Что увидел вице-премьер правительства РФ Александр Новак в Дагестане?

Что увидел вице-премьер правительства РФ Александр Новак в Дагестане?
Фото пресс-службы главы РД

Когда в Дагестан приезжает высокий гость, его принимают по стандартному протоколу. Тут и хлеб-соль, и танцы ансамбля «Лезгинка» в аэропорту, и изуродованная реставрацией к «2000-летию» крепость Нарын-Кала. Что на этот раз показали заместителю Председателя Правительства России, курирующему Северный Кавказ экс-министру энергетики России Александру Новаку?

Экскурсия для него началась с аэропорта Махачкалы, где разрабатывается проект второго этапа реконструкции за счёт 10 миллиардов рублей из федерального бюджета в рамках комплексной программы модернизации транспортной инфраструктуры РФ до 2024 года. Работы предстоят грандиозные, аэропорт сможет принимать все типы воздушных судов без ограничений. Однако, не совсем понятна тут роль республиканских властей, которые показывают гостям принадлежащий частным лицам аэропорт, в программе развития которого роль самой республики минимальна. Все достижения аэропорта – это заслуги сенатора Сулеймана Керимова, выступившего сразу и в роли непосредственного инвестора на начальном этапе, и в качестве локомотива, сумевшего завести под проект расширения аэропорта реальные средства из федерального бюджета. И начат этот проект был далеко не вчера.

Второй объект, увиденный Новаком, располагается в Каспийске, на так называемой территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), где за 5 лет из 23 проектов сумели запустить всего лишь один. Куратору по Кавказу показали площадку строящегося завода строительных материалов, инвестором в который было названо ООО «КапиталИнвестПром». Однако, этот проект, как говорится, с «двойным дном». Завод на этом же самом месте начали строить еще 10 лет назад. Правда, тогда этот инвестпроект назывался «Создание индустриально-строительного комплекса “Каспийск”». Под его строительство еще тогда была разработана проектно-сметная документация, возведен каркас производственного здания.

Однако «Россельхозбанк», который кредитовал реализацию этого проекта, был вынужден требовать в суде погашения ссуды и процентов по ней. Общая сумма долга предыдущих инвесторов перед банком превысила тогда 5 миллиардов рублей. Все, что сумел вернуть себе банк, предположительно и был каркас недостроенного здания завода, который позднее был выставлен одураченными финансистами на торги.

Подробности этой финансовой схемы мы постараемся уточнить и раскрыть в отдельном материале. Пока же ситуация выглядит таким образом, словно ранее обанкроченный проект сегодня реанимировала новая команда, в которой состоят люди, как минимум знакомые с теми, кто обанкротил первый проект. Стоимость такой «реанимации» пока оценивается в сумму свыше 1,7 млрд. рублей, которые также предположительно будут получены в кредит и, возможно, даже под гарантии республики.

Непонятно, в чем тут достижения и роль республиканских властей, демонстрировавших проект Новаку? В том, что в ходе затянувшегося на целое десятилетия строительства данного завода уже пострадал государственный «Россельхозбанк»?

Третья площадка – крупнейший в Дагестане санаторно-курортный объект - санаторий «Каспий», когда-то бывший профсоюзной здравницей, а сегодня принадлежащий частным лицам. Цены на отдых в санатории, где одновременно могут проживать до 1 000 отдыхающих, сравнимы с прейскурантами отелей Сочи. В 2019 году, до начала эпидемии коронавируса, стоимость путевки на отдых в признанные во всем мире отели Турции, включая перелеты, была ниже стоимости пребывания в санатории «Каспий» в двух шагах от Махачкалы.

В планах хозяев этого частного санатория построить 6 новых корпусов на 1500 номеров, и получить льготный кредит в рамках федерального проекта «Развитие туристской инфраструктуры». Все участие региональных чиновников в развитии данного проекта предположительно сведется к одобрению бумаг, необходимых для получения федеральной поддержки.

Ещё одно частное предприятие, куда предсказуемо привезли Александра Новака, – ООО «Дербентская винодельческая компания», которая выращивает виноград на площади более 1000 га, выпускает множество сортов вин, и является объектом притяжения для туристов. В текущем году организация, получив субсидию на возмещение части затрат на мелиорацию и капельное орошение, расширяет площади под виноградники. И здесь мы должны признать, что развитие данного предприятия стало следствием целого комплекса мер и даже законодательных инициатив, запущенных в республике в 2019 году.

Отдельно нужно отметить, что Александру Новаку не показали новые объекты солнечной энергетики, строящиеся в республике с расчетом на федеральные субсидии, не рассказали о том, какие в Дагестане перебои с электричеством допускает «гарантирующий» поставщик – ОАО «Россети», не доложили о громких уголовных делах, заведенных против руководства организаций, попытавшихся организовать стабильное электроснабжение – ООО «ДагЭнерЖи» и ООО «Электрон».

Куратору Северного Кавказа также забыли посетовать о вечных проблемах коллектора с очистными сооружениями и утилизации твердых бытовых отходов. Зато вице-премьеру Правительства России показали «прорывные» проекты, в том числе недавно реанимированный «Лазурный берег», на реализацию которого потребуются как минимум два годовых бюджета Республики Дагестан и появление которого окончательно добьет дышащие на ладан коммуникации дагестанской столицы. Студенты московской Высшей школы экономики, не имевшие до сегодняшнего дня представления о Дагестане, предложили и какие-то свои прожекты развития республики.

В чем был смысл этой поездки? Что ожидал увидеть в республике сам Александр Новак? Работу дагестанских предпринимателей или деятельность руководства республики по их поддержке? Реальные дела или десятилетиями кочующие из отчета в отчет «проекты»?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру