Трагедия в Кизляре

Трагедия в Кизляре

Мы выступаем по телевидению, развешиваем плакаты, пишем доклады, готовим презентации, встречаемся со студентами и школьниками. Мы ведем информационную борьбу с идеологией религиозного экстремизма и терроризма.

А они выходят на улицу и стреляют. Они убивают наших матерей, сестер, братьев. Убивают с криками «Аллаху акбар!». И погибают следом сами. Во имя чего?

 

                                   «Кизлярский стрелок»

 

Могла ли подумать Вера Гавриловна Моргунова, вытаскивавшая из-под огня раненых боевиками банды Салмана Радуева кизлярцев в далеком 1996 году о том, что произойдет  через 22 года? Могла ли она предугадать, что в день Прощеного воскресенья, последний день масленицы, она погибнет от руки выродка, прикрывающегося ваххабитской идеологией? Могли ли мы, дагестанцы, забывшие о террористических актах, предполагать, что в мирном и добром городе Кизляр произойдет убийство мирных жителей?

Где на самом деле проживал «кизлярский стрелок» Халил Халилов, не совсем понятно. По официальной информации он жил в селе Рассвет Тарумовского района. В свидетельстве о рождении указано селение Кидеро Кизлярского района. По данным директора  сельской школы, он не усился в Кидеро, а жил вместе с семьей в селе Рассвет. В администрации селения Рассвет говорят, что он только появлялся тут периодически - навещал родителей.

Где и как Халил Халилов попал под влияние идеологии экстремистов, неизвестно. И неизвестно, почему наши правоохранители не увидели в социальной сети ролика, где он дает присягу ИГИЛ, запрещенной на территории России террористической организации. Он отпустил породу, подстриг усы и тихо до поры-времени молился своему богу.

18 февраля, в половине пятого вечера Халил вместе с женой, вышли из машины в 30 метрах от Храма Святого Георгия Победоносца. В руке у него было ружье. Жена, не пройдя с ним и пары шагов, развернулась и убежала. Он подошел к храму, откуда выходили люди после праздничного богослужения, и открыл огонь.

Ирина Сосиковна Мелькомова, бедная женщина, которая жила на милостыню, отвлекла на себя внимание убийцы и спасла этим многих людей. Она закричала и начала лупить террориста сумкой, которая была у нее в руках. Он дважды выстрелил и убил ее. В это время настоятель Свято-Георгиевского храма Отец Павел запер засов дверей храма, где находились около 50 прихожан.

Казак Сергей Пресняков с женой и матерью незадолго до начала трагических событий вышел из храма. Когда он подошел к машине, раздались хлопки, будто взрывались петарды. Сергей посадил в машину женщин, отогнал ее за холмик и побежал обратно. У храма лежали раненые и убитые. Сергей увидел бородатого паренька с двустволкой, шедшего к храму, целясь в женщин. Казак закричал: «Стреляй в меня, трус!». Халил дважды выстрелил, но не попал в Сергея. Сергей  не оставался на месте, чтобы избежать пули. Один из молодых прихожан попытался сбить боевика с ног. Но Халил оттолкнул его от себя и попытался выстрелить в него. Сергей снова его окликнул: «Ты испугался, что ли? Только со стариками и женщинами можешь воевать?». Халилов опять начал стрелять в Сергея.  

Следом подъехал полицейский «УАЗик», и боевик начал стрелять по машине, ранив двоих сотрудников. Водитель выскочил и побежал за ним. Убийца  дважды  выстрелил в него. Полицейский упал. Подъехали ОМОНовцы. Одни сотрудники начали кричали преступнику, отвлекая внимание, другие зашли сзади и открыли огонь на поражение. Халил Халилов был убит.

Кизлярский стрелок всего убил пять женщин, в том числе Надежду Сергеевну Терлиян, пенсионерку, проработавшую 40 лет учителем в школе и преподавателем в филиале Дагестанского технического университета. Жертвой террориста стала заслуженный врач Республики Дагестан, известный в городе врач-кардиолог с 40-летним стажем, 70-летняя Людмила Георгиевна Щербакова. 59-летняя Вера Сергеевна Блинникова, пенсионерка, половину своей жизни проработала на Кизлярском электромеханическом заводе.

Ранены прихожанки храма Надежда Николаевна Кушнарева и Наталья Александровна Плетухина, а также сотрудники спецслужб Султансаил Эльбрусович Хизриев и Магомед Абакарович Рамазанов.

                        Запланированный теракт или вылазка одиночки?

В следственном комитете сообщили о возбуждении уголовного дела в связи массовым убийством в Кизляре по части ч.2 ст. 105, ч.3 ст.30, ч. 2 ст.105, ст.317 УК РФ (убийство и покушение на убийство двух и более лиц, посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов). Запрещенная в России террористическая группировка «Исламское государство» взяла на себя ответственность за это убийство, не предоставив доказательств причастности к преступлению.

По словам знакомых «кизлярского стрелка», он был обычным молодым человеком. Однако в выставленном в социальных сетях видеообращении он зачитывает текст присяги лидеру ИГ Абу Бакру Аль-Багдади, причем на стене висит черный флаг террористической организации, а у стены находятся ружье и нож.

Халил Халидов не посещал центральную мечеть поселка. Возможно, он бывал в мечетях сторонников радикального течения. Тем не менее, он не состоял на учете в правоохранительных органах как сторонник религиозного экстремизма.

Прозвучало несколько версий. По одной из них, самой фантастической, это попытка кланов, ранее управлявших республикой и чувствовавших себя в ней хозяевами, дестабилизировать Дагестан во время начала активной борьбы с коррупцией, расшатать позиции врио главы республики Владимира Васильева.

По другой версии, Халил Халилов – религиозный фанатик, террорист-одиночка, наслушавшийся проповедей ваххабитов в интернете и вышедший в состоянии психоза на свой собственный джихад с целью сразу попасть в рай, уйти на тот свет, так сказать, «шахидом». Такие одиночки, возможно, ни с кем не связаны, их настоящие мотивы так и остаются никому неизвестными.

И третья, может быть, сама верная версия: затихшая в последние годы активность террористов обманчива. Регион наводнен «спящими» ячейками, членов которых «будят» при необходимости – напомнить о себе, совершить провокацию, рассорить народы или представителей разных конфессий. Именно представители спящей ячейки убили в июле 2016 года братьев Нурбагандовых.

Задержана жена Халила Халилова, произведены обыски в доме его родителей. Может быть, что-то удастся прояснить. Хотя это не вернет к жизни ни в чем не повинных мирных женщин, пришедших в этот злополучный день в храм на свой праздник.     

                        Остаются вопросы

                Многие государственные деятели выступили с осуждением произошедшего. Глава Федерального агентства по делам национальностей России Игорь Баринов призвал не поддаваться деструктивным настроениям: «Это делается именно с тем расчетом, чтобы расшатать стабильность в многонациональной республике, потому что межнациональные и межрелигиозные отношения — самая тонкая и чувствительная сфера», — сказал он.

Председатель правительства Дагестана Артем Здунов в аккаунте в Instagram отметил: «Это преступление, совершенное в Прощёное воскресенье у православных христиан, направлено на дестабилизацию обстановки в многонациональной и многоконфессиональной республике, где веками бок о бок в дружбе и согласии живут представители разных национальностей и вероисповеданий. Никому не удастся посеять вражду и ненависть между народами Дагестана, нарушить мирную жизнь в республике, свернуть с пути созидания и развития».

Было объявлено об усилении мер безопасности в дни праздников и общественных мероприятий. Но, к сожалению, это было сделано слишком поздно, после случившегося…

В связи с произошедшей в Кизляре возникает немало вопросов. Почему не были приняты обычные в дни праздников  меры безопасности? Где были силовики, когда молодой человек, не имеющий боевого опыта и подготовки, вооруженный гладкоствольным ружьем, убивал одну за другой прихожанок у храма? Почему убийца имел возможность хладнокровно сделать больше десятка выстрелов, убив пятерых и ранив четырех человек, в том числе сотрудника Росгвардии и полицейского?

Халил Халилов рос не в безвоздушном пространстве. Он, наверное, учился в какой-то школе, планировал где-то учиться дальше или работать. У него есть родители, близкие, друзья, сельчане. Неужели никто не видел, что с ним что-то происходит? Или все одобряли его движение в сторону так называемого «чистого» ислама?

Почему правоохранители, национальный антитеррористический комитет, другие структуры, которые обязаны заниматься профилактикой экстремизма и терроризма, не увидели неправильной активности молодого человека в социальных сетях? Почему его вовремя не взяли на заметку? Не начали с ним работать? Выводить из этой античеловеческой идеологии?

Есть прекрасный пример борьбы с террористами, которую неустанно ведут в Израиле. Там неправильный акцент в социальных сетях вызывает полномасштабную проверку. Там были случаи, когда боевиков с ножами, выходивших на такой же, как в случае с Халилом Халиловым «джихад», успевали нейтрализовать благодаря тому, что перед выходом они громогласно объявляли об этом в интернете.

 

Огромное количество людей в Дагестане заняты борьбой с идеологией религиозного экстремизма и терроризма. Но вся эта борьба перечеркивается одним таким терактом. Это означает, что террористы, работая адресно, продуманно, целеустремленно, находят способы увлечь молодых неокрепших разумом людей своей идеологией. А у нас нет желания или возможности вовремя перехватить инициативу, остановить молодого человека, вернуть его к миру и согласию…

 

 

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру