Будущее России: федерация, регионы, города

Будущее России: федерация, регионы, города

Под таким девизом 25 ноября в Москве прошел пятый Общероссийский гражданский форум (ОГФ), эксперты которого спорили о перспективах развития России до и после2024 года. На форуме, кроме больших пленарных сессий, прошли десятки дискуссий, обсуждений, круглых столов по важным для будущего страны темам. По каким-то вопросам удалось прийти к единому знаменателю, по другим были только обозначены проблемы, но даже том, что эти вопросы поставлены, есть немалая польза для государства и общества.

Алексей Кудрин о вызовах будущего

            Руководитель Комитета гражданских инициатив (КГИ) Алексей Кудрин, возглавляющий в то же время совет Центра стратегических разработок, и являющийся заместителем председателя Экономического совета при Президенте России, в последние годы занимается разработкой стратегии развития страны. Открывая форум, он отметил, что население России, в отличие от экспертов, не проявляет интереса к подготовке программы и стратегии. В этом виноваты малоизвестные или нереализованные программы правительства, на которые нет никакой надежды.

            Алексей Кудрин обозначил несколько главных вызовов будущего. Это, в-первых, падение уровня жизни: «Можно говорить о чём угодно, но конечной целью стратегий развития является благосостояние населения. Сегодняшний уровень бедности населения, если учесть уровень ВВП и доходы государства, - это позор для страны. Поэтому я хотел бы на первое место поставить повышение уровня жизни и борьбу с бедностью». Технологическое отставание России – второй вызов.  «Через 10—15 лет по улицам будут ездить беспилотные автомобили, появятся практически бессмертные люди в силу развития медицинских технологий, 13% профессий отомрет, но Россия к этому не готова, — отметил экс-министр финансов. — Существующая модель экономики страны и система образования за этими изменениями не успевают».

Следующим вызовом Алексей Кудрин назвал риски международной изоляции: «Зачастую мы их сами создаем. Мы слишком провоцируемся на какие-то негативные международные события и себя загоняем в такое состояние, когда считаем, что нужно отгородиться, создать свои автономные системы. А современные программы торговли, бизнес-платформы наоборот преодолевают эти барьеры с ещё большей скоростью, мы все покупаем и обмениваемся информацией в мировом масштабе».

Наше государство боится перемен, и любые изменения пытается ставить под контроль, зарегулировать их еще до того, как они успеют развиться.

            Опрос Левада-центра

Левада-центр в октябре 2017 года опросил около 1900 участников форумов ОГФ с вопросами об их представлениях об образе будущего страны. Всего 11% участников опроса считают, что у правительства есть программа развития и модернизации страны. 36% говорят про общее представление Белого дома о такой программе, и 53% респондентов уверены в отсутствии у правительства такой программы.

Чуть меньше половины участников опроса живёт в Москве (31%), Петербурге (8%) и Подмосковье (8%). Своей сферой занятости они называли науку и образование (21%), бизнес и предпринимательство (17%), общественные организации и ассоциации (15%), благотворительность и СМИ (по 7%). С 17 по 39 лет — 39% респондентов, 40–59 лет — 43%, и более 60 лет — 18%. Получают информацию они в первую очередь из интернета (71%), собственных впечатлений (60%), социальных сетей (58%), деловых изданий (45%) и материалов исследований (44%).

Среди факторов, сдерживающих развитие России, респонденты в первую очередь назвали коррупцию и действия влиятельных групп. Второй ответ - отсутствие четкой программы развития страны. Третий по популярности фактор — отсутствие гарантий независимой судебной защиты. Другие факторы - слабость гражданского общества и избыточную роль бюрократии.

На вопрос о ключевых характеристиках высокоразвитых и передовых стран, респонденты назвали высокий уровень благосостояния граждан (43%), высокое качество государственного управления (42%), сильное гражданское общество и верховенство права (по 41%). Высокий уровень развития экономики, науки и техники, регулярная ротация власти также оказались важны (37–39%). Ни одной из этих черт, по мнению подавляющего числа опрошенных, Россия сегодня не обладает.

Респонденты назвали четыре основные группы, могущие стать движущей силой развития страны: малый и средний бизнес (52%), средний класс крупных городов (42%), некоммерческий сектор (41%), академическое и экспертное сообщество (40%). На последних местах оказались силовики и церковь (по 4%) и госслужащие (3%), низкие оценки также получили «технократы во власти» (12%).

Опрошенные давали прогнозы по положению дел в стране в через 15–20 лет. Чаще говорилось про улучшение отношений с внешним миром, некоторое технологическое развитие и умеренную поддержку власти. В будущем перед Россией будут стоять те же вызовы: резкое имущественное расслоение (36%), технологическое отставание (32%) и снижение качества человеческого капитала (30%).

 

            Будущее экономики страны: роль агломераций.

 

В рамках Форума состоялся разговор между Алексеем Кудриным и мэром Москвы. Москва является лидером среди российских регионов по уровню инвестиций в качество городской среды. Экс-министр финансов отметил, что  «Москва  реально самый мощный конкурент, и не воспринимает другие крупные города конкурентами в силу достигнутой массы и инерции развития, раскрутки. Концентрация всех ресурсов такова, что это генерирует рост, новые социальные возможности, качество жизни. Москва разогналась настолько, что она не смотрит на регионы, она смотрит на Париж, Берлин, ориентируется на лучшие образцы мира. Для Казани, Екатеринбурга Москва конкурент в людских ресурсах, потому что она их оттягивает из регионов. Москва останется единственной агломерацией такого рода на ближайшие 40 лет».

По информации мэра Москвы, ежегодно за границу уезжает  200 тысяч человек, а в Москву приезжает в последнее время по десяти тысяч. «Москва является, по сути дела, форпостом, который пытается хотя бы часть этого потока остановить. Мы являемся защитниками России в этом отношении, чтобы люди оставались в России, в Москве. Мы не боремся с Казанью, мы боремся как раз с Нью-Йорком, Парижем. У нас нет границ, мир стал открытыми, поэтому мы должны конкурировать. Москва не является перевалочным пунктом, мы все, что можно, абсорбируем, оставляем здесь. Это естественные тренды — все города мира борются за людей, борются за человеческий капитал. Обвинять Москву в том, что она старается создать максимум условий, чтобы люди остались здесь, это бессмыслица какая-то».

Кудрин заметил, что рост бедности порождает рост неравенства, когда не все могут улучшать своё положение. В ответ Сергей Собянкин сказал, что производительность труда в Москве в 2,5 раза выше, чем в среднем по России, и в 5-7 раз выше, чем в селах. «В сельской местности проживает условно лишних 15 млн человек, которые для производства сельскохозяйственной продукции с учетом новых технологий производительности на селе, по большому счету, не нужны. Это либо чиновники, либо социальные работники, либо еще кто-то. Но все меньше и меньше людей, которые могут себе найти высокопроизводительный качественный труд. Но каждый десятый пенсионер в стране получает деньги от москвичей, каждый десятый пациент — тоже. Москва — это локомотив России во многих направлениях», — отметил градоначальник. Но решения вопроса он не предложил – что делать этим «лишним» людям? Видимо, надо уничтожать глубинку страны, и строить новые города?

 

                        Неравенство как ресурс развития регионов.

 

На этой площадке эксперты обсуждали судьбу федерализма в России. Политолог Марк Урнов, открывая дискуссию, заявил, что несмотря на декларируемый федерализм, Россия является унитарным государством с «чудовищным неравенством между регионами», именно оно и мешает эффективному федерализму. Доктор наук Наталья Зубаревич заявила о том, что неравенство регионов зачастую переоценивается. Реальная проблема заключается в том, что 60% российских регионов не имеют четких конкурентных преимуществ. Помочь им можно, только улучшив институты, для того чтобы такие регионы сами могли развиваться – собственными силами. «Не стоит надеяться решить вопрос неравенства посредством перераспределения средств. В региональной политике любой страны существуют два пути: выравнивание слабых регионов или стимулирование развитых. Наша страна идет по абсурдному третьему пути, где субъектом являются геополитические приоритеты, поэтому вопрос не в регионах, а в центральной власти»,  -подчеркнула Наталья Зубаревич.

Политолог Александр Кынев говорил о необходимости иметь в регионах парламенты на профессиональной основе и жаловался на желание властей унифицировать регионы. Член КГИ Сергей Цыпляев, что в стране создается военная модель полной вертикали, которая «лежит у представителей власти в голове. В долгосрочной перспективе, когда «пряники» кончатся, это может привести к бунту регионов. Необходимо убедить власть открыть второй фронт по отношению к регионам, то есть поддержать систему местного самоуправления. Избранный мэр — это главный конкурент губернатора и его ограничитель. Если такую систему не создать, то государственное здание будет висеть в воздухе», — заключил Сергей Цыпляев.

Дискуссия уходила из стороны в сторону, вплоть до вопросов о межнациональных отношениях внутри регионов. На протяжении всего полуторачасового разговора не удалось вывести экспертов на оптимальную модель взаимодействия федерального центра и регионов, все говорили только о проблемах и ошибках властей.

Я задал вопрос, или скорее озвучил просьбу вернуться к названию обсуждаемой темы и подсказать, что делать Дагестану в сегодняшней ситуации? Если говорить о неравенстве, то Дагестан – самый, наверное, неравный из неравных регионов, где, несмотря на все усилия властей, промышленность достигает не более 7 % от всего объема валового регионального продукта. Как должен проявиться тот самый ресурс, который нам дает такое неравенство Дагестана?

Экономисты и политики не ответили. Злой, но не лишенный смысла ответ прозвучал из зала: «Перестать давать Дагестану субсидии. Тогда у вас перестанут воровать и начнут работать!»

                        Заявление V Общероссийского гражданского форума

По итогам Форума была принята резолюция, в которой констатируется, что страна вновь оказалась перед выбором модели развития. Цена  выбора – жизнь и благополучие людей, перспективы страны, её место в мире. Существующая модель, основанная на неэффективном перераспределении сырьевой ренты и увеличении участия государства во всех сферах жизни, себя исчерпала. Она привела к резкому торможению экономики, падению уровня и качества жизни, снижению эффективности государственных институтов.

«Выход из сложившегося положения требует продуманной и реализуемой стратегии. Мир вокруг нас стремительно и постоянно меняется.. В наибольшем выигрыше оказываются те страны, которые становятся лидерами перемен. Сегодня, когда богатство природных и дешевизна трудовых ресурсов уже не могут служить драйверами экономики, будущее России зависит от другого капитала – человеческого. Это таланты и компетенции наших граждан, их способность и готовность брать на себя ответственность, экспериментировать, - говорится в Заявлении Форума. - Мы видим нашу страну в будущем демократичной, конкурентоспособной и активно развивающейся.

Мы открыты к диалогу с государством. Но этот диалог должен быть по-настоящему содержательным и равноправным. Иначе мы не выберемся из ведущей в никуда колеи патерналистско-иждивенческих отношений. Мы нуждаемся в открытом и прозрачном государстве-партнере, государстве-сервисе, государстве-регуляторе дружелюбной и понятной среды, способствующей реализации любых конструктивных начинаний граждан России, государстве-гаранте Свободы».

«V Форум ОГФ закончился, -объявил Алексей Кудрин. – Мы начинаем подготовку к следующему, VI-му Форуму. В течение года будем работать над тем, чтобы претворить в жизнь те наработки, те идеи, которые прозвучали здесь».

                

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру