Проблемы транспорта в Махачкале латынью не исправишь

Проблемы транспорта в Махачкале латынью не исправишь
Коллаж: "МК в Дагестане"

Тема повышения стоимости проезда в маршрутном транспорте Махачкалы в минувшем году наделала много шума. Звучали различные обвинения, люди выходили на протестные акции и писали обращения во всевозможные инстанции. Но мало кто понимал тогда реальное положение дел. Ведь в эпоху тотального обеления бизнеса дешевых товаров и услуг не бывает. По мере усиления налогового бремени все коммерсанты вынуждены поднимать цены, чтобы не уйти в убытки, а порой и просто сохраниться на рынке. Поэтому и повышение стоимости проезда в Махачкале до 23 рублей также может оказаться не последним. Работать в убыток не будет никто.

Виктор Кабанов

К сожалению, подлинного понимания ситуации, складывающихся тенденций и возможных последствий нет не только у простых горожан, но даже и у чиновников. Несмотря на жесткое требование Владимира Васильева о необходимости вывода всех коммерсантов из тени, уплачивать налоги в полном объеме упорно не желает даже махачкалинское муниципальное унитарное предприятие «Горавтотранс». Однако столичная администрация, которая и является учредителем этого предприятия, исправлять ситуацию не спешит, хотя именно «Горавтотранс» является ориентиром для всех остальных предприятий — перевозчиков в Махачкале.

Даже спустя два года после прихода Владимира Васильева к власти и скоро уже года руководства Салмана Дадаева в Махачкале, ситуация в отрасли практически не меняется. Даже получив ощутимую финансовую поддержку в виде повышения тарифа на проезд, владельцы городских маршруток не спешат платить налоги. Обо всем этом на днях подробно говорили на закрытом совещании в администрации Махачкалы при участии самого Дадаева, его подчиненных, представителей ФНС, МВД и прокуратуры, а также руководителей транспортных предприятий города. Диалог (запись которого есть в редакции) вышел неоднозначным, а главным раздражителем вновь выступила санкт-петербургская транспортная компания «Третий парк» в лице исполнительного директора ее дагестанского филиала Вадима Полозова, вступившего с градоначальником принципиальную полемику. Мы решили процитировать самые интересные фрагменты этой дискуссии.

«Проблема неоплаченных налогов поднимается давно. Мы здесь два года и все два года слышим об этой проблеме. Со своей стороны мы делали все, чтобы исправно уплачивать налоги. В 2018 году мне попалось письмо министра внутренних дел республики Абдурашида Магомедова, который в нем доложил главе республики о том, что налоговые поступления в консолидированный бюджет республики от предприятий, осуществляющих деятельность по пассажирским перевозкам в Махачкале, вместо задекларированных на тот год чуть более 19 млн должны были составлять 656 млн рублей.

После этого все и началось. От каждого предприятия стали требовать налоги и официального трудоустройства водителей. Большинство предприятий начало двигаться в этом направлении, но только не «Горавтотранс». В частности, прокуратура официально признала, что в «Горавтотрансе» трудоустроено всего 60 человек при наличии 233 маршрутных карт, причем даже эти водители оформлены лишь на 0,25 ставки. Вызывает интерес то, что при этом никаких нарушений трудового законодательства надзорным ведомством не выявлено. Ситуация в других предприятиям зачастую лишь немногим лучше. И мне их в чем-то жаль. Жаль потому что за ними не стоит мощная организация, как у меня в Петербурге, которая может платить налоги за свой филиал в Махачкале, ничего не получая от города взамен. 

Да, мои коллеги сделали определенные шаги. С того момента, когда начали об этом говорить, уровень трудоустройства у них повысился. Пускай незначительно, но повысился. Они увеличили количество официально трудоустроенных водителей, и увеличили налогооблагаемую базу. Мы все искренне верили, что те налоги, которые уплачивали наши предприятия, пойдут на помощь малоимущим, многодетным семьям. Для этого и есть мэрия города. И вдруг мы узнаем, что в городе есть предприятие, которому позволено не платить налоги и делать это совершенно безнаказанно. Нас проверяют, а это предприятие нет. И называется оно — муниципальное унитарное предприятие «Горавтотранс», на 100 процентов учрежденное мэрией города.

Это предприятие не имеет ни собственной технической базы, ни принадлежащих на праве собственности транспортных средств. Только за последние полтора года (2018-2019 годы) этим предприятием недоплачены более 15 млн только налогов, начисляемых на зарплату работников. Эти данные тоже официально подтверждены протоколом заседания налоговой инспекции по Ленинскому району Махачкалы, когда проводилась работа по легализации налоговой базы.  

Происходило это в июле, однако с того времени я почему-то не слышал, чтобы что-то сдвинулось с места. В связи с этим, Салман Кадиявович, извините, вынужден к вам обратиться, — это ваше предприятие. Я очень не хотел выносить этот сор из избы. В марте я обращался к вашему заместителю и к вам лично в связи с этой ситуацией. Было еще одно совещание с заместителем. Мы все (перевозчики) просили донести эту позицию до мэра и нам обещали. Но все молчат. В итоге ситуация выходит наружу. Не потому, что мы плохие, Салман Кадиявович, — ваши подчиненные довели до такой ситуации.

Скажу о себе, — я создал в Дагестане предприятие, при наличии 50 машин в котором трудоустроил более 130 человек с зарплатой в 1 МРОТ. Да, может это не так много, как того бы хотелось. Ниже среднего. Я сделал все, что смог. Даже в таких условиях мой минус составил 2 млн рублей, которые наша компания в Петербурге покрывает за счет своих средств, в ущерб себе отработав в Дагестане. Мы привезли новые машины, приняли на работу людей, начали работать. Это предприятие оказалось ненужным городу. Я не получил никакой помощи от мэрии и не увидел даже желания вести диалог. Почему? Потому что есть приоритетное предприятие МУП «Горавтотранс». 

Коэффициент трудоустройства в этом МУП практически самый низкий даже среди всех коммерческих предприятий — перевозчиков. Их коэффициент среднесписочной численности водителей на одну транспортную карту составляет 0,08. Получается, что на 233 маршрутные карты всего 70 человек, трудоустроенных по ставке 0,25. Такое себе никто больше позволить не может. И после этого мы предъявляем претензии к коллегам, у которых коэффициент трудоустройства в 2, а то и в 3 раза выше, чем у этого МУП. Фактически являющегося для нас образцом, ведь мы равняемся на МУП «Горавтранс», которое до сих пор сидит на упрощенной системе налогообложения. И об этом тоже говорили уже, но они продолжают оставаться на «упрощенке». 

Салман Кадиявович, это и есть те деньги, которые должны пойти на детские площадки и помощь малоимущим семьям. Мы из-за этого откладываем внедрение передовых технологий, которые применяются уже во всем мире. Я говорю про систему бесконтактной оплаты. Без нее мы, к примеру, не можем внедрить систему адресной помощи многодетным семьям и нуждающимся. Потому, что не удается отследить каждый билет, купленный человеком из этой категории граждан. А ведь после внедрения такой системы мэрия могла бы за счет получаемых с нас налогов оформить субсидии этим категориям граждан и очень красиво прорекламировать саму себя. И потом отслеживать онлайн, что по льготным картам ездят именно нуждающиеся граждане. В свою очередь, мы получали бы за них субсидию из бюджета.

Согласитесь, что процентов 70 населения вполне может платить за проезд. Но для малоимущих он должен стать существенно дешевле. И образец внедрения такой системы в республике есть — это троллейбусное управление, где стоимость проезда 13 рублей. Однако все мы знаем, что реальная стоимость проезда в троллейбусе составляет 21 рубль 70 копеек, остальную часть из которых субсидирует республика. Троллейбусам доплачивают из бюджета за каждый билет почти 9 рублей, то есть треть его реальной стоимости. И это при том, что управление не покупает троллейбусы, да и сами троллейбусы дешевле в эксплуатации, чем автобусы — в них нет двигателя внутреннего сгорания.

Получается, что даже в благоприятных условиях троллейбусам из бюджета доплачивают, а нам говорят — почему вы не хотите работать по 17 рублей? Да мы даже при проезде по 23 рубля не можем трудоустроить людей на полную ставку. Нереально это. Мне стыдно, когда я бываю вынужден выслушивать претензии от руководителя ГИБДД. Я не знал куда глаза спрятать, когда он меня стыдил за моих водителей. Мне и в правду стыдно. Но я не могу набрать других. Не идут ко мне люди — они бегут в «Горавтотранс». Где путевка стоит копейки и водитель работает на свой карман. Они бегут в «Автоград», где схожие условия. Но пока такие предприятия работают — порядка в городе не будет.

Объясню почему. Есть у нас в республике такой «великолепный» пример реализации низкого тарифа, как предприятие ПАТП-2. Четыре года назад республика заплатила из своего бюджета почти 800 млн рублей для того, чтобы купить автобусы НефАЗ (Метан). С тех пор они ездят по 15 рублей. Однако сегодня осталось на ходу лишь порядка 30 этих автобусов. Остальные вообще не подлежат восстановлению. Наверное, это вопрос к прокуратуре и они уже, возможно, им занимаются. Но предприятие это не спасет — оно уже банкрот. Помимо автобусов там потеряна транспортная площадка, которая пущена с молотка и продана. Я бы с радостью взял эту площадку в аренду для своего транспорта, если бы мне ее город предложил. Но этой площадки больше нет, там будут строиться очередные высотки. А значит минус еще одна транспортная площадка в городе.

Вот такие результаты политики экономии и низких тарифов. Отвечая вновь на претензии в мой адрес за инициирование повышения стоимости проезда, в очередной раз хочу сказать: мы спасали отрасль. Мы просто ее тогда спасали. Однако сегодня у меня остается только один вопрос, Салман Кадиявович: что нам делать? Работать как «Горавтотранс»? Я согласен. Буду работать как вы скажете. Скажете работать по их примеру и я буду так делать. Но мы уничтожим всю новую технику, если мы будем работать так, как ПАТП-2. Через год не будет вообще ни одного нового автобуса, а те что сегодня есть, сломаются. Если не ошибаюсь, предприятие «Пилот» потеряло 10 автобусов из-за такой политики. Люди привезли новые машины, но их фактически обокрали. Потому, что невозможно честно зарабатывать, когда другие не платят налоги. Либо давайте говорить о субсидировании каких-то тарифов, когда будет установлена объективная стоимость проезда, а малоимущим ее будем частично компенсировать. В таком случае все будут рукоплескать вам, и мы в первую очередь. Пожалуйста, скажите, что нам делать», - обратился к главе Махачкалы Вадим Полозов.

«Вы так успешно смешали все в один винегрет, что мне придется сейчас это все разгребать. В том числе, ПАТП-2, которое является республиканским и к городу не имеет никакого отношения. Это всё вы знаете, но видимо пытаетесь жонглировать. «Горавтотранс», если вы знаете законодательство о муниципальных учреждениях, является, в принципе, таким же коммерческим учреждением как и вы, кроме того, что часть прибыли в конце года оно должно отчислять городу. В остальных отношениях, оно такое же, как и вы.

Вы говорите, что все ваши сотрудники сидят на МРОТе, хотя получают больше зарплату. Но это не повод для уныния. Это очень хорошо, что вы сейчас эту информацию довели и, соответственно, вместе с вами, вместе с остальными организациями, этот самый «Горавтотранс» будем подтягивать. Вытягивать на тот уровень, который необходим для того, чтобы в последующем у бюджета города была возможность оплачивать субсидии малоимущим гражданам. Для этого я сегодня вас здесь и собрал.

Ex nihilo nihil fit (Примечание редакции — в переводе с латыни это выражение означает «из ничего ничто не происходит») — субсидии невозможно выплатить, если не будет полноты бюджета. И по «Третьему парку» есть куда расти. Вы сегодня образец, скажем так, но тем не менее. И к вашим водителям тоже у нас есть незначительные замечания, но я их сегодня даже озвучивать не буду, потому что есть куча других замечаний. Если к «Горавтотрансу» замечания, значит он будет их исправлять, как и все остальные. Иначе все проверяющие организации подойдут и к ним. Потому, что МУП — это не МБУ, это не бюджетное предприятие. Тем более, что со следующего года оно подлежит акционированию и будет работать абсолютно на равных основаниях с вами. Они и сейчас работают с вами на равных основаниях с точки зрения федерального закона ФЗ-220.

Здесь есть руководитель «Горавтотранса»? Вы слышали, что сказал я, что сказали мои коллеги, и то, что сказали ваши коллеги. Вы приведите в порядок все у вас там. Да, у вас есть там динамика роста — 32 процента относительно предыдущего квартала. Но несмотря на то, что у ваших коллег прирост всего 2-3 процента, в абсолютных цифрах у них он выше. Я понимаю, что вы только недавно назначены и приступили к этой работе. И поэтому у вас большие показатели в процентах. Но в абсолютных цифрах вам далеко до средних показателей коллег. И то, что вы относительно небольшая организация — это еще не дает вам повода надеяться, что вы не попадете в поле зрения. Уже попали.

В остальных вопросах, коллеги, — все, что сказал выше — это для вас настоятельная рекомендация. Мы с вами соберемся уже в следующем году, ближе к концу 1 квартала, и будем подводить итоги. Но с нами уже не будет тех, с кем мы к тому времени уже расстанемся по результатам. Здесь мой ответственный заместитель — месяц закончился, значит принимаем решение — кто последний снизу идет на выход. Кто бы это ни был», - подытожил результаты обсуждения Салман Дадаев, по сути, пригрозив зачисткой рынка перевозчиков.

Каковыми на самом деле окажутся результаты этого совещания пока неизвестно. Равно как неясна и позиция мэра Махачкалы, который весьма уклончиво ответил на заданный ему вопрос. Проблемы у городского транспорта в Махачкале, будь то частного или республиканского, одинаковые. При сохранении столь же слабой финансовой дисциплины и низких тарифов на проезд, отраслевые предприятия никогда не смогут выплачивать налоги и откладывать средства на амортизацию своего транспорта. Но, обращаясь, как и сам Салман Дадаев, к латыни, хочется напомнить еще одно крылатое выражение: Quod licet Jovi, non licet bovi (что позволено Юпитеру, то не позволено быку). Именно такую картину сегодня видят в городе перевозчики, сигнализирующие о том, что хоть и не бюджетное, но муниципальное предприятие «Горавтотранс» сегодня находится на привилегированном положении. Правда, знание латыни в данном случае им вряд ли чем-то поможет.