него после всех царских затем и большевистских территориальных пертурбаций. Где-то там, в небесах постоянно забывают, что дагестанцы достаточно хорошо знают свою историю. Стоит также отметить, что Дагестан ни на личностном, ни на общенациональном уровнях не обладает и своей правовой безопасностью. Он, как и в прошлые эпохи, открыт для проведения любых экспериментов с ним без права на защиту, ну, например, таких как депортация в другие страны или регионы, что имело место быть в 19 и 20 веках, хотя сами дагестанцы такого права никому не делегировали. Однако не существует ни одного законодательного положения, которое ограничивало бы реализацию таких бредовых сценариев, приди кому в голову их осуществить. Мало ли какие психопаты могут прийти к власти, такие как, например, Пол Пот, истребивший своих сограждан или Жириновский, призывавший кастрировать кавказцев?!

Тем не менее, в отношениях между метрополией и национальным субъектом нет ни одного оговоренного пункта страховки от таких возможных инцидентов, нет правового иммунитета на такие патологические рецидивы. То есть, не от нас зависит жить нам на этом свете или нет, а от желаний или психических состояний случайных «дядек», у которых в головах могут быть свои «безбашенные тараканы». Если ограничиться только этими тезисами, то можно сказать, что в целом быть в составе России для Дагестана это благо. Большая страна, большие возможности. Но это благо, во-первых, должно быть защищено от разного рода рисков осмысленными правовыми нормами, исключающими роль жертвенного барана субъекта перед метрополией и народа перед власть имущими. Ведь Дагестан все-таки не Курская или Вологодская область, а самобытный край со своей собственной историей, культурой и традициями. Во-вторых, отношения между ними должны быть заполнены приемлемыми для обеих сторон смыслами и оно не должно быть достигнуто ценою экономических или иных крайностей и тем более ценою потери идентичности народа с тысячелетней историей.

Москве, как главному модератору отношений, необходимо умерить свои страхи относительно Дагестана и оказать ему больше доверия. Дагестан нуждается в более позитивной программе взаимоотношений с федеральным центром, которая позволит ему и на самом деле «слезть с шеи рязанского мужика», как говорил предшественник В.Васильева на посту. И это вовсе не происки врагов и госдепа. Опыт советского периода истории позволяет говорить, что такие взаимовыгодные отношения между субъектом и метрополией вполне возможны и идут на пользу всем без исключения.

Гаджи Алхасов

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру