В Дагестане доработали теорию управляемого хаоса?

В Дагестане доработали теорию управляемого хаоса?
Фото: МК в Дагестане

Одна из наиболее серьезных, наиболее системных и опасных в республике – проблема мусора, о которой «МК в Дагестане» писал не раз, и, думаю, еще не раз, будет вновь поднимать эту проблему.

В прежние времена органические отходы жизнедеятельности горцев достаточно быстро разлагались или утилизировались на местах. Сегодня отходы – это в основе своей: пластик, стекло, бумага. Такой мусор уже не разлагается. Дождями он вымывается в реки Аварское и Андийское Койсу, оттуда попадает в Сулак, где огромными островами скапливается у плотин, портя экологию и не радуя взор туристов. А самое печальное и опасное для населения, что вода из Сулака через водозаборы поступает в Махачкалу, Буйнакск, Кизилюрт и многие районы республики.

На фоне происходящего, совсем нелогичными выглядели действия руководства республики, складывалось ощущение, что вместо решения проблемы, власти ставят задачу усугубить ее. Правда, изначально было непонятно - Зачем? Сейчас картина начинает проясняться.

Предыстория

Напомню, с 2019 года полномочия по обращению с ТКО были переданы с муниципального на региональный уровень. В Дагестане тогда разработали территориальную схему и отобрали по конкурсу региональных операторов, однако порядок навести не удалось, вернее новые власти ей не дали работать. Республиканская служба по тарифам, согласовывавшая тарифы при Владимире Васильеве вовремя, при Сергее Меликове, никак не согласовывала тарифы на вывоз ТКО. Частные компании, ожидаемо работать, не понимая какой будет прибыль – отказались. Систему, которая только начала работать на корню разрушили. Сейчас с оглядкой на то, что делается в сфере можно утверждать, что в какой-то степени это был саботаж.

В конце 2020 года произошел мусорный коллапс, бороться с которым вновь пришлось муниципалитетам. Вывоз мусора с февраля 2021 года осуществляют 2 региональных оператора по обращению с ТКО – столичное МБУ «Махачкала-1» и дербентское МАУ «Горсервис». Однако вопросы переработки и утилизации, являющиеся региональными полномочиями, так и не решены. Лишь в конце 2021 года (спустя почти 2 года после мусорного коллапса) было создано ООО «Республиканский экологический оператор» (РЭО), которое (о чудо) возглавил соратник главы Дагестана Сергея Меликова по Росгвардии, генерал-лейтенант Игорь Гетманов. Учредителем компании через АО «Корпорация развития Дагестана» на 100% является Республика Дагестан.

«Корпорация развития Дагестана», сперва дорастила ее учредительный капитал до 210 млн рублей, а затем до 250 млн рублей. Позже Правительство Дагестана выделило из бюджета республики еще 400 млн рублей. Таким образом, сумма вложений Дагестана в возглавляемое Гетмановым ООО на данный момент уже составляет 650 млн рублей, однако никакой работы по уборке мусора за время существования этой компанией пока не начато.

Активное освоение

Информацию о работе ООО «РЭО» мы нашли на сайте Госзакупок. С начала 2022 года компания закупила два автомобиля. Один германский, за 5,7 млн рублей. Судя по поставщику и цене, речь видимо идет про внедорожник Фольксваген Туарег. Второй, стоимостью в 963 тысячи рублей. Вероятно, Лада Веста. Освоение средств началось правда смущает что началось оно не с коммунальной техники или контейнеров раздельного сбора мусора. К слову сказать, мы даже не приняли участие в федеральном проекте «Экология», по которому могли получить такие контейнеры.

Также приобретены компьютеры и оргтехника на сумму 675 тысяч рублей и офисная мебель на сумму 729 тысяч рублей. Новую мебель и технику работники компании предположительно разместили в арендованном почти за 1,5 млн рублей помещении. Здесь стоит отметить, что лишь недавно Счётная палата Республики Дагестан посетовала, что государственные структуры арендуют помещения у частных организаций, в то время как в собственности республики множество помещений, подходящих для офисов.

Отдельная статья издержек - расходы на юристов. Покупка справочного комплекса «Консультант плюс» обошлась в 183 тысячи рублей. Еще 1,15 млн рублей будет потрачено на юридические услуги «по заключению концессионных соглашений в отношении создания и эксплуатации объектов, на которых осуществляется обработка, обезвреживание, утилизация и захоронение ТКО».В декабре 2021 года РЭО был объявлен конкурс на «Выполнение комплекса проектно-изыскательских работ «Создание системы коммунальной инфраструктуры - системы переработки и утилизации и захоронения твердых коммунальных отходов на территории Республики Дагестан» начальной ценой контракта 450 млн 13 руб. 33 коп.

Хвостик суммы – 13 рублей 33 копейки, по видимости, был необходим для того, чтобы ООО «Строительная компания «Гидрокор» из Санкт-Петербурга смогла найти этот тендер на сайте Госзакупок. О степени готовности компании выполнить эти работы говорит и то, что их цену она сразу понизила на 50 миллионов рублей, предсказуемо выиграв тендер.

Мы заглянули в техзадание. Заказана разработка проекта создания объектов обращения с ТКО в Дагестане суммарной мощностью 950 тыс. тонн в год. В том числе отбор вторичных материальных ресурсов должен составлять не менее 13%, производство альтернативного топлива — не менее 26%, а объем хвостов сортировки, направляемых на полигон для захоронения, не должен превышать 41%.

Невнятная стратегия пугает результатами

Для реализации таких амбициозных планов, «Гидрокор» должен разработать проекты трех мусоросортировочных комплексов: Хасавюрт мощностью 250 тыс. тонн в год, Дербент мощностью 200 тыс. тонн в год, и Махачкала мощностью 500 тыс. тонн в год. Там то и должен происходить отбор вторичных ресурсов, в том числе для производства альтернативного топлива. Остатки отходов планируют вывозить на новые мусорные полигоны. Они планируются в Дербентском районе на 120 тыс. тонн ТКО в год и в Хасавюртовском районе на 150 тыс. тонн ТКО в год. Оба рядом с мусоросортировочными комплексами. А также в Кумторкалинском районе на 300 тыс. тонн ТКО в год, который будет расположен по соседству с барханом Сары-Кум.

Правда, как сочетаются планы развития туризма в республики с мусорным полигоном в окрестностях туристической достопримечательности - непонятно. К тому же свежо еще в памяти экологическое бедствие, которое чуть не разразилось на Сары-Куме в начале 2010-х годов из-за незаконной свалки в поселке Ленинкент, откуда все ветром заносило на бархан. Не приведет ли такое соседство с законной, но все же свалкой, к масштабной экологической катастрофе на бархане и в его окрестностях?

По нашей информации, руководитель комитета по архитектуре и градостроительству Незир Гусейнов, в свое время не завизировал разрешение на такое соседство, прекрасно понимая, к чему это приведет. Отсюда возникает вопрос, не связана ли передача комитета под Минстрой РД именно с несговорчивостью его руководителя? Сместив центр принятия решений, руководство республики добилось положительного его исхода.

По словам же Сергея Меликова, «главная задача на этот год – эффективное проектирование проектов по рекультивации свалок и строительству новых мощностей. А уже в 2023 году объекты должны быть построены и запущены». Не согласны, Сергей Алимович. Считаем, что главный принцип, главная задача в любой работе – не навредить!

Расставляет все на места информация наших коллег из Нового дела. Согласно их информации 19 августа опубликованы два о заключение с ООО «Республиканский экологический оператор» (ИНН 0572029374) без торгов три концессионных соглашения «в отношении создания и эксплуатации объектов, на которых осуществляется обработка, обезвреживание, утилизация и захоронение твёрдых коммунальных отходов»: в Дербентском районе (№363) Хасавюртовском районе (№364)в Карабудахкентском и Кумторкалинском районах (№365-р).

Общая мощность переработки должна быть:

в Дербентском районе не менее 70 тыс. тонн в год,

в Хасавюртовском районе не менее 250 тыс. тонн в год,

в Карабудахкентском и Кумторкалинском районах не менее 500 тыс. тонн в год.

Во всех трёх соглашениях не указаны кадастровые номера земельных участков, которые будут переданы в аренду. Но из прежних исследований «НД» документаций закупок ООО следует: в Дербентском районе свалка будет на участке 05:07:000085:229, в Хасавюртовском районе у Дылымского шоссе номером 05:05:000152:437, а свалка на границе Карабудахкенского района мощностью 500 тыс. тонн в год в с.Агачаул, местность «Чергес» земельный участок с кадастровым номером 05:09:000018:2482.

Суть концессионных соглашений заключается в том, что ООО на 25 лет получит в аренду земельные участки под свалку. ООО будет получать плату по тарифу за утилизацию мусора. При этом ООО обязано создать на передаваемых свалках специальное производство, в том числе: сортировочные комплексы, комплексы компостирования, полигоны захоронения. Концессионные соглашения устанавливают валовую выручку и операционные расходы ООО за каждый из 23 лет непосредственной работы свалок. Коллеги из «НД» собрали цифры по выручке и расходам за 23 года и получили данные о предполагаемых прибылях ООО.

Обращает внимание, что земля передаётся в аренду на 25 лет, а расходы вычисляются за 23 года. Скорее всего, первые 2 года будет идти строительство инфраструктуры и производства утилизации ТКО. Первый год эксплуатации свалки будут приносить убыток.

При этом в Хасавюртовскую свалку ООО должно вложить не более 3,2 млрд рублей «до стадии запуска в эксплуатацию», в Дербентскую не более 3,1 млрд рублей, а в Карабудахкенсткую, 6,5 млрд рублей. Причём это максимальные суммы инвестиций. Всего около 10 млрд рублей.

За 23 года ООО должно получить общий доход в размере почти 17 млрд рублей. Сумма валовой выручки по трём полигонам показывает, сколько республике обойдётся утилизация ТКО на этих свалках – 45,17 млрд рублей.

Интересно отметить, что ООО должно заплатить Минприроды РД плату за заключение трёх контрактов, которые принесут 17 млрд рублей, только 3 тысячи рублей, по 1 тысяче за контракт.

«НД» предполагает, что в финансовую схему будет включён один из крупных федеральных банков, который может прокредитовать закупку и установку перерабатывающих комплексов. Возможно, что для гарантированности получения платы за кредит, этот же банк станет оператором по обработке сборов платежей за сбор мусора. Главным претендентом здесь являются Сбер и АБ «Россия».

А ларец-то просто открывается

Все это напоминает лайфхак от друга и соратника нашего генерала, проведенный им с Каспийским Заводом Листового Стекла (КЗЛС). Когда так называемый «инвестор», строит предприятие за кредитные средства (часть которых изначально выводится), под госгарантии государства и республики. Потом предприятие объявляется банкротом и банк забирает предприятие, плюс получает возмещение из бюджетов страны и региона (то есть из наших карманов) в счет гарантий. А позже выкупает, то же предприятие у банка с торгов по процедуре банкротства по заниженной цене, причем за те же средства, что и были выведены из оборота. Так, бесплатно, то есть за счет народа, строится предприятие.

Трудно оценить ожидается ли такой же подход и в данном случае. Однако тот факт, что даже суммы одни и те же фигурируют 10,5 млрд там и 10 млрд тут, заставляет задуматься. Достаточный куш для того, чтобы сломать рабочий механизм и создать хаос, чтобы потом победоносно его решить? Вполне. К тому же, если учесть, что это поможет стать монополистом на рынке переработки ТКО региона, закрепить за собой огромные участки земель и освоить из бюджета более 45 млрд рублей. К тому же, с учетом инфляции, сумма эта будет расти из года в год, и как показывает практика других «грандиозных» проектов может возрасти в несколько раз, составив сотни миллиардов. Фактически этот сектор станет очередной бездонной дырой в бюджете.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру