Добросовестный платит дважды

Проблемы с оплатой и некачественными услугами в сфере ЖКХ в последнее время усугубляются

Проблемы с оплатой и некачественными услугами  в сфере ЖКХ в последнее время усугубляются

Тамерлан М.: «Изучая структуру неплатежей в сфере ЖКХ, можно обнаружить, что больше половины должников не платят именно из принципа. В то же время практика отечественного коммунального хозяйства такова, что из-за нескольких подобных «принципиальных сограждан» без газа или горячей воды порой может остаться целый подъезд многоэтажки. В том числе и вполне добросовестные пенсионеры, которые первыми выстраиваются в очередь на оплату коммунальных услуг.

Коммунальщики и скорее даже энергетические монополисты сдаваться тоже не собираются, лоббируя все новые законопроекты для борьбы с увеличивающимися задолженностями. Согласно новому законопроекту, внесенному в Государственную думу, депутаты предлагают вдвое увеличить размеры пеней за просрочку коммунальных платежей и предоставить скидку аккуратным плательщикам.

– Арестуйте меня! Я отсижу. Почему я должен платить, если к особнякам в центре города они и подойти боятся? – гордо заявил мой сосед в мировом суде на вопрос о том, как он собирается гасить задолженность за газ. И хоть «отсидеть» ему не пришлось, однако, по его собственному признанию, сделать это он был готов, чтобы только не платить за поставленное ему для обогрева дома топливо. Но если исходить из обозначенного им принципа, то даже банальная неоплата лифта приобретает политический окрас. Налицо социальный протест, а все неплательщики – потенциальная протестная масса. В складывающихся реалиях народные избранники через пару лет вполне могут предложить не только штрафовать неплательщиков, но и ставить их на учет как политически неблагонадежных.

А пока для таких «протестантов» в Госдуме готовятся принять поправки к Жилищному кодексу РФ. Предлагается вдвое поднять штрафы за несвоевременную оплату услуг ЖКХ, увеличив пеню за просрочку платежа с 1/300 ставки рефинансирования за каждый день до 1/170 ставки (примерно 17% годовых). Однако пока депутаты спорят о том, с какого дня просрочки должна начисляться повышенная пеня, энергетические монополисты находят гораздо более эффективные методы практического воздействия на обывателя. Но вся законодательная мощь Российского государства неумолимо разбивается о всенародно известную мудрость: строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения.

Одной из причин роста неплатежей в Махачкале можно назвать и вновь разрушенную работу по сбору платежей исходя из принципа одного окна. Пресловутый ГЕРЦ ныне упразднен, а его здание в скором времени должен занять Следственный комитет, что очень символично. Но легче ли от этого людям?

Сегодня махачкалинцы вынуждены платить за ЖКУ в разных концах города, хоть и имеют возможность сделать это разными способами. В том числе и наличными через «Почту России», благо в Махачкале она еще встречается. Заплатить за коммуналку можно и через банкомат либо терминал с комиссией 3–5%, в зависимости от суммы платежа. Но пользоваться этими услугами многие пока не решаются.

Привыкшие за десятилетия к хаосу в сфере оплаты услуг ЖКХ горожане стремятся заплатить коммунальщику «в руки», при этом получив квитанцию об оплате и на месте отксерокопировав кассовый чек, цифры на котором со временем выгорают. Сложившаяся в городе практика, когда при посещении ГЕРЦа вы могли обнаружить внезапный долг за период пятилетней давности, была особенно пугающей с учетом того, что понятие «исковая давность» ни ГЕРЦу, ни махачкалинским судам было неведомо.

Казалось бы, «Карфаген разрушен» и пришедший на смену ГЕРЦу махачкалинский «Водоканал» готов работать оперативно, грамотно и честно. Однако согласно данным, опубликованным республиканской Государственной жилищной инспекцией, жители Махачкалы значительно переплатили ОАО «Махачкалаводоканал» за коммунальные услуги.

Основная доля граждан выказывала недовольство тем, что «Махачкалаводоканал» приписывает дополнительное количество проживающих в домах, вследствие чего с плательщиков взимается лишняя сумма за водоснабжение. В ходе плановых проверок инспекцией было обнаружено, что управляющими организациями без согласования с собственниками жилья завышены тарифы на содержание и ремонт жилищного фонда. Жилищная инспекция по данным фактам вынесла предписания устранить нарушения.

Увы, за неисполнение предписаний жилищной инспекции предусмотрены штрафы для должностных лиц – от 1 до 2 тысяч рублей, а для юрлиц – от 10 до 20 тысяч рублей. Могут ли подобные штрафы напугать организацию вроде «Водоканала» или ее руководителей? Думаю, вряд ли.

Здесь мы подходим к еще одному пункту указанного законопроекта, который также предполагает введение штрафов за некачественное оказание жилищно-коммунальных услуг и в случаях предоставления неправильного счета. В этом случае подразумевается уже штрафование управляющих компаний или энергоснабжающих организаций, которое будет проводиться в пользу потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Согласно концепции законопроекта, компании, предоставляющие некачественные услуги на рынке ЖКХ, будут штрафоваться в пользу потребителя. Предполагается, что размер штрафа составит 30% от стоимости услуги, которая была предоставлена некачественно, и от 15% стоимости услуги, если была некорректно выставлена квитанция об оплате. Таким образом, у сбытовиков появится денежный стимул к качественному и четкому выполнению всех услуг.

Тридцатипроцентный штраф за некачественную услугу наверняка заставит «Водоканал» подавать махачкалинцам качественную питьевую воду. По результатам проведенной в начале года экспертизы Роспотребнадзора в Махачкале вода подается далеко не питьевая, на что обратила внимание и прокуратура города, направив соответствующий иск в суд. Правда, результатов этого иска не дождались у своих кранов ни злостные должники, ни добросовестные плательщики.

А тем временем, согласно законопроекту, добросовестные потребители смогут рассчитывать на получение в управляющих компаниях скидок, размер которых будет колебаться в пределах 5–10%. По мнению депутатов, это подтолкнет россиян платить за коммуналку заранее. Во всяком случае тех, кто сегодня «принципиальничает». А раз так, то и мы с соседом, возможно, станем регулярней появляться у касс оплаты коммунальных услуг. Конечно, если этот российский закон после принятия вновь не окажется реализован по-нашему, по-дагестански».

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру