Камил Магомедов про туризм через призму инвестиций

Камил Магомедов про туризм через призму инвестиций
Фото: luminarycenter.ru

В очередной летний сезон профильные дагестанские чиновники вошли в очередной раз процитировав сами себя на тему большого потенциала для развития в республике туризма, но никто при этом не озвучил какого-либо плана и, тем более, стратегии подлинного развития отрасли. Однако многие идеи уже давно звучат в кулуарных беседах, отходя от формата которых мы решили подготовить интервью с Камилом Магомедовым.

- Возглавляя ранее региональное Агентство по предпринимательству и инвестициям, вы много внимания уделяли вопросу развития бизнесе в туристической сфере. Как, по-вашему, она должна развиваться в Дагестане в целом?

- В ситуации, когда мы 20 лет развиваем туризм и по итогу каждого сезона сетуем, что не были к нему готовы, то, кажется, можно уже что-то поменять. Был и остаюсь убежден в правильности Концепции развития туризма, которую предложил дагестанским коллегам на инвестиционном совете в конце 2020 года.

По сути, эта Концепция крайне проста:

- Пора забыть про пляжный туризм и попытки привлечения инвесторов на берег моря;

- Пора признать, что потенциальный инвестор компетентнее чиновников (даже профильных) и на глупости тратить деньги не будет.

Посудите сами:

1. Ежесуточно сливаются в море только в Махачкале и Каспийске 2 миллиона кубометров канализационных стоков. Роспотребнадзор обязан (и делает это) устанавливать на побережье таблички "Купаться запрещено", так как предельно допустимые нормы по бактериям и другим видам загрязнения превышены в разы;

2. Невозможно в такой ситуации с профильными инвесторами (сетевыми отельерами и туроператорами) всерьез обсуждать миллиардные инвестиции в прибрежную зону. Именно миллиардные, потому как специфика морского отдыха предполагает большие вложения в инфраструктуру и территорию (вспомните размеры отелей в Турции, Египте, Ховатии, Тайланде и т.д.);

3. Логика "Вы сейчас начинайте, пока достроите отель у нас коллектор появится и все очистится" не работает. Инвесторы умнее чиновников и понимают какие есть риски "закопать" безвозвратно деньги в песок. Вопросу с коллектором лет 20 уже. И даже если завтра начнут, то спроектировать, затем получить деньги, потом построить и ввести на полную мощность займет 7 -8 лет. К этому надо прибавить минимум год на самоочищение моря.

4. Кроме этого, если внимательно присмотреться к традиционно рассматриваемой в республике бизнес-модели, то выяснится, что она тоже не сходится.

- Получается, пляжный туризм в Дагестане – миф?

Во время работы в Агентстве по предпринимательству РД много раз встречался с теми, кто только собирался строить гостиницы у моря и с теми, кто уже построился. Как бизнес это работает плохо и вот почему:

- Сезон купания – 2,5 месяца;

- Мы не можем строить гостиничные комплексы как в Турции (с огромной территорией и проработанным форматом пляжного отдыха). К тому же там море "работает" 6 месяцев в году. И оно чище.

"Так все места размещения в сезон забиты, все работает, посмотри на Журавли и Каспий", - возражают мне в таких случаях коллеги, не желающие мириться с мыслью, что пляжный туризм в Дагестане нерентабелен.

Тут нужно понимать цифры! Если в республику въезжает в сезон 1 миллион человек, а номерной фонд у нас всего, например, 2000 номеров, то все эти номера будут заполнены даже, если эти гостиницы будут стоять посреди помойки. Номера заполнятся просто потому, что больше туриста негде размещать. Но это не значит, что будет рентабельным строить роскошные гостиницы возле мусорной свалки.

Многие предприниматели это поняли и строят отели сейчас прямо в городах – Махачкале, Дербенте, имея такой же поток туристов, как и отели на морском побережье. Хотя участок у моря должен стоить дороже, однако выручка у них будет схожей. И в городе не будет инфраструктурных проблем.

- Наверное, это связано с самих характером туризма, который сегодня развивается в Дагестане?

- Верно. Давайте посмотрим, что делают те, кто остановился в гостинице у моря:

- От 3 часов до 1 дня они по приезду проводят в гостинице,

- Со второго дня они начинают с ездить на экскурсии. Все экскурсии в РД формата одного дня, то есть нужно поехать туда, затем вернуться обратно. Например, чтобы посмотреть в течение часа Гуниб нужно 3.5 часа ехать туда, и 3,5 обратно.

И если мы каждый день половину времени тратим на возвращение в базовую гостиницу, то значит из 7 дней примерно 3 дня мы проводим в дороге "туда", 3 дня в дороге "обратно". В жизни современного человека это слишком много потраченного впустую времени и такой формат отдыха не конкурентен.

- Как организовать туризм по-другому?

- Пора взять уже за основу всем понятные вводные и сделать правильные выводы. Под эти выводы выработать программу работы на год и замерить потом ее результаты. Правильными выводами мне кажутся следующие:

- Проанализировать маршруты движения между основными туристическими локациями в республике,

- На стыках времени ночевки или ужина нарезать участки (выкупить у населения, если нет республиканской земли),

- Подвести локальные коммуникации к этим участкам,

- Свести в один пакет меры поддержки инвесторов, помощь с финансированием, а также льготы и субсидии на этих участках,

- В тех локациях, где позволяет земля, разработать мастер-планы с прилегающими территориями под развитие ресторанов, остановок, смотровых площадок, фермерских рынков, палаточных городков и пр.

- Все строения и отели в локациях должны быть из легких конструкций или готового типа (изготавливаются на заводе и собираются на месте) для максимальной эстетичности и скорости ввода,

- Связать единым предложением разные отели на этих участках и настроить маркетинг/продажи туров по маршруту за счет республиканских средств, которые сегодня тратятся на всякие иные мероприятия,

- И последнее: признать, что туризм для РД – это массовая занятость, а не налоговые поступления, поэтому налог (УСН и налог на имущество) нужно обнулить на 5 лет для отельеров и туроператоров (средний срок выход на полную мощность средней гостиницы – 5 лет).

Эта же мера позволит легализовать деятельность многим операторам, экскурсоводам, начать, наконец, принимать банковские карты к оплате, участвовать в программе "Туристический кэшбек" и снизить стоимость туров на 10-20-30 процентов. Да, еще позволит перестать позориться с переводами по номеру телефона на Сбербанк. Кстати, многие искренне думают, что это и есть оплата по безналу и не подозревают, что это незаконная предпринимательская деятельность, а не оплата картой. Напомню, что переводы друг другу – незаконная деятельность, уход от налогов и "колхоз".

- А что с морем делать?

- Выстроить комплексную работу, которая займет 6-10 лет:

- Строить коллектор

- Приводить земли в порядок

- Нарезать участки и подводить инженерку

- Разрабатывать общие решения для внешнего вида, управления и привлечения инвесторов

Да, я не спорю, если заходит инвестор, готовый прибрежные участки развивать не только как туристические, но и в других целях, надо, конечно, помогать реализовать проект. Я говорю о массовом привлечении инвестиций в туризм и конкурентном предложении для тех, у кого есть тур объекты и предложения по вложению средств в Крыму, Камчатке, Сочи и т.д.

Для того, чтобы конкурировать с этими регионами внутри страны нам нужно уникальное инвестиционное предложение. Пока никто в стране не фокусирует усилия на отдыхе в горах и создании условий для инвестиций с минимальным порогом входа.

С момента как инвестиционное предложение будет готово в формате "Общий план на территорию, коммуникации, конкретный участок, требования к инвесторам" можно приглашать профильных инвесторов. Все, что в другом формате - "А вот посмотри тут отель строится" - это не уровень республики

Решение вопросов отдельных 2-3-5 гостиниц не решит никаких важных задач на уровне региона, не приведет к заметному росту инвестиций и вообще имеет местечковый масштаб. При этом съест столько же денег, времени и усилий, как и описанный выше план действий.

Пропускная способность 5 площадок с гостиницами на туристическом маршруте в горах в десятки раз может быть выше отелей на берегу моря. В том числе, потому что люди не сидят в одной гостинице, а перемещаются, а также потому что горы прекрасны в любое время года, что не скажешь о проживании на берегу моря, когда зимой и осенью у нас ветер сдувает лицо с черепа.

Вывод - пора оставить море в покое и начать зарабатывать на горах.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру