В Дагестане падает производство молочной продукции

В Дагестане падает производство молочной продукции
Молочное производство ИП Абдуразаковой. Фото автора.

В своем первом материале на тему производства в Дагестане молочной продукции, мы указали, что готовы посетить предприятия производителей, чьи товары нашли на прилавках в сети гастрономов «Зеленое яблоко».

ПРОИЗВОДИТЕЛИ

Сразу после публикации того материала в редакцию позвонила возглавляющая производство «молочки» по брендами «Фермер» и «Самур» индивидуальный предприниматель Марианна Абдуразакова, с возмущением упрекнув нас в предвзятости и заявив о готовности продемонстрировать свое производство.

Несмотря на то, что прямых обвинений в чей-либо адрес мы не озвучивали, гнев предпринимателя, дорожащего своей деловой репутацией, мы понимаем и приносим извинения как самой Марианне, так и всем героям наших дальнейших публикаций. Заранее.

По приезду в Шамхал-Термен выяснилось, что наш корреспондент в ходе подготовки первой публикации встал не совсем там и не в то время, куда и когда привозят молоко. Вероятность этого мы допускали, о чем и сообщили в том тексте. К сожалению, навигатор ведет не туда, вот и второй наш корреспондент подъехал не совсем по адресу, куда подъезжал и предыдущий.

На его вопрос: «молокозавод на этой территории?», местные жители также ответили ему утвердительно, не уточнив, что заезд осуществляется через ворота с другой стороны. Просветила об этом уже сама предпринимательница. Не верной оказалась и полученная от жителей поселка информация о том, что молоковозы приезжают рано утром. Собирая молоко по фермам в отдаленных районах республики, раньше шести на предприятие они, как оказалось, не попадают.

Пожурив вновь корреспондента за несоответствие предыдущей публикации действительности, владелица предприятия рассказала о том, что производство организовано полностью на частные средства, и ни разу не получало ни рубля субсидий или прочей поддержки со стороны государства.

- Вы подняли правильную тему о засилье привозной продукции на прилавках и о качестве молочной продукции, но почему-то ударили по местному дагестанскому производителю, который именно настоящую молочку и производит.  

- То есть в Дагестане на производствах не используются ни сухое молоко, ни пальмовое масло?

- Я не могу отвечать за всех дагестанских производителей. Уверенно говорю и настаиваю, что наше производство основано на чистом молоке. Чтобы доказать это покажу весь цикл, все помещения и расскажу, как строится работа, а выводы делайте сами, - подчеркнула предпринимательница.

Проведя нас по предприятию и показав весь цикл производства, начиная от приема молока и заканчивая складом-холодильником готовой продукции, она показала корреспонденту даже самые небольшие подсобные помещения. И хотя прямо об этом сказано ею ничего не было, у автора публикации возникло ощущение, что такая скрупулезность в осмотре должна была убедить его в том, что от него ничего не скрывают.

Тем временем Марианна продолжила рассказывать, о том с какими трудностями сегодня сталкивается производитель, пытающийся работать с настоящей молочной продукцией.     

- Молоко собирается на точках в разных районах. Мы установили специальные холодильные молокоприемники в селе Аркида Хасавюртовского района, в селе Хуштада и Шава Бабаюртовского района, в селе Речное Кизлярского района и в селе Ясная поляна Тарумовского района, - поясняет она.

- А у местных не берете молоко?

- Мы не можем работать с каждым, кто держит корову, потому что животные должны быть здоровыми, постоянно под наблюдением ветеринара, это могут обеспечить лишь крупные ИП и СПК. Опять же, делать анализы маленьких объемов молока для нас тоже накладно. Поймите, любое предприятие на настоящем молоке, сегодня и так работает буквально на грани, потому что конкурировать по ценам с той же «пальмой», о которой вы пишите, мы не можем, а потребитель не всегда понимает разницу. И если завтра кто-то из недобросовестных производителей вдруг начнет демпинговать, то выжить нам будет очень сложно.

- Почем вы покупаете молоко и какова себестоимость продукции?

- Мы закупаем 1 литр по 30 рублей у СПК, они возможно чуть дешевле берут у фермеров. После перевозки и обработки на производстве тот же литр уже обходится нам в 40 рублей. Тара, чтобы его упаковать, стоит 15 рублей, но ее еще нужно купить. С некоторых пор сделать это можно только в Китае, а идет она оттуда сюда целых восемь месяцев. С учетом неопределенности (цены, сроки и прочее) приходится закупаться с запасом, сразу купными партиями. Минимум полтора миллиона рублей приходится отдавать сразу. Вот о чем на самом деле нужно писать и говорить, ведь в итоге себестоимость настоящего молока для производителя в Дагестане только на выходе с предприятия сегодня 55 рублей и это минимум.

- А почем отдаете в сети, если не секрет?

- Абсолютно не секрет, наша отпускная цена 62 рубля за литр. Кстати, к вопросу о том, почему вы не увидели местного производителя в «Магните». Проблема в условиях, которые ставит эта сеть. «Магнит» хочет, к примеру, продавать в какие-то дни молоко по акции за 54 рубля, а у нас только себестоимость 55. И, как думаете, нам это интересно? Работать в убыток, чтобы содержать этого торгового гиганта, думаю, не готов никто.   

В общем, пройдя по всем помещениям (даже самым маленьким) и ознакомившись со всем циклом производства, мы убедились, что торговые марки «Самур» и «Фермер» действительно изготавливаются из цельного молока. Ни в одном уголке предприятия мы не заметили ни тары из-под пальмового масла или сухого молока, ни специальных чанов, в которых все это могло бы размешиваться, а главное - молоковозы выгружались на наших глазах. Более того Марианна предложила нам при желании выехать на одну из точек сбора, чего мы делать пока не стали.

Вернувшись с предприятия и уже сев за написание этого текста, мы вдруг увидели в социальных сетях анонс передачи на одном из республиканских каналов, посвященной именно производству молочной продукции. Мы не знаем, совпал ли ее выход с нашей публикацией или автор программы сумел записать ее и смонтировать за полтора дня, но дождались эфира.

В передаче рассказывалось о производстве «молочки» агрофирмой «Амир-С», которая нам известна под торговой маркой «Согратль». Красочно и подробно автор рассказала о производстве и показала, как оно наглядно выглядит. Примерно то же самое мы наблюдали и на заводе Марианны Абдуразаковой. Несмотря на то, что владельцы данного предприятия непосредственно с нами не связались, рады, что они тоже открыты к диалогу и строят свою работу прозрачно.

В то же время, не могли не обратить внимание, на прозвучавшие в передаче слова технологов предприятия о том, что в зимнее время для производства части продукции ими используется молочный порошок. Необходимость использования его в производстве, что не запрещено отраслевыми стандартами, работники производства объясняли сезонным снижением надоев в зимнее время.

ЧИНОВНИКИ

На сайте Минсельхоза РФ мы нашли данные о среднесуточных надоях по регионам. На 23 января средний надой от коровы по стране составил 20,3 литра в сутки. Всего по стране в этот день за сутки было надоено 53960 тонн молока. На фоне этих показателей, дагестанские сильно хромают.

Средний надой в Дагестане на указанное чисто составил всего лишь 8,8 литров молока с 1 коровы в сутки. При этом 23 января в республике было надоено 344 тонны (344 тысяч литров) молока. Для сравнения, в КБР (чьей «молочкой» сегодня завалены прилавки всего СКФО) средний надой составил 17,3 литра с коровы в сутки, а всего надоено было 64,5 тонн.

Мы не знаем, присутствует ли дагестанская «молочка» на прилавках Нальчика, но не можем не замечать стремительный прирост кабардинской продукции в гастрономах Махачкалы. При самом низком надое с 1 коровы в округе (самый высокий в Ставрополье – 22,7 литра с 1 коровы в сутки), мы, вероятно, берем поголовьем.

Грубый подсчет на основе данных Минсельхоза РФ о надоях (поделив общие данные о суточном надое в республике на средний надой с 1 коровы) мы пришли к выводу, что по данным системы "Меркурий" в Дагестане сегодня не более 39 тысяч дойных коров. Но этот подсчет грубый.

Согласно же Оперативной информации по надоям и реализации молока Минсельхоза РФ по состоянию на 28 ноября 2022 года этот показатель составлял всего 34591 голов. При этом на 6 апреля 2020 года в системе по Дагестану было зафиксировано 58898 голов. То есть за без малого два года поголовье дойных коров в республике упало на 41,3%?

Пускай нас простят в Минсельхозпроде РД, если эти расчеты вдруг неверны. Готовы озвучить и их официальные цифры о поголовье и надоях. Пока все, что нам удалось узнать – это данные, озвученные премьер-министром РД Абдулмуслимом Абдулмуслимовым 1 февраля на совещании в Минсельхозпроде РД.

По его словам, общее поголовье поголовье КРС в Дагестане по итогам 2022 года составило 480 тысяч голов. Поделив эти данные на показатели Минсельхоза РФ, можно прийти к выводу, что количество дойных коров от общего поголовья КРС в Дагестане составляет примерно 7,2%.

О состоянии молочного производства в республике также можно судить на основе слов Абдулмуслимова о том, что в 2022 году в Дагестане было заготовлено всего 3,3% сочных кормов от потребности отрасли. Неудивительно, что даже официальные надои в республике сегодня самые низкие по округу. Скотину просто нечем кормить, а значит и молока она почти не дает.

На этом фоне интерес вызывает работа профильного министерства по поддержке молочного производства, как финансово, так и методически. Оценить насколько чиновники Минсельхозпрода РД подержали производителей советами и рекомендациями нам сейчас сложно, но вот некие финансовые данные все же известны.

По словам Абдулмуслимова, в республике за минувший год было произведено 939,2 тысяч тонн молока, из которых только 10% подверглись переработке. При этом, по данным с сайта Минсельхозпрода РД, субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве за 2022 год составили в республике 173 418 789,47 рублей.      

Выделяемый согласно Постановлению Правительства РД № 86 от 26 апреля 2021 года данный вид субсидий рассчитывается из расчета 3,2 рубля на 1 кг молока. При этом для малых форм хозяйствование предусмотрен повышающий коэффициент 1,3 (то есть 4,16 рублей за литр). Не имея данный в какой пропорции эти средства распределялись, мы вывели средний показатель в 3,68 рублей за литр.

Разделив выделенные Минсельхозпродом РД в прошлом году 173 418 789,47 рублей на 3,68 рублей за литр, грубо получаем, что за минувший год из 939 тысяч тонн произведенного в республике молока субсидировано было примерно 47 тысяч тонн. То есть всего 5% произведенного в республике молока. Даже беря за основу слова Абдулмуслимова, что перерабатывается всего 10% производимого молока, можно прийти к выводу, что субсидию получила лишь каждая вторая пачка на прилавках. 

Мы не беремся утверждать, что все приведенные нами данные верны. Однако нас сильно смущает также якобы озвученная премьер-министром республики информация о том, что порядка 70% молочной продукции на дагестанских прилавках сегодня местного производства. Напомним, что в развиваемой сегодня при активной поддержке руководства и правительства республики торговой сети «Магнит» мы не нашли ни одного молочного продукта дагестанского производства, а в крупнейшей местной сети «Зеленое яблоко», ее процент на прилавке не превозвышал по нашим прикидкам 30%.

Да, обо всех выше приведенных нами показателях можно дискутировать. Можно и обвинить нас снова в предвзятости, заявив, что мы оперируем неофициальные либо недостоверными данными. Однако, повторимся, что готовы каждой заинтересованной стороне предоставить право на ответ. Как простым производителям, так и чиновникам.       

Небольшой фоторепортаж с производства ИП Абдуразаковой:

Производство молочной продукции в дагестанском поселке Шамхал-Термен

Производство молочной продукции в дагестанском поселке Шамхал-Термен

Смотрите фотогалерею по теме

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру