Борьба за порт: три претендента?

К чему может привести борьба за Махачкалинский порт между структурами Сулеймана Керимова и Зиявудина Магомедова?

Махачкалинский порт – единственный незамерзающий порт на Каспийском море. Несмотря на это, его доля на российском рынке невелика: при общем объеме грузооборота портов в 2015 году (676,7 млн тонн) в Махачкале было перевалено лишь 3,8 млн тонн, львиная доля из них – нефть и нефтепродукты.

К чему может привести борьба за Махачкалинский порт между структурами Сулеймана Керимова и Зиявудина Магомедова?

Но дело в том, что через Махачкалинский морской торговый порт (ММТП) переваливается нефть, добываемая российскими, туркменскими и казахскими компаниями на Каспии, которая затем поступает на экспорт по нефтепроводу Махачкала – Новороссийск. Этим объясняется такая борьба за порт: его владелец сможет влиять на экспорт региональной нефти.

К тому же у порта есть перспективы. В конце апреля тогдашний гендиректор ММТП Ахмед Гаджиев заявил, что порт готов возобновить паромное сообщение с Ираном после отмены санкций и уже подготовил оборудование для приемки до 200 рефрижераторных контейнеров в месяц. По его словам, пропускная способность порта Махачкалы составляет 11,4 млн тонн в год, из них нефти и нефтепродуктов – 7,9 млн тонн. Мощность зернового терминала порта составляет 0,5 млн тонн в год. Снятие санкций с Ирана активизировало судоходство, может быть увеличена перевалка нефти и других товаров.

Смена руководства?

Не секрет, что еще с середины 2000-х годов ММТП пытается взять под контроль Сулейман Керимов. Приватизация предприятия несколько лет откладывалась: это до сих пор ФГУП, которым управляет Агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот). Однако порт можно фактически контролировать через гендиректора: чей кандидат его возглавляет, тот и получает контроль над деятельностью предприятия.

С сентября 2010 года портом руководил Ахмед Гаджиев, считавшийся человеком Керимова (он брат друга Керимова, депутата Госдумы Магомеда Гаджиева). Однако в конце мая 2016 года, когда истек срок его полномочий, Росморречфлот провел конкурс и назначил нового руководителя – Андрея Гормаха, который считается ставленником Зиявудина Магомедова, с 2013 года включившегося в борьбу за контроль над портом.

Гормах в 2013–2015 годах работал заместителем гендиректора Объединенной зерновой компании, подконтрольной группе «Сумма» Магомедова. «Сумма», которая вместе с «Транснефтью» контролирует Новороссийский морской торговый порт, неоднократно заявляла об интересе к Махачкалинcкому порту и даже собиралась там строить новые терминалы.

В конце мая коллектив ММТП воспринял в штыки назначение нового гендиректора Андрея Гормаха, выступив в защиту своего прежнего руководителя Ахмеда Гаджиева. Профсоюзные лидеры объявили забастовку и написали письмо в администрацию президента, заявив о некомпетентности Гормаха. На работу новый начальник так и не попал. Людям Керимова, вероятно, удалось сохранить контроль над портом, потому что назначение Гормаха фактически не состоялось.

В то же время решение Росморречфлота о назначении нового гендиректора оспорил еще один соискатель на эту должность – Магомед Кантаев. Кто за ним стоит, неизвестно, но его иск явно сыграл на руку прежнему руководителю порта Гаджиеву: по его ходатайству 30 мая Гудермесский городской суд Чечни наложил арест на издание приказа о назначении нового руководителя порта. Более того, 9 июня Генпрокуратура выявила нарушения при проведении этого конкурса и поручила руководителю Росморречфлота Владимиру Олерскому устранить нарушения. Но агентство решило отстаивать принятое решение о новом начальнике порта и вопрос проведения повторного конкурса сейчас не рассматривается.

Долги порта

Как обычно бывает в таких ситуациях, в это же время стали всплывать долги предприятия. Так, малоизвестная кипрская компании Arolia Holdings Limited попыталась взыскать с ММТП 678,18 млн рублей. Арбитражный суд Дагестана частично удовлетворил иск и 31 августа обязал порт выплатить 156 млн рублей. Эта сумма сопоставима с чистой прибылью компании, которая по итогам прошлого года составила 161,5 млн рублей при выручке 657,44 млн рублей.

Задолженность ММТП перед Сбербанком образовалась еще в 2008–2009 годах при прежнем руководителе порта Абусупьяне Хархарове. В 2013 году Сбербанк переуступил права требования по кредиту кипрской Arolia Holdings Limited. На тот момент с учетом процентов долг оценивался примерно в 600 млн рублей. Залогом по кредиту являются четыре портальных крана и два теплохода – «Дагестан» и «Али Алиев». В качестве обеспечения также было предоставлено оборудование зернового терминала.

Ахмед Гаджиев ранее достиг устной договоренности с кредитором (Arolia Holdings) о реструктуризации кредита. Но после попытки назначения на предприятие Гормаха кредитор, возможно, опасаясь невыполнения портом достигнутых договоренностей, обратился в суд. Сейчас порт не имеет возможности погасить долг в размере 156 млн рублей, поэтому его руководство будет договариваться с кредитором об отсрочке платежей и составлении графика погашения долга.

Кроме того, «коллекция» исков к ММТП не так давно пополнилась заявлением махачкалинского ООО «Сервисный центр “Кама-Лизинг”», которое намерено отсудить у порта более 182 млн рублей по договору уступки права требования задолженности, который был заключен в 2010 году. Пока Арбитражный суд Дагестана оставил этот иск без движения.

В любом случае, если ММТП не сможет рассчитаться с долгами и договориться о рассрочке, имущество порта может быть продано с торгов в ходе процедуры банкротства. При этом в ведении порта находится имущество, не подлежащее отчуждению в частную собственность (например, причалы), поэтому деятельность предприятия остановлена не будет.

Дежавю

Вообще, вся эта история с взысканием долгов очень похожа на классические схемы 1990-х годов, когда захватывали предприятия. Тогда брали в банке кредит под залог имущества, затем его перекупал кипрский офшор и начинал требовать это имущество. В итоге инициатор этой схемы получал и имущество, и компанию, которую мог купить по бросовой цене в рамках процедуры банкротства.

Поэтому важно понимать, кому принадлежит Arolia Holdings. По данным кипрского реестра, 100% компании принадлежит Fort Partners S. A., зарегистрированной на Британских Виргинских островах. По некоторым данным, Arolia Holdings аффилирована с «Нафта-Москва» Керимова. Об этом сообщает медиахолдинг РБК, ссылаясь на источники в правительстве Дагестана и сотрудников одного из крупнейших грузоотправителей порта.

К слову, в 2012–2013 годах Arolia Holdings участвовала в банкротстве другой дагестанской компании – «Авиалиний Дагестана», опять же перекупив требования у одного из кредиторов. В частности, в конце 2013 года в рамках дела о банкротстве «Авиалиний» московское ООО «Центр авиационных глобальных исследований» (ЦАГИ) уступило Arolia Holdings свой иск к авиакомпании на сумму 13,9 млн рублей по договорам аренды воздушного судна и авиадвигателя. Тогда Арбитражный суд Дагестана признал, что Arolia Holdings является процессуальным правопреемником ЦАГИ в качестве конкурсного кредитора.

Третий – не лишний

Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов в одном из своих интервью заявил, что является сторонником скорейшей приватизации порта, чтобы его передали инвестору, предложившему лучшую программу развития. «Вместо этого втайне от меня порт начали от одной группы влияния передавать другой группе влияния. А это что означает? Это означает, что мы переносим конфликт в Дагестан, потому что за каждой группой влияния стоят 300–500 человек», – сказал Абдулатипов.

Также он заметил, что если «две группы дагестанцев» не прекратят противостояние, то порт отойдет третьей стороне. «Я вообще считаю, что нам для развития порта нужен третий человек, и мы уже ведем переговоры с определенными людьми», – сказал глава республики. Позже стало известно, что этим активом интересуется экс-владелец Черкизовского рынка Москвы Тельман Исмаилов. Сейчас он ведет переговоры с руководством республики от имени турецкого холдинга Yildirim Group Inc – крупного оператора в области кораблестроения, модернизации портового хозяйства и организации логистики по морской торговле.

Таким образом, развязка может оказаться неожиданной для конкурирующих групп Керимова и Магомедова, и порт вполне может отойти третьей стороне. В любом случае, главное, чтобы ММТП наконец заработал на полную мощность и реализовал в полной мере свой потенциал.

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру