По данным экспертов ВТБ, российский автомобильный рынок ожидает значительного роста в 2025 году, когда продажи легковых автомобилей могут превысить 7 миллионов единиц. Это число сопоставимо с текущими показателями, что вызывает оптимизм среди участников рынка.
Примечательно, что почти 20% от общего объема продаж составят автомобили, приобретенные на первичном рынке, что свидетельствует о восстановлении интереса к новым моделям. В последние два года российский авторынок демонстрировал активное восстановление, и, по мнению аналитиков, структура рынка почти полностью вернулась к уровням, зафиксированным в начале 2022 года. Однако уже в 2025 году этот сектор экономики вновь столкнется с определенными вызовами.
Прогнозируется, что в следующем году продажи новых автомобилей составят около 1,3 миллиона штук, что на 10% ниже, чем в 2024 году, но все же на 25% выше по сравнению с 2023 годом и практически в два раза больше, чем в 2022 году. Напомним, что рекордный уровень продаж был зафиксирован в 2021 году, когда россияне приобрели около 1,7 миллиона легковых автомобилей.
Структура автокредитования также останется стабильной. Специалисты ВТБ предполагают, что в 2024 году доля сделок по покупке новых легковых автомобилей с использованием кредитов составит примерно 50%. Для сравнения, в 2023 году этот показатель достиг 42%, а в 2022 году он составлял всего 12,5%. Это свидетельствует о растущем доверии потребителей к кредитованию и улучшении финансовых условий на рынке. Тем не менее, авторынок в 2025 году будет подвержен влиянию различных факторов.
Ужесточение риск-политики Центрального банка России в области автокредитования, высокие ставки по кредитам на автомобили с пробегом, а также ослабление рубля и повышение утильсбора могут оказать негативное воздействие на темпы роста. В то же время, ожидается, что различные меры поддержки и стимулирования продаж помогут смягчить эти негативные последствия и сохранят интерес потребителей к новым автомобилям. Таким образом, несмотря на возможные трудности, российский авторынок демонстрирует признаки устойчивости и готовности к дальнейшему развитию.
Важно отметить, что успешное преодоление вызовов будет зависеть от комплексного подхода как со стороны государства, так и со стороны автопроизводителей и финансовых учреждений.