Махачкалинский морской торговый порт (ММТП) может стать крупным транспортно-логистическим узлом, обеспечивающим связь между Европой и Азией. Об этом говорили на совещании у вице-премьера Дагестан Ризвана Газимагомедова по вопросам реконструкции и развития инфраструктуры порта.
Север и Юг
Международный транспортный коридор «Север-Юг» — это стратегически важный транспортный маршрут, который свяжет Россию Ираном, Индией и другими странами Южной Азии. Коридор будет альтернативой морскому пути через Суэцкий канал и значительно сократит время и стоимость доставки грузов из Азии в Европу. Махачкалинский торговый порт может стать одним из важных перевалочных пунктов на этом пути.
Вице-премьер Ризван Газимагомедов заявил, что развитие торгового порта Махачкалы – это приоритетная задача в стратегии развития морской инфраструктуры России до 2030 года. Реконструкция повысит пропускную способность порта и эффективность логистических операций. Это будет конкурентоспособный логистический узел, способный обслуживать растущие объёмы грузоперевозок между Россией, странами Каспийского региона и азиатских государств.
Генеральный директор махачкалинского порта Джамал Алиев сообщил, что с 2025 года Росморпорт приступит к реконструкции объектов порта. В связи с поэтапным выводом объектов из эксплуатации мощность порта временно снизится до 4,1 млн тонн в год. Однако после завершения всех работ, которое планируется к 2026–2027 годам, мощность порта достигнет 11 млн тонн в год.
Как будут модернизировать порт
Обновление торгового порта Махачкалы будет идти по нескольким направлениям:
• Строительство нового зернового терминала. Планируется строительство нового зернового терминала мощностью 1,5 млн тонн в год с возможностью единовременного хранения до 100 тыс. тонн зерна. Это позволит увеличить существующие мощности по перевалке зерновых грузов почти в четыре раза, что сделает ММТП одним из ключевых экспортных зерновых хабов на Каспии.
• Капитальный ремонт и реконструкция причалов. Существующие причалы будут подвергнуты капитальному ремонту и реконструкции, что позволит продлить срок их службы и повысить безопасность грузовых операций.
• Завершение строительства морского пункта пропуска «Махачкала». Реконструкция морского пункта пропуска «Махачкала» будет профинансирована из федерального бюджета в рамках ФЦП «Государственная граница РФ». Объект планируется ввести в эксплуатацию к 2026 году, что позволит значительно упростить и ускорить таможенные процедуры.
• Развитие транспортной инфраструктуры. Планируется строительство новых железнодорожных путей и четырехполосной отдельной подъездной дороги к порту протяженностью 6,2 км. Это позволит улучшить транспортную доступность порта и снизить нагрузку на существующую городскую инфраструктуру.
• Модернизация контейнерного терминала. Контейнерный терминал будет модернизирован до мощности 50 тыс. TEU (эквивалент 20-футового контейнера) в год. В рамках модернизации будут приобретены современные портальные краны и другая погрузочная техника.
• Строительство сухого порта. Для обслуживания всех типов транзитных грузопотоков, следующих по МТК «Север-Юг», запланировано строительство сухого порта. Это позволит создать дополнительную площадку для складирования и перевалки грузов, что увеличит общую пропускную способность ММТП.