Навести порядок в Дагестане можно лишь вернув его в правовое поле

Навести порядок в Дагестане можно лишь вернув его в правовое поле
Фото: pexels.com

Дагестан — давно и глубоко дотационный регион. До 90% регионального бюджета формируется за счет федеральных субвенций, что приводит к накапливанию и обострению инфраструктурных проблем. Как их решать рассуждают много лет. Мы попытались разобрать два конкретных кейса. В одном уже удалось достичь определенного успеха. В другом до порядка пока далеко.

Успехи в энергетике

Возглавив в 2019 году Махачкалу, Салман Дадаев начал приводить в порядок городскую энергосистему. Никаких экстраординарных действий предпринимать не пришлось — он просто вернул дискуссию с энергетиками в правовое поле, потребовав от всех исполнения своих законных обязанностей. В результате все население республики вспомнило, что ответственность за качество электроснабжения, согласно закону, несет являющаяся гарантирующим поставщиком электричества в Дагестане компания «Россети» и ее региональный филиал «Дагэнерго».

Вспомнили об этом, к примеру, региональные журналисты, в лице директора РИА «Дагестан» Магомеда Магомедова 23 декабря 2021 года озвучившие проблему энергокомплекса в ходе пресс-конференции Президента. Владимир Путин взял вопрос на контроль, что позволило сдвинуть ситуацию с места. Уже в январе текущего года стало известно, что на оборудование и объекты энергоснабжения в Дагестане в 2022-2023 годах направят 7,68 миллиарда рублей. Правительство страны уже выделило компании «Россети Северный Кавказ» 891 млн рублей на модернизацию сетевого комплекса Дагестана, а также покупку спецтехники для укомплектования оперативно-выездных бригад и персонала, выполняющих ремонт объектов электросетевого хозяйства.

Вспомнили о проблемах в энергетике и надзорные органы, начавшие реагировать на факты нарушения энергетиками требований закона. К примеру, 8 декабря 2021 года «Россети» экстренно заменили сгоревший за несколько дней до этого трансформатор, питавший несколько многоэтажек по улице Хушетской. Добиться такого результата удалось благодаря вмешательству мэрии Махачкалы, обратившейся по факту бездействия энергетиков в прокуратуру. До вмешательства надзорного ведомства, по словам местных жителей, энергетики требовали от них приобрести новый трансформатор за свой счет и оплатить его установку.

К решению проблемы администрация Махачкалы подключила и Федеральную антимонопольную службу РФ. В частности, по результатам рассмотрения жалобы столичной мэрии о незаконных отключениях электричества дагестанское УФАС установило, что ПАО «Россети Северный Кавказ» нарушило установленный законом порядок ограничения режима потребления электроэнергии. За незаконные отключения потребителей в мае 2022 года на энергетиков был наложен штраф в размере 8,7 млн рублей.

О требованиях закона в итоге видимо вспомнили и сами «Россети», 2 мая этого года не продлившие контракт с два года ранее возглавлявшим «Дагэнерго» Магомедом Абдурашидовым. Исполнение обязанностей руководителя компании временно возложено на ее главного инженера Магомеда Ханапиева, считающегося опытным специалистом, хорошо разбирающимся в проблемах отрасли. В совокупности такие подвижки должны были стать основой для позитивной оценки будущего электроэнергетики республики. Однако пока не все столь однозначно.

К сожалению, региональные органы власти пока не проявляли в этом вопросе должной принципиальности. К примеру, в ходе прошедшего 17 ноября в Москве под руководством Министра энергетики РФ Николая Шульгинова Всероссийского совещания «О ходе подготовки субъектов электроэнергетики и объектов ЖКХ к прохождению отопительного сезона 2021-2022 годов» глава республики Сергей Меликов озвучил в адрес «Россетей» слова благодарности.

Рассказывая около получаса о проблемах энергетики в Дагестане, Меликов в ходе того совещания не только поблагодарил «Россети», но и рассказал о том, что инициировал расследование в отношении дагестанских энергосбытовых компаний «Дагэнерджи» и «Электрон». Однако кроме самих «Россетей» претензий к этим компаниям никто не предъявлял. Наоборот, все клиенты хвалили их за качество и надежность энергоснабжения.

22 ноября исполнявший на тот момент обязанности вице-премьера Дагестана Манвел Мажонц по поручению Сергея Меликова вручил первому заместителю генерального директора ПАО «Россети» Андрею Майорову благодарность «за вклад в развитие энергетического комплекса региона», поблагодарив за подготовку к осенне-зимнему периоду. Население республики восприняло награды и слова благодарности в адрес «Россетей» от руководства республики как издевательство.

Еще днем 22 ноября Манвел Мажонц рассказывал об успехах энергетиков, а уже вечером того же дня в очередной раз оставшиеся без света жители нескольких переселенческих сел Новостроя провели стихийную акцию протеста на федеральной трассе. Из властей к ним никто не вышел, людей разогнали сотрудники полиции. Однако отреагировать на спровоцированный ими энергетический бунт властям все же пришлось. 14 декабря Мажонц сообщил об установке в Новострое нового трансформатора.

Где эффект домино?

Всякое действие обычно приводит к целой цепочке событий, которые развиваются по нарастающей. Это называется «эффект домино», который должен был случиться и в Дагестане, вслед за выправлением ситуации в энергетике приведя к нормализации в остальных отраслях. Но этого не случилось.

Разобрав в первой части текста как благодаря принципиальности мэрии Махачкалы ситуацию в энергетике удалось вывести в правовое поле, во второй части мы попытаемся понять почему никак не удается поставить на правовые рельсы не менее важную сферу строительства новых общеобразовательных и дошкольных учреждений, в которых Дагестан нуждается все более остро.

В 33 школах республики образовательный процесс все еще организован в три смены. Это около 7 тысяч учащихся, из них 4,4 тысячи обучаются в начальных классах. Ежегодный прирост обучающихся в дагестанских школах составляет около 20 тысяч учеников. Не лучше ситуация и с детсадами. По словам главы региона Сергея Меликова, ежегодный прирост нуждающихся в дошкольных учреждениях в Дагестане составляет более 10 тысяч детей. Тем временем, в очереди на зачисление в детские сады уже числится более 30 тысяч детей.

Понимая, что решить нарастающую как снежный ком проблему можно лишь действуя на опережение, возглавлявший ранее Дагестан Владимир Васильев обратился к руководству страны с просьбой оказать поддержку в ускоренном возведении большого числа школ и детсадов. Решением Владимира Путина исполнителем по строительству социально значимых объектов в рамках национального проекта «Демография» и федеральной программы РФ «Развитие образования» в 2019 году были определены военные строители.

Выступая 27 января 2021 года на совещании в Махачкале, заместитель федерального министра Тимур Иванов сообщил, что силами Военно-строительного комплекса в Дагестане возводятся 73 объекта социального назначения. По его словам, уже к 1 сентября 2021 года в Махачкале, Каспийске, Кизляре, Дербенте, Избербаше и Буйнакске, а также в 23 районах республики, военные строители должны были возвести 59 объектов. Из них – 13 школ на 6,8 тыс. учащихся, 46 дошкольных учреждений на 7,7 тыс. воспитанников, 35 из которых рассчитаны в том числе на малышей от полутора до трех лет.

К сожалению, качество строительства оказалось не на высоте. Поэтому в ноябре того же 2021 года главе Дагестана Сергею Меликову пришлось лично добиваться, чтобы администрация Дербента приняла на свой баланс новый детсад «Звёздочка». Дошкольное учреждение на 60 детей по нацпроекту «Демография» возвело ГВСУ №4. Администрация города требовала устранения подрядчиком выявленных недостатков, но после нажима главы региона доукомплектовала недостроенный детсад за свой счет.

Провалили работу военные строители и в селе Тагиркент Левашинского района, где бывший уже председатель Правительства Дагестана Абдулпатах Амирханов в апреле 2021 года лично посещал строительную площадку яслей-сада на 200 мест. Сдать в эксплуатацию новый детсад ГВСУ №4 тогда обещало ему к январю 2022 года. Однако спустя год, в апреле 2022 года, вновь требовать ускорения затянувшегося с 2019 года строительства пришлось уже лично Сергею Меликову, также побывавшему в Тагиркенте.

Возобновления начатого еще в декабре 2019 года строительства детского сада на 120 мест в селе Шамхал-Термен в апреле 2022 года пришлось добиваться от ГВСУ №4 и активистам ОНФ. Сдать объект обещали к ноябрю 2021 года, однако более полугода недостроенный объект простаивал. Проблемы у ГВСУ №4 и с двумя детсадами в Махачкале, которые также не были сданы в эксплуатацию в установленный срок из-за существенных недочетов.

С больной головы на здоровую?

В случае со строительством детских садов, картина пока складывается ровно такая же, которая десятилетиями наблюдалась и в сфере энергетики. Не желая портить отношения с влиятельными федеральными структурами, региональные власти предпочитают перекладывать ответственность на собственные муниципалитеты. Решать проблемы такого масштаба муниципалитеты объективно не во состоянии — у них нет таких средств и полномочий. В обоих случаях в результате страдает население, не получающее должные услуги.

И тут муниципалитеты рады бы вновь напомнить всем о букве закона, однако не могут этого сделать. Заказчиком строительства новых образовательных учреждений выступает Республика Дагестан в лице своего уполномоченного в этой сфере органа власти — Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ. Именно это ведомство непосредственно размещает заказы на строительство и проводит приемку проведенных работ, подписывая соответствующие акты даже в тех случаях, когда работы не до конца завершены или исполнены не качественно.

Приняв работы у подрядчика в лице ГВСУ №4, региональный Минстрой должен передавать готовые объекты муниципалитетам. И вот здесь начинаются проблемы, ведь приняв недостроенные детсады на свой баланс муниципалитеты одновременно берут на себя и всю ответственность за их состояние. Понятно, что принимать их в таком виде муниципалитеты не желают, но и добиваться от подрядчика доведения детсадов до кондиции они также не могут. Ведь Минстрой эти работы уже принял и даже требовать исправления недочетов по гарантии, мягко говоря, тоже не спешит.

- Военные строители взяли на себя обязательства в непростой период – в разгар пандемии, силами министерства строятся детские сады, ясли и школы для региона. Да, процесс затянулся, но на то были причины, мы их неоднократно обсуждали и достигли консолидации, - заявил Сергей Меликов на встрече с Тимуром Ивановым. Заявленная главой республики «консолидация» очевидно объясняет и нерешительную позицию Минстроя, однако муниципалитетам, а в их лице и непосредственно населению, от этого не легче.

И здесь бы всем вновь вспомнить о букве закона, который обязывает подрядчика сдавать объекты в установленные сроки, исправляя своими силами все выявленные недочеты. Однако, вместо этого, республиканское руководство и в этой сфере старается сохранить хорошие отношения с влиятельным федеральным ведомством. Остается лишь вновь напомнить, что законность всегда приводит к порядку, а пренебрежение ею — к хаосу и разрухе, преодолеть которые в прежнем формате «консолидации» не удастся.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру