Конечно, существует и любовь к жене, и любовь к детям, но это разные виды любви, и любовь ради Аллаха также отличается от плотской любви.
Когда угасает любовь между супругами, на помощь для сохранения семьи должна приходить любовь ради Аллаха.
Кроме того, семья – это среднее звено между индивидом и обществом. И насколько будет хороша семья, настолько будут хороши предыдущее звено – индивид – и последующее – общество. Естественно, и в плане совершенствования семьи важную роль играет любовь ради Аллаха. Основой же любви ради Аллаха является любовь к Самому Аллаху.
Как же любовь к Аллаху может проявляться в семейной жизни? Любовь к Аллаху должна проявляться особенно в следующих вещах:
Во-первых, в выборе супругов;
Во-вторых, в бракосочетании;
В-третьих, в соблюдении прав и обязанностей супругов;
В-четвертых, в решении конфликтных ситуаций в семье, кои, к сожалению, случаются периодически.
В выборе супругов
Фундамент, на котором строится идеальная семья, – это выбор невесты, и важно сделать правильный выбор, ведь именно от правильного выбора второй половинки во многом зависит счастье, гармония и взаимопонимание в семье. Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) указывает, какой критерий имеет наибольшее значение в выборе спутницы:
От Абу Хурайры передается, что Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал:
تُنْكَحُ الْمَرْأَةُ لِأَرْبَعٍ : لِمَالِهَا ، وَلِحَسَبِهَا ، وَلِجَمَالِهَا ، وَلِدِينِهَا ، فَاظْفَرْ بِذَاتِ الدِّينِ تَرِبَتْ يَدَاكَ
«Женщину берут в жены из-за четырех (вещей): ее богатства, ее происхождения, ее красоты и ее религии, так добивайся той, которая привержена религии, иначе проиграешь!» (Аль-Бухари)».
Приоритетом для мусульманина всегда должна быть вера, и предпочтение веры есть проявление любви к Аллаху. Вы можете выбрать богатую, красивую, знатного происхождения, но в то же время не приверженную религии, но она не вырастит вам праведных детей, не будет отдавать предпочтение велениям Аллаха пред своими желаниями и в ней не будет той любви к Аллаху, с помощью которой она сможет привести в Рай свою семью. Посему проиграет тот, для кого приоритетом не является приверженность религии невесты.
В бракосочетании
Выбрав невесту, следует засватать ее и назначить дату бракосочетания. Этот вроде бы легкий процесс так усложняется в наше время, что зачастую несоблюдение обычаев должным образом становится препятствием для создания семьи двумя любящими друг друга людьми. Если не повел избранницу в кино, не принес подарки на праздники, не арендовал зал, не организовал банкет в честь помолвки, не купил приданое больше, чем у соседки, эти и другие обычаи становятся причиной расторжения помолвки. Именно здесь мы должны проявлять любовь к Аллаху и Его религии. Именно здесь мы показываем, что нам важнее: веления Аллаха или прихоти эго, желающего идти на поводу людских мнений. Именно здесь мы должны, невзирая не обычаи, препятствующие соединению двух любящих сердец, заключить брак, ограничившись Сунной Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям).
Следующий этап бракосочетания – это свадьба. И здесь у нас есть выбор: сыграть свадьбу в рамках шариата или пойти на поводу своего эго, играя свадьбу со всеми комплектующими харамного банкета: с приглашением певиц с танцовщицами, накрытием столов ассортиментом спиртных напитков, смешением полов и прочими проявлениями нелюбви к Аллаху.
Чтобы семья была идеальной, начало создания семьи должно быть идеальным.
В соблюдении прав супругов
Когда жена интересуется лишь обязанностями мужа и своими правами, а муж – своими правами и обязанностями жены, идеальной семьи не бывает. В первую очередь супругам не следует забывать о своих обязанностях, а потом уже о правах. Иначе в семье будет не взаимопонимание и гармония, а непрекращающиеся дебаты, ссоры и обиды.
В идеальной семье супруги должны оказывать друг другу внимание, быть преданными друг другу, быть искренними во всех делах, хранить верность, уважать мнение друг друга и, что самое важное, идти на взаимные уступки. Что же приводит супругов к такому отношению? Несомненно, это любовь к Аллаху и любовь ради Аллаха.
Мусульмане, любящие Аллаха, воздерживаются от поступков, которые не нравятся супругу или супруге, и совершают то, что приносит пользу и помогает избежать вреда. В идеальной семье муж и жена заботятся о сохранении в семье атмосферы любви и доверия даже тогда, когда между ними возникает размолвка, потому что Всевышний Аллах сказал в Коране:
وَعَاشِرُوهُنَّ بِالْمَعْرُوفِ فَإِنْ كَرِهْتُمُوهُنَّ فَعَسَى أَنْ تَكْرَهُوا شَيْئاً وَيَجْعَلَ اللَّهُ فِيهِ خَيْراً كَثِيراً
«Живите с ними достойно, и даже если они неприятны вам, то ведь вам может быть неприятно то, в чем Аллах заложил много добра» («ан-Ниса», аят 19).
В идеальной семье жена обеспечивает мужу душевное спокойствие и комфорт и уделяет ему больше внимания, чем остальным. Она заботится о чувствах мужа, избегая слов, дел и поведения, которое ему не по душе. Она подчиняется велениям мужа, пока они не идут вразрез с правилами шариата.
Идеальная жена не выходит из дома мужа без его разрешения и не показывает свою красоту посторонним мужчинам, чтобы муж оставался спокоен. Она заботится о доме, поддерживает чистоту и порядок, создает уют и оберегает имущество.
А более всего жену делает идеальной ее усердие в исполнении своих религиозных обязанностей, совершая обязательное и изучая религию.
В идеальной семье муж осознает, что Всевышний Аллах доверил ему жену, и он должен относиться к ней хорошо, говоря благое и проявляя должное уважение. Идеальный муж не причиняет вреда своей жене своими словами и поступками. Он не стыдит ее, не унижает ее достоинство. Он не разговаривает с ней грубо и не проявляет скупости в ее обеспечении. Он не будет восхвалять перед ней другую женщину.
Хорошее отношение должно проявляться особенно в том случае, если у мужчины две или более жен. Идеальный муж соблюдает справедливость в их материальном обеспечении и обходится с ними одинаково. Следует отметить, что ислам не требует равенства в любви и сердечной склонности, потому что это не в его власти.
Идеальный муж оберегает жену, относится к ней ревностно, защищает ее честь, репутацию. Ревность в отношении жены – необходимое чувство. Один из сподвижников, Са’д ибн Убада, сказал: «Если бы я увидел какого-нибудь мужчину с моей женой, я бы ударил его мечом, не задумываясь». Это дошло до Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям), и он сказал:
فَقَالَ : " تَعْجَبُونَ مِنْ غِيرَةِ سَعْدٍ ؟ وَاللَّهِ لأَنَا أَغْيَرُ مِنْهُ ، وَاللَّهُ أَغْيَرُ مِنِّي ، وَمِنْ أَجْلِ غِيرَةِ اللَّهِ حَرَّمَ الْفَوَاحِشَ مَا ظَهَرَ مِنْهَا وَمَا بَطَنَ
«Вы удивляетесь ревности Са’да? Поистине, я более ревнив, чем он, а Аллах более ревнив, чем я. И именно из-за ревности Аллаха были сделаны запретными все мерзости, как тайные, так и явные» (аль-Бухари).
Идеальный муж помогает жене сохранить целомудрие. Женщина, так же как и мужчина, нуждается в том, чтобы удовлетворять свою страсть, и муж должен обеспечить ей такую возможность, чтобы она не страдала и не думала об отношениях на стороне.
Идеальный муж не ищет запретных отношений на стороне, хранит верность и не разглашает секреты жены, даже после развода.
В конфликтных ситуациях
Идеальная семейная пара не переходит рамки шариата даже тогда, когда случаются конфликтные ситуации в семье. Муж не оскорбляет, не избивает жену. И жена, в свою очередь, не позволяет себе того, что еще больше разгневает мужа, не сопротивляется, не огрызается, своими словами и поступками старается показать, что она покорна мужу. При таком отношении конфликты долго не затягиваются, супруги быстро находят общий язык, и воцаряется мир. Важно не забывать, что Всевышний Аллах наделил не только правами, но и обязанностями, и вера в Аллаха и любовь к Нему поможет разрешить любой конфликт.
Некоторые молодые люди разводятся по той причине, что супруга стала неприятной для него, что понравилась другая. Однако истинный мусульманин не будет заглядываться на других женщин, а свою жену будет чтить и уважать, даже если она стала неприятной ему, ибо Всевышний Аллах сказал: (смысл) «Живите с ними достойно, и даже если они неприятны вам, то ведь вам может быть неприятно то, в чем Аллах заложил много добра» (сура «Ниса», 4:19). Мудрец сказал: «Если в первой жене был один недостаток, из-за которого ты разведешься с ней, то в последующей жене будет два недостатка». Не ищите идеальных жен, будьте сами идеальны, и рядом с вами ваши жены тоже станут идеальными.