«Дидо» – фермерское хозяйство и бренд республики

Создание положительного имиджа Дагестана – это стратегическая задача и для руководства республики, и для всех нас

Для создания нового бренда Дагестана, для улучшения его имиджа уже который год приглашаются команды специалистов из российских столиц, они проводят сложнейшие исследования и выдают интересные предложения, далеко не все из которых осуществимы в реальности.

А в реальности положительный имидж Дагестана из года в год стабильно формируют те, кто добросовестно работает на стройках по всей России. А брендом республики давным-давно стали ювелирные изделия из золота и серебра производства множества частных дагестанских ювелиров, которые можно увидеть в тысячах магазинов от Калининграда на западе до Петропавловка-Камчатского на востоке, от Мурманска и Норильска на севере до Ялты и Владивостока на юге страны. Узнаваемым брендом являются также дагестанские коньяки производства Кизлярского и Дербентского коньячных комбинатов. Истинные патриоты Страны гор стараются возрождать привлекательные дагестанские мультибренды разных торговых марок. Кроме изделий древнего Кубачи, это – глиняные кувшины и веселые фигурки Балхара, великолепная кайтагская вышивка, насечка на дереве Унцукуля, лакский сыр, ковры Табасарана, бурки из Анди. К ним добавилась продукция «Дидо».

Новый бренд

Задачу создать совершенно новый бренд для своего района в Дагестане и для Дагестана во всей России поставил перед собой предприниматель Джамал Магомедов. Он родился в 1962 году в высокогорном ауле в Цунтинском районе, в семье потомственных земледельцев. С детства вместе с родителями Джамал занимался натуральным домашним хозяйством, которое по своим размерам скорее напоминало небольшой колхоз. Дед и прадед Джамала много рассказывали о лечебных свойствах продуктов, лекарственных трав, плодов и ягод, которые дети готовили и собирали для приготовления вкуснейших кавказских блюд и целебных отваров.

После окончания вуза в 1988 году с дипломом эколога-географа на руках Джамал учредил первое в Цунтинском районе Дагестана частное предприятие – кооператив «Нево» по производству чайных напитков, урбеча и толокна. Это был первый шаг в осуществлении мечты, появившейся у Джамала еще в детстве, – организовать собственное производство продуктов здорового питания по рецептам из древнего наследия горцев.

В 1994 году было учреждено крестьянское фермерское хозяйство «Дидо» с целью реализации проекта «Сохранение и развитие традиционных форм хозяйствования одного из древних народов Дагестана – дидойцев – и развитие народных технологий производства экологически чистых продуктов для здорового питания» Национально-культурной автономии «Дидойцы». Кстати, слово «Дидо» для его учредителя – символ возрождения натурального хозяйства одного из древнейших народов Кавказа по производству экологически чистых продуктов по традиционным старинным технологиям.

КФХ «Дидо» вот уже более 20 лет возрождает технологии приготовления натуральной пищи, так как в них главный секрет кавказского долголетия. Ежедневное употребление традиционных блюд, приготовленных по старинным рецептам, сочетающих секреты мастеров с современными технологиями, усиливает полезные свойства продуктов и эффективно влияет на здоровье тех, кто ими питается. Поэтому продукция КФХ эффектно вышла на российский рынок под этнобрендом «Дидо» и занимает почетное место в серии «Кавказская продуктовая аптека». Это вторая идея Джамала Магомедова – отнести свою продукцию к «аптечной», обращая особое внимание потребителей на обилие витаминов, минеральных и других полезных веществ в продукции КФХ «Дидо».

Становление КФХ шло шаг за шагом, но, в отличие от множества других проектов, работа велась без государственной поддержки, без кредитования в коммерческих банках. Развитие производства и рост его объемов были слишком медленными, по мнению учредителя бизнеса, зато бизнес оставался независимым от банков и государства. Джамал прекрасно понимал, что банковские проценты съедают не только львиную долю прибыли от бизнеса, но зачастую и сам бизнес. Много раз соприкасаясь с коррупционно-откатной ментальностью дагестанских чиновников, Джамал не искал государственной поддержки и кредитов, предпочитая заниматься непосредственно своей работой, а не обиванием порогов банков и государственных структур. Возможно, это и помогло ему шаг за шагом построить экономически устойчивую структуру с постоянно растущими объемами производства и продаж.

Производство

На сегодняшний день в КФХ «Дидо» имеются два производственных участка. Один расположен в высокогорном Цунтинском районе, второй – в переселенческих селах Кизилюртовского района. В полях выращивается лен, пшеница, ячмень, кукуруза местных сортов, адаптированных к дагестанским природным условиям. В хозяйстве «Дидо» трудятся более 20 человек, на сезонную работу приглашают еще около 100 работников. Ежегодно сбор кукурузы составляет более 40 тонн.

Помимо собственных посевных площадей, у КФХ «Дидо» есть арендованные, так как не хватает сырья для постоянного производства продукции. Для обработки и сбора урожая на равнине применяется современная сельскохозяйственная техника. В горной местности приходится использовать ручной труд, как это делали деды и прадеды. Собранный урожай перерабатывают в основном с помощью горных речных мельниц – перетирая на натуральных каменных жерновах. Реконструкцию старых мельниц производят силами КФХ «Дидо». У КФХ «Дидо» есть опыт использования современной техники для производства, но вкусовые свойства такой продукции отличаются не в лучшую сторону от продукции, переработанной традиционным экологически чистым дедовским методом. Поэтому, желая сохранить качество конечной продукции, руководство КФХ «Дидо» пришло к тому, что выгоднее увеличить количество мельниц с каменными жерновами, чем внедрять современные технологии.

КФХ «Дидо» имеет три направления ассортимента продукции: более 18 видов урбечей, 14 видов цельнозерновой муки и чайные напитки. Вся продукция расфасовывается в собственные пачки и банки. Сегодня КФХ «Дидо» является одним из самых крупных производителей уникального дагестанского национального продукта – урбеча, который более 20 лет успешно продается по всей стране. «Дидо» славится на всю Россию цельнозерновой мукой (льняная, тыквенная, толокно), мукой из черного тмина, травяными сборами. Если проходит какая-то продовольственная выставка, то в Дагестане сразу обращаются к фирме «Дидо». Она может показать продукт, за который не стыдно будет не только Кавказу, но и всей России.

В хозяйстве налажены рынки сбыта: работает развитая дилерская сеть в более 30 регионах России и 5 зарубежных странах. Объемы производства пока небольшие, но с каждым годом наращиваются. Зачастую спрос на продукцию значительно превышает предложение. КФХ «Дидо» увеличивает темпы работы, и не только в части производимой продукции, но и за счет увеличения посевных площадей.

Технологии

На протяжении тысячелетий в Дагестане формировалась самобытная система рационального питания. Наши предки гораздо сильнее зависели от окружающей их природы, и поэтому более тонко ощущали свою связь с ней. В течение столетий методом проб и ошибок, наблюдений и заимствований произошел отбор местных продуктов, технологических приемов их переработки и хранения. Суть национального кулинарного искусства максимально соответствовала пищеварительным возможностям, климатическим и географическим особенностям территории проживания наших народов.

Для выживания крестьянского фермерского хозяйства «Дидо» его создателям приходится бороться за конкурентное качество продукции. Чтобы сохранить качество продуктов, Джамал Магомедов придерживается технологии своего прадеда Гачи: перед обработкой семена и зерна опускают в огромные чаны с водой. При этом качественный продукт оседает на дно, а пустой и некачественный поднимается на поверхность, с которой его удаляют. Кроме того, сырье в воде как бы пробуждается, оживляется. Для каждого сорта и вида культуры есть определенное время водной процедуры. После этого сырье сушат в специальном помещении при естественных условиях и перетирают в мельницах каменными жерновами. В результате получается «живой» натуральный продукт, который не подвергается термическому воздействию и сохраняет все природные качества. Отсюда и название продуктов КФХ «Дидо» – «Живая еда». Каждый продукт готовится в собственном соку, без добавления других компонентов, сахара и ГМО.

Люди все чаще стали смотреть на состав продукта. Продукция КФХ «Дидо» отвечает всем запросам здорового питания. Для выращивания высокого урожая вместо химических удобрений используется только натуральное удобрение в виде навоза, получаемого на ближайших фермах. Продукция прошла самые строгие экзамены на качество. Имеются сертификаты качества, и 32 видам продукции, производимой в КФХ «Дидо», выдали «Декларацию о соответствии». Как участник международной выставки «Экобиопродукты» в декабре 2012 г., КФХ «Дидо» получило диплом, который позволил начать процедуру оформления международного европейского сертификата «Экобиопродукт». В результате вся продукция в хозяйстве включена в реестр международной глобальной системы – GSI. Это все сегодня нужно для выживания сельхозпредприятия.

КФХ «Дидо» идет маленькими шагами по пути развития этого непростого бизнеса, поэтому и получает хорошие результаты. Прибыль от продажи вкладывается в модернизацию производства, приобретение семян, в аренду новых посевных площадей. В случае неурожая в «Дидо» есть «резервный фонд», который позволит хозяйству выжить. Резервный фонд помог КФХ «Дидо» выжить в разгар кризиса 2014–2015 годов.

Проблемы сельского хозяйства Дагестана

Важнейшая проблема, касающаяся не только КФХ «Дидо», но и всего агропромышленного комплекса республики, – это нехватка специалистов и профессионалов своего дела. Народ разучился работать, невозможно найти хороших механизаторов. Множество дагестанцев, живущих в сельской местности, попросту не хотят работать, находят для заработка незаконные способы – получение инвалидности, жизнь на пособие по безработице.

Для реального развития сельского хозяйства в Дагестане надо отказаться от приписок и откатов, от несуществующих бизнес-проектов в агропромышленном комплексе. В таких болотах и порождаются коррупционные составляющие дагестанских чиновников, которые в основном сегодня заняты только поиском возможности заработать за чей-нибудь счет. Сотрудничать с подобными Джамалу фермерами им невыгодно, потому что при реальном производстве фермерам нет смысла позволять чиновнику заниматься откатами и дележом того, что дает государство, следовательно, КФХ «Дидо» пока не получает господдержку. А бизнес чиновников Дагестана напрямую связан с бюджетом республики.

КФХ «Дидо» занимается реальным делом, и пример предприятия показывает, что можно производить и продавать продукцию дагестанских сельскохозяйственных производителей на рынке Дагестана, всей России и за рубежом. Реализуя два приоритетных проекта президента Республики Дагестан – «Эффективный агропромышленный комплекс» и «Бренд нового Дагестана», КФХ «Дидо» выставило более 30 видов сельхозпродукции для торгового дома «Дагестан» и наладило поставки своих продуктов для здорового питания в регионы России под этнобрендом «Дидо». У КФХ «Дидо» есть свой сайт www.kfhdido.ru, на котором широко представлена продукция хозяйства, что позволило Джамалу Магомедову выйти на российский и международный уровень.

Руководство КФХ «Дидо» не озабочено вопросами импортозамещения. Оно производит свой собственный дагестанский товар, дагестанский продукт, который не имеет аналогов за границей и продается не только в Дагестане и по всей России, но и в нескольких зарубежных странах. Ежегодно КФХ «Дидо» выставляет продукцию на осенней продуктовой ярмарке «Золотая осень» в Москве на ВВЦ, получая там опять же каждый год золотые медали, что тоже способствует росту интереса к продукции КФХ «Дидо» в Москве и по всей России.

Пример правильного ведения бизнеса и его устойчивого развития – это КФХ «Дидо». Без жалоб на высокие налоги, без государственной поддержки, без кредитования банков фирма развивается, представляя собой замечательный пример, как нужно развивать сельское хозяйство Дагестана. И «Дидо» потихоньку становится узнаваемым брендом, который покупатели связывают с Дагестаном, что положительно влияет на имидж республики.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру