Islam: «Безнаказанность учит некоторых людей нарушать общепринятые нормы и дестабилизировать ситуацию в республике, спекулируя непонятными истинами. На самом деле великий Шекспир, видимо, не знал о существовании цирка, когда писал о том, что вся жизнь – театр. Современный Дагестан все чаще напоминает именно цирк, где неуклюжие фокусники пытаются удивить «политическими выкрутасами». Аплодисментов это зрелище не заслужило, поэтому актерам пришлось довольствоваться редкими поддакиваниями со стороны деструктивных СМИ и охотников за пиаром.
В конце октября в Махачкале восемь человек начали голодовку «с требованием отставки главы республики Рамазана Абдулатипова» и, так, между прочим, «против коррупции». Никому не известные, никем не поддерживаемые люди из никогда реально не существовавших общественных организаций. Вряд ли у них был бы другой шанс заявить о себе, кроме как самодельными плакатами и абстрактными требованиями под навесом громкого слова «голодовка». Инициировано это действо местным отделением политической партии «Справедливая Россия», чей лидер Гаджимурад Омаров обижен тем, что в новой системе региональной власти ему не нашлось места. Натравливая немощных стариков (именно такие люди составляли большинство голодающих), руководство партии скромно осталось в стороне. Вероятно, используя болевые точки этих людей, накручивая их, кто-то пытается обрести вес на политических весах.
Голодающие выступали против того, что у народа якобы отняли выборы. «Мало того, что мы не выбираем главу региона, теперь даже муниципальная власть, по сути, назначается сверху. Это нарушение наших конституционных прав», – заявил один из участников акции. Не халам-балам, а целый член Антикоррупционного совета самого Табасаранского района! О законе вспоминать в Дагестане принято строго по ситуации. Когда ты не платишь налоги, берешь мзду или вовсе становишься противником укрепления государственности, о правовых нормах почему-то не говоришь. А тут упорядочивание системы выборов сразу привело к басням о законности и правопорядке. Ох уж эти двойные стандарты...
В мае эти же организаторы инициировали Чрезвычайный съезд народов Дагестана, на котором от силы пару сотен человек приняли резолюцию с предложением отправить в отставку главу республики и вместо него выдвинуть по рейтинговому голосованию трех кандидатов. Одним из этих кандидатов, по странному стечению обстоятельств, был все тот же Гаджимурад Омаров. Собрать 150–200 человек и назвать его съездом народов Дагестана – это был первый цирковой номер под руководством Омарова. Голодовка стала вторым шагом. Таким же неумело выполненным сценическим номером, как и в предыдущем случае.
Если что-то не устраивает, всегда можно высказаться, обратиться в профильные структуры и лишь на худой конец прибегать к радикальным мерам. Но диалог не нужен тем, кто привык к демагогии. Говоря о том, что действия Абдулатипова могут превратить Дагестан в очаг экстремизма, терроризма и фашизма, протестанты забывают о том, что за последние полтора года в разы снижен уровень террористической угрозы, убавилось количество взрывов и спецопераций. Или все уже забыли 2011–2012 годы, когда редкая неделя проходила без женских слез и детского плача? Связывая Абдулатипова с коррупцией, эти люди, видимо, забыли, что он возглавляет Координационный совет контрольных и правоохранительных органов, где принимается план, согласно которому проводится тотальная проверка всех структур и муниципальных районов. Именно благодаря ему выявлены различного рода нарушения в финансово-бюджетной сфере в целом ряде МО и в некоторых ведомствах на сумму около 15–20 млрд рублей по всему Дагестану. Передано в правоохранительные структуры федерального подчинения более 200 дел.
Возвращаясь к нашей теме, отмечу, что представители дагестанской власти оказались людьми гуманными и встретились с протестантами, обговорили все вопросы, и 13 ноября акция прекратилась. В настоящее время проходит согласование внутриведомственный документ, в котором учтены достигнутые с участниками голодовки договоренности. Более того, многие проблемы, о которых говорили голодающие, оказывается, уже решались в правительстве. Ни один из видных экспертов не оценил по достоинству дагестанский цирк.
Максим Шевченко справедливо назвал голодовку «глупым политическим давлением»: «В Дагестане есть масса проблем, которые необходимо решать, причем в ясной и четкой форме. Голодовка – только ухудшит все возможные виды проблем республики, дискредитирует нормальный политический процесс и лишь даст в руки дополнительный козырь тем, кто эти проблемы решать не хочет. Я считаю, что это не метод в данном случае».
Самое смешное в том, что идеологи этих сходок и голодовок на начальном этапе поддерживали Абдулатипова, но вместе с их надеждами на большие кабинеты рухнуло их хорошее отношение к нему.
Кроме того, «голодающие» нашлись и в местности Караман, где нередко происходят связанные с земельным вопросом конфликты. На земли в Карамане, который относится к Кумторкалинскому району, претендуют жители лакских сел Кумторкалинского района, а также жители кумыкских селений Тарки, Кяхулай и Альбурикент. Последние, ссылаясь на исторические документы, утверждают, что эти земли принадлежат им, и просят признать их репрессированным народом. В начале июля этого года по итогам совещания с участием председателя парламента, вице-премьеров правительства и полпреда по Центральному округу было поручено провести инвентаризацию, устранить нарушения земельного законодательства на склоне горы Тарки-Тау, передать Махачкале земли для улучшения жилищных условий жителей 3-х поселков. Этот вопрос невозможно решить в одночасье, так как требует тщательного, поэтапного подхода.
Если говорить о конкретных примерах… Один из «голодающих», 49-летний Гаджи Алиев, проживающий в поселке Мамедкала Дербентского района, получил производственную травму в 1991 году, во время работы на железной дороге. Однако инвалидность ему присвоили только в марте 2014 года. У него на иждивении находятся двое малолетних детей, а супруга испытывает проблемы со здоровьем. Гаджиев добивается, чтобы его супруге была также присвоена инвалидность. Заметьте, проблема человека решалась пару десятилетий и только сегодня он активизировался. У другого, некоего Маматхана, беременную невестку убил милиционер, а впоследствии государство повысило убийцу в должности. Но это было давно, и никакой связи с АРГ ни один трезвый и дееспособный человек не увидит!
На днях в телеэфире Рамазан Абдулатипов также коснулся темы голодовок. «Многие из голодающих поднимают проблемы, которые возникли задолго до моего назначения на пост главы Дагестана. Но мы даже в этом случае готовы совместно решать эти вопросы. Ни в коем случае нельзя этнополитизировать ни земельные, ни кадровые, ни какие-либо иные локальные проблемы. Я готов даже к голодовке присоединиться, если ее целью будет восстановление дагестанской промышленности, а не требование прибавки к чьей-то личной пенсии», – говорит глава Дагестана. И в этой ситуации он абсолютно прав!»