Станет ли добыча лития локомотивом развития экономики Дагестана?

Станет ли добыча лития локомотивом развития экономики Дагестана?
Скриншот с видео пресс-службы Главы РД

Подход к развитию экономики в Дагестане, к сожалению, уже много лет напоминает утренние пробежки трусцой. Когда группа пенсионеров для моциона занимается бегом без какого-либо расчета на спортивные победы.

Регулярно рассказывая о новых и новых проектах, наши чиновники спешат зафиксировать свою сопричастность к грандиозным планам развития, зачастую забывая об этих самых планах после того, как они в очередной раз остаются нереализованными.

Складывается ощущение, что сам процесс развития экономики республики трансформировался в исключительно медийную деятельность, позволяющую чиновникам создавать позитивные информационные поводы для повышения своих медиа-рейтингов.

Словно по такому принципу недавно в Москве прошло и совещание Президента РАН, академика РАН Александра Сергеева и Главы Республики Дагестан Сергея Меликова на тему «Литиевое сырье и возможности освоения редкометальных ресурсов Республики Дагестан».

Несмотря на заявленные намерения о развитии добычи лития, к участию в совещании не были привлечены профильные дагестанские специалисты, непосредственно исследующие термальные ресурсы, содержащие редкие металлы, одним из которых является литий.

Геотермия и литий

Напомним, что именно редкими металлами занимается созданное более 40 лет назад в Махачкале профильное учреждение Академии наук. Институт проблем геотермии и возобновляемой энергетики (ИПГВЭ), являясь филиалом Объединенного института высоких температур РАН, изучает термальные воды Восточно-Предкавказского артезианского бассейна.

Специалистами института исследованы высокоминерализованные термальные месторождения Дагестана и дана оценка, что наиболее перспективны для комплексного освоения Южно-Сухокумское, Тарумовское и Берикейское месторождения.

Результатом реализации предлагаемого учеными ИПГВЭ проекта должно стать создание комплекса эффективного использования теплового и химического потенциалов геотермальных ресурсов, рентабельность которого обеспечивается освоением тепловой энергии и производством товарной продукции – карбоната лития высокой чистоты и сопутствующих ценных компонентов (карбонат кальция, магнезия жженная, поваренная соль и др.).

Разведанные в Дагестане запасы позволяют обеспечить не только потребности России в стратегически важном карбонате лития, но и самим поставлять его на экспорт. До настоящего времени карбонат лития, используемый во многих отраслях промышленности, закупался за рубежом, преимущественно в странах Южной Америки.

Ученые ИПГВЭ многократно предлагали проект комплексного освоения термальных вод к реализации, но высокие инстанции устраивала возможность приобретать литий с противоположной стороны Земного шара. Отдельные профильные чиновники прямо отвергали проект, заявляя о том, что его реализация якобы бесперспективна в виду высокой себестоимости

Однако в марте 2022 года, в связи с недружественной политикой Запада и объявленными против Российской Федерации санкциями, поставки лития из-за рубежа практически приостановились и возникла острая необходимость в собственных, российских источниках литиевого сырья. Но и в этих условиях реального прогресса не видно.

Наиболее емкими потребителями литиевой продукции являются: атомная промышленность, алюминиевое производство, производство стекла и керамики, производство консистентных смазок многоцелевого назначения, производство химических источ­ников тока с литиевыми анодами, получение легких и ультралегких сплавов, органический и неорганический синтез.

Устойчивое развитие экономики России и наукоемких современных производств невозможно без использования редких металлов, что приведет к росту их потребления и производства. Эта тенденция определяет в том числе будущее лития, применяемого как в оборонных секторах потребления, так и в отраслях высоких технологий.

Инфографика РАН

 Совещание в РАН

Сергей Меликов, выступая на совещании в Президиуме РАН, подчеркнул, что «крупные игроки не начнут работы без серьезной экспертной оценки и научного обоснования, которые как раз может дать РАН». Однако, Российская Академия наук (как научная структура) не даёт экспертные оценки.

Экспертные оценки могут дать отдельные ученые – специалисты по данной тематике. А 80% российских специалистов по термальным водам и извлечению из них ценных компонентов находятся как раз таки в Махачкале и работают в том самом академическом институте – ИПГВЭ и в Дагестанском государственном университете.

Обращает на себя внимание факт того, что глава Дагестана сообщил, что «сама концепция предполагает создание комплекса по получению редкоземельных металлов (в первую очередь лития) и других товарных продуктов из геотермальных вод; строительство завода по производству соды (пищевой и технической), чтобы не утилизировать отходы и других солей NaCL; развитие тепличных комплексов с использованием энергии геотермальной воды; создание кормовой базы для рыбоводства, животноводства».

Я понимаю, что Глава региона не является химиком, но мне очень интересно, кто мог дать ему этот текст, изобилующий очевидными для специалистов ошибками. Литий – не редкоземельный, а редкий металл. Но не это самая страшная ошибка. Термальные воды Дагестана содержат не соду NaHCO3, а соль NaCl, потребность только Дагестана в которой составляет более 40 тысяч тонн в год. Что такое «отходы и других солей NaCl», вообще осталось для коллег за пределами понимания.

Интересно и то, что озвученный Меликовым проект по производству белково-витаминной биомассы, включающий выращивание (культивирование) микроводорослей на термальной воде, подразумевающий создание кормовой базы, разработан в нашем институте ИПГВЭ, который на совещании так и остался не упомянутым.

Возникает смутное подозрение, что выступление Главы Дагестана, да и вообще всё участие Республики Дагестан в совещании в Президиуме РАН организовано на скорую руку и не профильными специалистами.

К примеру, какое отношение к литию и термальным водам Дагестана имеет НПО «Радий», специализирующееся на полупроводниках, и почему в совещании не участвовали представители российских корпораций, которым жизненно литий необходим - Ростех, Росатом, Роснано и др.

Я считаю, произошедшее – диверсия против здравого смысла, против республики и против Главы Дагестана Сергея Меликова.

Договор с РАН

Напомню, на Петербургском международном экономическом форуме в этом году между Республикой Дагестан и Российской академией наук было подписано соглашение о сотрудничестве в сфере развития науки, образования и высоких технологий.

Комментируя соглашение, Глава Дагестана, в частности, сказал: «Серьезные глубокие проекты в рамках реализации стратегии развития Дагестана, его потенциала точно должны иметь обоснование, которое сегодня может дать Российская академия наук. Как, например, в решении вопросов, связанных с рекой Терек или с логистическим коридором. Конечно, здесь необходимы расчеты, экспертизы, оценки. С другой стороны, мы тоже хотим быть полезны нашим ученым: потенциал у Дагестана многообразный и неисчерпаемый, и, если российская наука найдет здесь возможности для исследований и развития, мы будем гордиться тем, что республика стала такой площадкой».

Однако Российская, сначала Советская наука, начиная с октября 1945 года, со дня создания Дагестанского Филиала Академии наук СССР, прочно обосновалась в Дагестане. Странно, что не был взят в расчет и Институт социально-экономических исследований, который занимается вопросами разработки и реализации стратегий развития региона, и исследует экономические перспективы логистических коридора Север-Юг, Запад-Восток.

«Мы действительно видим, что со стороны руководства Дагестана есть интерес к тому, чтобы ученые РАН более активно участвовали в жизни республики, помогая ей заниматься развитием современных технологий. Мы обсудили целый спектр научных направлений, в частности, геологию и использование полезных ископаемых, которых много в Дагестане. В современных геополитических условиях очень важно использовать возможности региона, в том числе добычу редкоземельных металлов… Все это представляет собой спектр задач, которые нас интересуют», – поделился планами Президент РАН Александр Сергеев.

Отметим, что в Дагестане есть Институт геологии, занимающийся, в том числе, исследованиями полезных ископаемых. Повторим, что в Дагестане есть ИПГВЭ, занимающийся термальными водами и ценными компонентами в них. Может быть, Президент РАН не знает, какие структуры РАН работают в одном из 85 регионов России?

Инфографика РАН

Давайте работать!

В Дагестане есть учреждения образования и науки – Дагестанский государственный университет, Дагестанский федеральный исследовательский центр РАН, Институт проблем геотермии и возобновляемой энергетики – филиал ОИВТ РАН, другие вузы и научные организации. Создан Консорциум вузов и научных организаций Республики Дагестан, регулярно собирается Совет при Главе Республики Дагестан по науке и образованию.

Работающие в научных организациях и вузах Дагестана ученые готовы к конструктивной работе на благо республики. Президент Академии наук Александр Сергеев, выступая в Комитете Государственной думы по науке и высшему образованию, заявил: «Нам надо посмотреть, как наша наука может наиболее эффективно работать для наших технологий. Должны быть определены приоритеты, критические технологии, которые при полном занавесе мы сможем обеспечить. Для этого в каждом из секторов должны сесть представители реального сектора и науки, и понять, что мы можем найти уже готовое в наших институтах и университетах и можно внедрить, а чем-то должны заниматься наши научные институты и университеты». У нас есть готовые проекты по импортозамещению, и мы готовы работать в том русле, которое определил Президент РАН.

Дагестанские научные учреждения РАН готовы включать в свои государственные задания региональную повестку, проводить научные исследования для республики. Для всего этого нужно одно – полноценное взаимодействие власти региона с наукой и образованием, понимание важности совместной работы, видение того, что республика от этого только выиграет. Соглашение между Республикой Дагестан и Российской Академией наук перестанет быть рамочным документом, если мы все вместе составим дорожную карту, в которой задействованы и центральные научные организации РАН, и институты РАН, работающие в Дагестане.

Но для этого целью должно быть реальное развитие науки, промышленности, а следом и всей экономики Дагестана, а не только повышение индекса персональной медиаактивности или отчеты перед Москвой о работе по привлечению инвестиций. Это ведь только в спорте важно участие, в экономике важен именно результат!

Саид Ниналалов, 

к.ф.-м.н., в.н.с. ИПГВЭ ОИВТ РАН,

доцент кафедры инженерной физики ДГУ

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру