Интеллектуальная поэзия Хасана из Кудали

К 300-летию со дня рождения поэта

В дагестанской филологической науке временем зарождения основ аварской литературы принято считать ХVII – вторую половину XVIII века.

К 300-летию со дня рождения поэта

В отличие от предыдущих эпох, где она была представлена отдельными авторами и небольшим количеством произведений, в этот период аварская литература активно развертывается в систему со своими контурами и характерными признаками. Одним из таких признаков было появление плеяды мастеров художественного слова, которые, несмотря на расхожее в тот период среди интеллектуальной части дагестанского общества мнение, что написанное по-арабски – красиво, на фарси – образно, все остальное – уродливо («араб – фасих, фарси – малих, баки – кабих»), сделали первые шаги в сторону создания поэтических сочинений на родном языке. К сожалению, история не сохранила имена и творения всех авторов. Но те немногие, чья жизнь и творчество стали достоянием современного читателя, несомненно, внесли бесценный вклад в сокровищницу национальной художественной культуры. В первую очередь это такие известные личности, оставившие богатое научно-гуманитарное наследие, как: Мухаммад из Кудутля, Абубакар из Аймаки, Мухаммадамин (Казакилав) из Рочи, Хасан (Старший) из Кудали, Ибрагим-хаджи из Урада, Дибир-кади из Хунзаха, Саид из Аракани и другие, а также отдельные авторы, о которых до настоящего времени дошли лишь скудные сведения, например, Абакарил Марям из Ругуджа. Заслугой этой когорты представителей национальной словесной культуры является создание ими фундамента национального художественного слова, на котором в дальнейшем, начиная со второй половины ХIХ века, началось становление и развитие основ профессиональной словесности аварцев.

Ярким образцом литературы рассматриваемого периода является творчество Хасана (Старшего) из Кудали (1715–1795), выдающегося ученого, мударриса, знатока арабской грамматики, крупного теолога, поэта, ученика выдающегося средневекового ученого Шабана из Обода и учителя не менее известного ученого Саида из Аракани.

Хасан из Кудали обладал богатым научно-литературным наследием, которое еще при его жизни было широко известно в Дагестане. Об этом свидетельствуют сочинения известных дагестанских авторов, в частности, Абдурахмана Газикумухского, Хасана Алкадари, Али Каяева, Назира из Дургели, в которых дается высокая оценка личности ученого и его наследию. Так, Абдурахман из Газикумуха, называя Хасана из Кудали среди дагестанских ученых прошлого, наделяет его эпитетом «великий». Следует отметить, что имя и деяния Хасана из Кудали воспеты и в поэтических сочинениях аварских авторов разных эпох: Шуайба-апанди из Багина, Абубакара-Хаджи из Чоха, Муртазали из Ахалчи, Чупалава из Игали и других.

Известно, что о Хасане из Кудали и его творчестве заговорили еще в ХIХ веке, однако до сих пор его наследие, особенно поэзия, не стало предметом научного интереса. Существующие трудности по ее изучению объясняются рядом причин, например, ограниченностью доступа исследователей к наследию ученого, хранящегося как в научных фондах, так и в частных коллекциях, отсутствием литературоведов, владевших арабским языком, аварской аджамской письменностью, на которой создана поэзия Кудалинского и пр. Лишь в последние годы вышел сборник «Старший Гасан из Кудали» (2008), в который, наряду с другими материалами, вошли и его поэтические тексты – турки.

В прошлом отдельные произведения поэта включались в различные издания и поэтические сборники. Так, впервые пять произведений Хасана из Кудали, написанные в жанре морально-дидактической лирики, увидели свет в сборнике стихов «Хуласат ал-маваиз» («Избранные произведения»), составленном известным аварским ученым и литератором Абдуллой-хаджи из Чоха.

Научные труды Хасана из Кудали, его литературная деятельность и личные качества принесли ему огромный авторитет и уважение среди своего народа, который бережно хранит память о нем. Отмечая эту сторону жизни выдающегося ученого и поэта, академик Г. Гамзатов писал: «Убежденным проповедником культа разума и равенства остался в памяти народа Мухаммад из Кудутля и радетелем знания и добра – Хасан из Кудали». Подтверждением этих слов служит стихотворение выдающегося мыслителя и поэта конца XVIII – начала XIX века Саида из Аракани «Высохли реки науки...» («ГIелмудул магIазалъул гIоралги къун ун...»). В написанном по случаю кончины своего учителя стихотворении поэт выражает глубокую скорбь по поводу ухода из жизни авторитетного ученого, чья жизнь и деятельность оставили яркий след в истории родного края. В нем дается высокая оценка образованности покойного – он блестящий, мореподобный ученый, чья наука призвана просвещать народ, согревать людские души, нести свет учености в темные уголки родного края. «Пиетет Гасана Кудалинского как ученого велик, на этом и акцентируется внимание, когда речь идет о нем», – отмечает исследователь аварской литературы С. Хайбуллаев.

Будучи талантливым мастером слова со своим мировоззрением и творческой индивидуальностью, Хасан из Кудали внес огромный вклад в развитие аварской литературы. Формирование личности и мировоззрения поэта происходило под влиянием национальной художественно-эстетической действительности и арабо-мусульманской культуры. Об этом свидетельствует его многогранное творчество, в частности поэзия, в которой социальные мотивы, базирующиеся на исламских ценностях, занимают приоритетное место. На сегодняшний день известны одиннадцать поэтических произведений Кудалинского. Примечательно, что сохранились несколько стихотворных текстов поэта и на арабском языке, что свидетельствует о многогранности его литературного таланта и поэтических поисках.

Талантливая поэзия Хасана из Кудали построена на его стремлении выразить кодекс морали горца, выработанной в условиях средневекового общества. Как и у современников, стихи Хасана из Кудали были призваны раскрыть поэтическими средствами дух и содержание действительности, выразить отношение к ней автора, передать его чувства и мысли. Обладая природным умом и большим жизненным опытом, поэт хорошо знал свое общество, понимал психологию и характер рядовых горцев. И потому все свои силы и знания он стремился направить на их совершенствование. В этом благородном деле Хасан из Кудали опирался, главным образом, на опыт и практику предыдущих поколений своего народа, на религию, за чистоту которой он всю жизнь ратовал и через которую видел путь к идеальному обществу и совершенной личности:

Цо лъагIалида жаниб ункъцIул хисулеб дунял,

Жиндир гIакълу камилав гьелдаса чIухIиларо.

Сордо бачIун, къо бачIун, унеб буго замана,

Жиндир пикру цIикIкIарав гъаплаталда чIеларо.

 

В течение года четырежды меняющийся мир,

Тот, у кого есть разум, не будет радоваться этому.

Ночь сменяет день, проходит время,

Тот, кто мыслит, не будет бездействовать.

Поэт считал, что в каком бы положении человек ни оказался, он не должен терять веры в себя, веры в свои силы, свой разум, чувства собственного достоинства. В человеке Хасан из Кудали стремится воспеть такие его добродетели, как: щедрость, природный ум, трезвый рассудок, красоту души, скромность и гуманность, жизнь и деятельность во благо общества.

В поэзии Хасан из Кудали выступает как наставник, человек, познавший жизнь, умудренный опытом. Поэтому его стихи пронизаны глубокой мудростью, философией бытия, гуманизмом, это интеллектуальная поэзия, насыщенная мыслями. В этом плане произведения Хасана из Кудали воспринимаются как уроки жизни – он учил людей достойному поведению, гармонии во взаимоотношениях друг с другом и с обществом:

 

Гьал гIадамазда гьоркьоб чIухIи, пахру гьабуге,

Ахир чидай хIакъирлъи бихьичIого толаро.

Муъминаб агьлуялъе дуца лъикIлъи гьабея,

КIиябгоги рукъалъул дуй пайда камиларо.

 

Не веди себя гордо, спесиво среди людей,

В конце концов столкнешься с презрением.

Мусульманскому обществу ты делай хорошее,

Обоих миров польза тебя не обойдет.

Принято считать, что основы лирики в аварской литературе заложил Мухаммад Кудутлинский, а Хасан из Кудали развернул ее до самостоятельного течения. В силу этого поэтический опыт Хасана из Кудали, как показывает жизнь, не канул в вечность, не остался невостребованным. Более того, подтверждая закономерность цикличности художественного развития, повторяемости сходных общественных процессов через определенный временной период, этико-дидактические традиции Хасана из Кудали свое дальнейшее развитие получили в творчестве ряда аварских поэтов разных поколений, в частности Исмаила из Шулани, Али-хаджи из Инхо, Гамзата Цадасы, Расула Гамзатова и пр. Как заметил известный исследователь аварской досоветской литературы С. М. Хайбуллаев, сквозную нить развития национальной лирики мы можем проследить от Хасана Кудалинского до сегодняшнего дня.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру