#АкГельНаш?

Общественное движение #ГородНаш, родившееся в Махачкале в январе 2017 года, преследует простые и правильные цели

Общественное движение #ГородНаш, родившееся в Махачкале в январе 2017 года, преследует простые и правильные цели
Митинг у памятника Русской учительнице

Наша главная задача – защитить город от произвола чиновников, стремящихся распродать под застройку все возможное и невозможное: остатки парков, скверы, тротуары, маленькие клочки земли между давно построенными жилыми домами. Добро побеждает далеко не всегда, слишком много лазеек для чиновников в земельных документах. Огромным трудом, привлекая внимание общественности и властей Дагестана, #ГородНаш добивается справедливых судебных решений и остановки застройки в одной точке. На лаврах почивать не получается: проходит немного времени, и затеваются новые стройки на участках поблизости. Это происходит и в парке Ленинского Комсомола, и на берегу озера Ак-Гель, и в Эльтавском лесу.

                        Несистемная общественность

            В феврале 2017 года бывший глава Республики Дагестан Рамазан Абдулатипов объявил о решении строить парк-музей «Россия – моя история» на проспекте Калинина на территории долгостроя – спортивного комплекса в районе Джума-мечети.  Мы не искали для себя возможностей пиара, мы боролись против строительства в парке Ленинского комсомола. Главное, что он в конце концов прислушался к нашему мнению и поступил так, как мы предлагали.

            Движение #ГородНаш не стоит в оппозиции к власти. Мы – независимые, несистемные общественники. Наши участники не являются активистами Общероссийского народного фронта, не числятся членами Общественных палат, не входят в общественные советы министерств и ведомств, но их имена достаточно хорошо известны в республике. Это предприниматели Магомед Гаджиев, Хабиб Айгумов, журналисты Светлана Анохина, Андрей Меламедов, общественник Шамиль Хадулаев, юрист Арсен Магомедов и многие другие. Мы имеем разные политические взгляды – среди нас есть и либералы самых крайних правых позиций, и коммунисты, во сне видящие возвращение Сталина. Нас объединяет одна цель – в Махачкале, в Каспийске, во всем Дагестане недопустима вакханалия стихийной застройки, в городах надо сберечь  парки, скверы и природоохранные зоны. Следует, кстати, отметить, что и Дагестанское региональное отделение Общероссийского народного фронта, и Общественная палата Республики Дагестан не раз поддерживали инициативы движения #ГородНаш.

   

       

     Сегодня в Дагестане старая власть практически обезглавлена. Несколько руководителей и чиновников высшего уровня, отобранных чьей-то рукой произвольным образом, арестованы и находятся под следствием. А новая власть, похоже, увязает в нашем старом болоте. Раздутые структуры администраций и министерств не сокращаются. Руководителями вновь созданных ведомств назначаются чиновники, уже когда-то побывавшие во власти и никак себя не проявившие. Новая власть живет своей жизнью, страшно далекой от народа и общественности, и у нас нет ощущения, что власть слышит свой народ.

            На встрече врио главы Дагестана с журналистами в День российской печати в январе 2018 года я задал Владимиру Васильеву вопрос, есть ли возможность волевым решением остановить уничтожение парков города, Эльтавского леса, озера Ак-Гель, пляжа в Каспийске? Глава республики ответил: «Проблемы есть, и с ними предстоит бороться. Очень важно участие в решении этих проблем самих граждан. По паркам, зонам для отдыха горожан будем разбираться и работать по каждому нарушению и каждому нарушителю».

             К сожалению, никто не разбирается, никто не работает, никто не занимается нарушениями и нарушителями. Продолжается засыпка берега озера Ак-Гель. Не сносится остов незаконно построенного здания то ли гостиницы, то ли ресторана «Парус».

Дагестанской власти не до нас. Не все министерские портфели распределены, не все нужные чиновники попали в кадровый резерв, а уже надо готовиться к проведению в Дагестане загадочного праздника «Сабантуй». Серьезной работы очень много.               

      

                 

                      Стройка в парке «Ак-Гель». Победа общественников

            В августе 2017 участники движения #ГородНаш журналисты Андрей Меламедов, Светлана Анохина, преподаватель Дагестанского государственного университета Анна Горбанева и директор юридической фирмы «Магомедов и партнеры» Арсен Магомедов обратились в суд с иском к Махачкалинской Епархии русской православной церкви, Комитету по управлению имуществом г. Махачкалы, администрации города Махачкалы, а также Управлению Росреестра по РД о запрете строительства собора имени Александра Невского, признании недействительным договора безвозмездного пользования земельным участком общего пользования с кадастровым номером 05:40:000061:6588, расположенным по адресу: г. Махачкала, пр. Петра I, д. 96, и аннулировании записи в ЕГРП.

            Жители Махачкалы не протестуют против  идеи строительства копии собора имени Александра Невского. Сейчас на месте взорванного 60 лет назад храма находится Белый дом – здание администрации главы Дагестана и правительства республики. Горожане не хотят, чтобы собор строился на берегу и без того пострадавшего от стихийной застройки озера Ак-Гель. По нашему мнению, этот участок выделен с нарушением ряда законов. Кроме того, нарушаются права горожан на благоприятную окружающую среду и беспрепятственный доступ к озеру.

            Судья Ленинского районного суда Махачкалы Патимат Дадаева отказала в запрете на строительство собора. В ноябре 2017 года Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан под председательством Анжелы Биремовой вынесла апелляционное определение, запретив работы по возведению собора в Махачкале. В конце декабря прошлого года Ленинский районный суд полностью удовлетворил иск общественников, признав незаконным строительство храма в парке «Ак-Гель».

   

                    

                Храм в парке «Ак-Гель». Закон что дышло

            Городские власти и епархия в январе 2018-го обжаловали решение Ленинского суда. 24 апреля в Верховном суде Дагестана коллегия судей под председательством той же Анжелы Биремовой, в противоположность собственному предыдущему решению, разрешила строительство собора в парке «Ак-Гель». Наверное, только в суде при одинаковых исходных условиях  тот же самый судья на основании одних и тех же законов может принимать сегодня одно решение, а завтра – противоположное. Действительно, это не математика, не физика, не точная наука, это Верховный суд Республики Дагестан, где происходят чудеса, о которых можно рассказывать очень долго.

            Решая вопрос в пользу церкви, коллегия Верховного суда не учла, что земля под собор выделена с множеством нарушений. Не были проведены публичные слушания, которые обязательно должны быть организованы, когда рядом с местом предполагаемого строительства стоят многоквартирные дома. Территория, на которой планируется строительство, в соответствии с выводами землеустроительной экспертизы, является парковой зоной, где строить нельзя вообще.

            Чем вызван такой поворот Фемиды на 180 градусов? Известна версия, что руководство Епархии обратилось с жалобой к врио главы Дагестана, дескать, общественники действуют в интересах каких-то мифических бизнесменов, которые хотят получить вожделенную территорию у озера Ак-Гель. Не хочется верить в то, что Владимир Васильев воспользовался телефонным правом и дал указание Верховному суду принять решение в пользу строительства храма. Но другой версии причины поворота не туда судьи Верховного суда Дагестана Анжелы Биремовой я не вижу.

                        Митинг у памятника Русской учительнице

            На следующий же после суда день активисты общественного движения #ГородНаш представили в администрацию города уведомление о проведении 6 мая митинга на территории парка «Ак-Гель», на площадке у памятника Русской учительнице. В уведомлении было указано, что митинг будет посвящен вопросу переноса строительства собора Александра Невского из парка «Ак-Гель» на место, где он находился прежде – на центральную площадь Махачкалы. Кроме того, планировалось обсудить проблемы застройки парка «Ак-Гель», засыпки озера и другие вопросы, связанные с территорией вокруг озера. Сторонники строительства собора говорят о восстановлении исторической справедливости. И справедливость будет полностью восстановлена, если храм будет воссоздан на своем, намоленном за много лет месте, где сегодня находится Белый дом.     

            Администрация города предложила другие места для проведения митинга, но организаторам важно было увидеть, волнует ли эта тема жителей микрорайона Редукторного поселка, где находится спорный участок. Если бы жители окружающих домов не вышли на митинг, то борьба общественников за парк потеряла бы смысл.

            На митинг собралось от 200 до 300 человек, где около половины составляли жители Редукторного поселка. Поддержать митингующих приехали представители общественного движения «Каспийск – наш город». Кроме того, на митинге были члены Общественной палаты Дагестана, журналисты республиканских и центральных СМИ. Были и люди в гражданской одежде с полицейской выправкой, и бородатые безусые молодые ребята. Там и тут мелькала полицейская форма.

            Работники полиции не сумели объяснить собравшимся, на основании какого закона на этом месте нельзя проводить общественное мероприятие. Тем не менее они не разрешили участникам митинга воспользоваться мегафоном. И те, кто пришел к памятнику, разбились на несколько групп, каждая со своими ораторами. Участники несостоявшегося митинга, независимо от своего вероисповедания, высказывали мнение о том, что для храма желательно найти другое место, нельзя застраивать остатки парка.

            Шесть человек были задержаны полицией и после составления протоколов отпущены. Среди них историк Сергей Манышев, стоявший с плакатом: «Господи, спаси и сохрани парк». Один из  блогеров по поводу этого задержания сказал: «Русского учителя забрали с митинга около памятника Русской учительнице, который проходил против стройки и самозахвата земли русской православной церковью». Был составлен протокол и на организаторов несанкционированного несостоявшегося  митинга.

Благодаря задержаниям участников митинга информация о ситуации со строительством храма на берегу озера распространилась во многих российских и зарубежных средствах массовой информации. Рвение полиции создало мероприятию  оппозиционную окраску. Такого пиара мы не хотели. Наша цель, чтобы нас услышали. Мы хотим встретиться с представителями республиканских властей, мэрии Махачкалы, руководителями православной епархии и убедить их в целесообразности переноса строительства храма на другое место.

            В городе должны быть парки, скверы, зеленые зоны, на строительство в которых должен быть наложен запрет. В городе должны быть места, где можно гулять с детьми. Горожане не должны задыхаться в своих квартирах.  Мы надеемся, что в Общественной палате Республики Дагестан по вопросу строительства Храма Александра Невского в парке «Ак-Гель» состоятся слушания с участием всех заинтересованных сторон – неравнодушных горожан из группы #ГородНаш, жителей Редукторного поселка, представителей православной церкви и чиновников мэрии и правительства Дагестана. Мы хотим четкого, взвешенного и справедливого решения. Мы не оспариваем строительство православного храма, мы просим выбрать для стройки место вне парковой зоны у озера Ак-Гель.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру